Бизнес и власть: куда откатываем?
Сентябрь принято считать началом нового делового сезона. Нынешний начинается с тотального похолодания: в природе, в экономике, в политической жизни.
Нельзя, но можно. Можно, но нельзя
- Вмешайтесь - коррупция процветает! - возопил Поэт, обращаясь к Президенту: «Вам, конечно, хорошо знакомо слово «откат». Еще пять-шесть лет назад средний откат по стране составлял 30%. Сегодня это 70%... Об этом знает вся страна. Знает и молчит».
Бизнес сам виноват: с его подачи происходит провоцирование ситуации подобного рода - усмехнулся в ответ Президент в объективы телекамер, и усмешка эта разлетелась по десяткам телеканалов, тысячекратно умножилась Интернетом.
А дальше каждый отправился заниматься своим делом. Одни - готовиться к очередному саммиту, другие - объявлять новый конкурс на следующий госзаказ, третьи - дописывать бизнес-план, закладывая в бюджет те самые 70%. Четвертые-пятые-шестые - бродить по интернет-форумам и новостным порталам, «метя территорию» хлесткими комментариями. Анонимными.
Разговоры о «правилах игры» для бизнеса и власти - четких, внятных, единых - давно стали общим местом. Но чтобы говорить о правилах, нужно (как минимум!), чтобы все играли на одном поле в одну и ту же игру. А как быть, если и поля разные, и игра - у каждого своя?
Открытое письмо Андрея Макаревича Владимиру Путину лишь слегка всколыхнуло информационное пространство августа. Обстоятельнее всего высказался уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов: «В сложившейся ситуации с коррупцией вина бизнеса есть тоже. Но, тем не менее, правила игры определяют именно чиновники, а бизнес и все остальные вынуждены играть по этим правилам. И в наших условиях - чаще всего проигрывать».
Виной всему действующая экономическая модель, говорит омбудсмен:
- Правила сырьевой экономики таковы, что число чиновников растет, а частная инициатива снижается… многие коррумпированные чиновники не только вымогают взятки, но и, отбирая чужую собственность, не таясь, ведут собственный, чаще всего - черный, бизнес, который, в отличие от бизнеса, настроенного на работу в условиях честной конкуренции, у нас в стране, к сожалению, процветает.
Констатация очевидного завершается посылом:
- Победить системную коррупцию возможно, только если государство повернется лицом к конкурентному современному предпринимательству, создаст условия для того, чтобы в стране было выгодно и безопасно производить.
Вероятно, это будет иное государство? Или другая страна?
Ударим картами по бездорожью
Борис Титов до недавнего времени возглавлял «Деловую Россию» - объединение того самого среднего бизнеса, который не столь масштабен, чтобы вести с властью эксклюзивные переговоры, и не настолько мелок, чтобы обезличиться в массе своей малости.
Именно «Деловой России» принадлежат инициативы упорядочить и систематизировать отношения бизнеса и власти. С ее подачи создано федеральное Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое разработало стандарты инвестиционной деятельности в регионах, так называемую «дорожную карту»: хочешь привлечь инвесторов - делай «раз», делай «два», делай «три».
Сейчас АСИ заявило о новой инициативе - разработке «дорожной карты» по развитию конкуренции. Рабочую группу возглавил новый президент «Деловой России» Александр
Галушка. В состав группы обещано включить представителей бизнеса, экспертов «Открытого правительства», представителей федеральных органов исполнительной власти и отраслевых регуляторов.
Предполагается, что в новой «дорожной карте» пропишут предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства и формированию системы мониторинга конкурентной среды. Это должно стать национальной программой развития конкуренции с конкретными описаниями необходимых мероприятий, заявляют в Мин-экономразвития.
Кроме того, в Агентстве стратегических инициатив разрабатывают еще шесть «дорожных карт». Названия говорят сами за себя: «Расширение доступа к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», «Оптимизация процедур регистрации собственности», «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», «Оптимизация процедур регистрации предприятий», «Создание национальной системы компетенций и квалификаций», «Формирование эффективной системы коммуникаций предпринимателей и органов исполнительной власти, включая механизм оперативного реагирования на обращения предпринимателей».
По сути, это те самые болевые точки, которые не дают бизнесу нормально работать. Но участие в программах АСИ - дело добровольное. По теме инвестиций, например, начинали с шести регионов-пилотов. Теперь их 15. Потеплел ли инвестиционный климат? Далеко не везде.
Когда власть - контролер
Если за привлечение инвесторов регионы бьются в одиночку, конкурируя друг с другом, то содействие развитию малого предпринимательства возведено в ранг государственной политики. Законы, сулящие малому бизнесу помощь государства, рождались летом. Первый появился на свет 14 июня 1995 года - «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Обновленный «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» - 10 июня 2007-го.
В 2008 году правительство утвердило Комплекс мер по созданию благоприятных условий для малого бизнеса. 14 разделов: от обеспечения доступа к объектам инфраструктуры и к финансовым ресурсам до упрощения регистрации предприятий, менее жесткого контроля их деятельности, поддержки предпринимательской инициативы. В 2009-м и далее поддерживали тех, кто сумел уцелеть в кризис, и тех, кто рискнул начать в это время собственное дело - в силу особой предприимчивости либо в силу, мягко говоря, беспечности.
Вот уже пять лет не только на малые, но и на средние предприятия распространяются специальные налоговые режимы, возможность упрощенного бухучета, ограничения по проверкам. Живи и радуйся? Официальные итоги переписи субъектов малого бизнеса, проведенной Росстатом в 2011 году, до сих пор обнародованы лишь частично. Что-то подсчитать не сумели, кто-то попросту не дал себя подсчитать. «Подарок» от государства в виде задранной планки обязательных отчислений с зарплаты в социальные фонды вынудил эту зарплату урезать или спрятать «в конверты». На первый взгляд, благие намерения власти вроде обязательной аттестации рабочих мест, защиты персональных данных и даже борьбы за трезвый образ жизни оборачиваются бесконечным административным и финансовым прессингом бизнеса.
А самым распространенным поводом для внеплановой проверки остается необходимость проведения правоохранительными органами оперативно-розыскной деятельности. Расследование преступлений - основной способ привлечения к уголовной ответственности руководителей и учредителей компаний. Пользоваться этим способом у нас давно научились.
Конец лета-2012 полон сообщений о грядущих новшествах в отношениях власти и бизнеса, независимо от его величины и вида деятельности.
Так, Росфинмониторинг намерен жестко бороться с «отмыванием». Ведомство передало в Правительство РФ пакет поправок в законодательство, в числе которых - отмена банковской тайны по решению суда (а для ФНС - без суда), право налоговых органов и банков определять «экономический смысл» операций физических и юридических лиц, широкие возможности отказа банков от ведения счетов, жесткая уголовная ответственность за незаконный экспорт капитала.
До 31 августа законопроект размещается на сайте Минэкономики - в рамках про-цедуры оценки регулирующего воздействия. Предполагается, что закон будет принят Госдумой осенью-зимой и вступит в силу с 2013 года. Эксперты заявляют, что с принятием этих нововведений не только снизится возможность ухода от налогов и валютного контроля, но и значительно возрастет возможность давления силовых структур на бизнес.
А Росалкогольрегулирование (РАР) получило новые полномочия: оно теперь может отзывать лицензии без суда - не только у производителей и торговцев-оптовиков, которых само же и лицензирует, но и у розничных магазинов, лицензии которым выдают местные власти. До сих пор, чтобы наказать производителя или оптовика, РАР должно было обратиться в суд, а торговца могло только оштрафовать и направить уведомление в лицензирующий орган. Теперь решение выносит сотрудник РАР. У нарушителя есть 30 дней, чтобы оспорить это решение. Основания для отзыва лицензии без суда - продажа спиртного ниже установленной государством минимальной цены или в запрещенное для продажи алкоголя время.
С 1 сентября в стране вводятся новые правила противопожарного режима. Здесь, правда, предусмотрен переходный период. Усложняются пожарные нормы для зрелищных учреждений, объектов торговли, транспорта, строительства, недвижимости, образования, здравоохранения, культуры, спорта. Особая категория - транспортирование пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, сливные операции с газом, пожароопасные работы, АЗС.
А в Ульяновской области планируют утвердить Порядок государственного контроля за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Разработчик проекта - региональное Министерство энергетики и ЖКК. У него появится право раз в три года проводить проверки юрлиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих в собственности нежилые здания. Предусмотрены и внеплановые проверки - «в случаях обращений граждан, юрлиц или СМИ, а также при нарушении прав потребителей и возникновении чрезвычайных ситуаций». Далее - выдача предписания об устранении нарушений либо привлечение к ответственности. В министерстве уточняют, что проверяющие вправе взаимодействовать с органами прокуратуры, внутренних дел, экспертными организациями.
Когда власть - заказчик
Одна из самых больных точек взаимодействия бизнеса и власти - система госзаказа. Это поле «утоптано» давно, много на нем и проторенных троп, и хитрых тропинок-лазеек.
Дата рождения ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - 21 июля 2005 года. Сколько за семь лет внесено в этот закон изменений - помнит, наверное, только Федеральная антимонопольная служба. Наисвежайшее датировано июлем-2012: по торгам, которые объявляются, начиная с 23 июля, договор поручительств в качестве обеспечения исполнения контракта не принимается.
Принципиальные изменения, которые претерпела система государственного и муниципального заказа, - обязательные электронные торги и единые электронные торговые площадки, а также обязанность заказчиков размещать всю информацию о закупках на общероссийском официальном сайте
www.zakupki.gov.ru.
И все же несовершенство системы госзакупок и ее потенциальную коррупционную емкость переломить так и не удалось. Заказчики научились формулировать условия конкурса под конкретных исполнителей. Безусловная победа того, кто берется выполнить заказ за меньшую цену, оборачивается не экономией бюджетных средств, а плохим качеством работ. А на «профессиональных» игроков рынка госзаказа, инструментом которых стали демпинг, сговор, шантаж и прочие подобные категории, практически нет управы.
Явные нарушения буквы закона, естественно, пресекаются. Как сообщают в Ульяновском УФАС, самым ярым нарушителем ФЗ-94 сегодня являются муниципалы. На их долю приходится 77,9% выявленных нарушений. Всего же за первое полугодие 2012 года выявлено 176 заказов, размещенных с нарушениями.
Весенние и летние месяцы текущего года дали несколько резонансных дел. Май - арбитражный суд признал незаконными действия комитета по управлению городским и земельным имуществом Ульяновска. Отчуждение из собственности МУП «Декоративные культуры» здания площадью более 120 кв. метров в самом центре Ульяновска КУГиЗ провел без торгов. Июль - аннулирован открытый конкурс на выполнение проектных работ по разработке системы теплоснабжения Ульяновска (заказчик - комитет ЖКХ и экологии администрации города). Причина - невозможность проверить обоснованность начальной цены контракта (12 млн. рублей) и неправомерное требование наличия допуска СРО по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения. Июль - аннулирован аукцион мэрии Ульяновска на благоустройство городских дворов малыми архитектурными формами (цена контракта - 48 млн. рублей). Нарушения - не указаны параметры товаров, не обоснованы максимальная и минимальная цены.
Руководитель Ульяновского УФАС России Геннадий Спирчагов рассказывает о работе Управления по статье «коммерческий подкуп»:
- Замечено, что появилось несколько фирм, профессионально составляющих жалобы и отзывающих их буквально в течение дня. Сотрудники Управления предположили, что здесь имеет место шантаж участников аукционов: за отзыв жалобы от них получают деньги. Проверки подтвердили это предположение. Нарушения в действиях заказчиков действительно обнаружены, значит - жалобы отозваны неспроста. Торги были отменены, виновные наказаны.
Официальный сайт Ульяновского УФАС полон сообщений о пресечении нарушений. То же - на сайтах практически всех региональных управлений антимонопольной службы. Сами же участники торгов говорят о том, что ФЗ-94 стал тормозом для развития бизнеса: процедура затянута, риски участников высоки, финансирование заключенного контракта начинается поздно…
Станет ли панацеей федеральная контрактная система (ФКС), призванная заменить пресловутый ФЗ-94 - вопрос открытый. Проекты ФКС параллельно разрабатывались в Минэкономразвития и ФАС, ключевые новшества - введение механизмов прогнозирования и планирования госзакупок, аудита исполнения контрактов, реестра недобросовестных поставщиков. Заявлялось, что к 1 июля закон о ФКС будет принят. Однако и к 1 сентября этот документ остается законопроектом.
С властью в партнерстве?
А есть ли будущее у государственно-частного партнерства? Хотелось бы думать, что вопрос этот не риторический. В августе управление по экономике, стратегическому планированию и инвестициям администрации города Ульяновска распространило данные о возможном сотрудничестве власти и бизнеса в сфере строительства детсадов.
- Прорабатывается возможность строительства на территории Ульяновска дошкольных учреждений с использованием форм муниципально-частного партнерства, - рассказывает начальник управления Андрей Климовский. - В частности, это концессия. В регионах России и в муниципальных образованиях есть опыт реализации подобных проектов, мы его изучаем. Рассматриваются различные условия инвесторов. Работа нам предстоит сложная, но интересная.
Схема примерно такая: объявляется конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство детского сада, победителю муниципалитет предоставляет площадку с инженерными коммуникациями и необходимое разрешение на строительство. Концессионер в течение определенного срока (три, пять, семь лет) ведет эксплуатацию построенного социального объекта. А по истечении срока действия договора и выплаты муниципалитетом стоимости строительства объект передается на баланс города.
Подобная схема применима и для спортивных сооружений. Региональное правительство заключило концессионное соглашение на строительство в областном центре ледового дворца «Торпедо». Как сообщают в управлении по экономике, стратегическому планированию и инвестициям, администрация Ульяновска прорабатывает аналогичную возможность.
Принцип тот же: победитель конкурса заключает с муниципалитетом концессионное соглашение, по которому в течение десяти лет эксплуатирует построенный спортивный объект. При этом право собственности на объект принадлежит органу местного самоуправления. В администрации Ульяновска подсчитали: ориентировочная стоимость строительства одного дворца спорта - 600 млн. рублей, физкультурно-оздоровительного комплекса - 450 млн. При возведении дворца спорта и двух ФОКов общая стоимость строительства (с учетом инвестиционной составляющей инвестора) ориентировочно 2,5 млрд. рублей. Срок строительства спортивных объектов составляет от года до двух лет.
Осторожно - бизнес!
Уполномоченный по правам предпринимателей Ульяновской области Анатолий Сагавопросом номер один называет правовое просвещение малого бизнеса. По его мнению, сегодня это если не самая важная, то самая срочная задача. 60-65% обращений, с которыми идут к уполномоченному, возникают из-за того, что предприниматели не знают своих прав и обязанностей.
- Люди пускаются в бизнес, не представляя, что их там ждет! - говорит ульяновский омбудсмен. - По сути, вы ныряете в прорубь, не зная, какой глубины эта прорубь, какая температура воды - не зная ничего. Чтобы водить даже свою личную машину, надо закончить курсы водителей. Чтобы стать токарем, надо сначала поработать учеником. А предприниматели - в омут с головой! Разве это правильно?
«Омутом» для многих оказалось согласие пойти «работать индивидуальным предпринимателем» через центры занятости. Зарегистрировался в налоговой, получил 60 тыс. рублей на открытие собственного дела, потратил их, как сумел, а в итоге - ни денег, ни бизнеса, только «письма счастья» из налоговой инспекции: «Заплатил налог? Отчитался, на что ушли государственные деньги?».
Вхождение в бизнес означает вхождение в новое экономическое, правовое, конкурентное пространство. Кому-то нужны поводыри. Кто-то ищет точки опоры. Кто-то принципиально идет напролом. И все же готовым рискнуть «здесь и сейчас» стоит рассчитывать свои возможности и понимать, какой климат на дворе. Впрочем, и здесь - на любителя. Одним нужны парниковые условия, а другим комфортно, когда «попрохладнее».
Несколько лет назад наш журнал процитировал известного ульяновского предпринимателя: «Бизнес и власть должны быть удалены друг от друга. Нельзя спать рядом со слоном, даже если ты его друг. Он ночью тихонько перевернется - и все, нет тебя».
Выходит - не будите спящего слона? Но кто сказал, что слон спит?
Людмила Ильина
фото - www.novostey.com