Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Бизнес «на районе»

Бизнес в областном центре и бизнес в муниципалитетах - две разные вещи. Для предпринимателей в районах меньше условий - а вот возможностей подчас немало.

 

Бизнес в областном центре и бизнес в муниципалитетах - две разные вещи. Для предпринимателей в районах меньше условий - а вот возможностей подчас немало.

 

«Опора России»: возможностей - море

Развитию малого и среднего предпринимательства уделяется много внимания на региональном уровне, но на муниципальном - явно недостаточно, говорилось на IV бизнес-форуме «Деловой климат в России» (Business Environment in Russia). Форум прошел в Ульяновске 5 декабря и собрал около тысячи участников, в том числе - представителей всех муниципальных образований области и 14 регионов страны.

В районах российских субъектов до сих пор множество никем не использованных возможностей для открытия дела, заявил президент «Опоры России» Александр Бречалов в ходе пленарной сессии. Так, в России по сей день много сел, куда хлеб завозится из городов. А вот готовый бизнес-проект: открытие пекарни в поселке с населением 1,5 тыс. человек даст семь-десять рабочих мест и займет свободную нишу местного рынка.  

Компаний в Ульяновской области сравнительно немного. По последним данным, в регионе 65 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ). В Татарстане по состоянию на август 2012 года - 163 тысячи, в Пермском крае по состоянию на октябрь 2012 года - 132 тысячи, в Саратовской области еще в конце 2011 года их было 95 тысяч.  

Не обходится без подводных камней: было бы так просто - ниш бы уже не осталось. Провинциальным жителям, по мнению г-на Бречалова, не хватает амбиций - или самостоятельности. И снова житейский пример из «архива» президента «Опоры»: в поселке Саратовской области отслуживший в рядах российской армии молодой человек хотел бы открыть свое дело в родном крае, но отец нашел перспективу «понадежнее» - работу в городской полиции.

В итоге в селе с населением 1,1 тыс. человек только один крупный предприниматель и пять малых бизнесов.  А в 20 км к Саратову - ни одного придорожного сервиса, констатирует г-н Бречалов.

Власть и бизнес: желание должно быть обоюдным

Власть не может не влиять на развитие бизнеса «на районе» - как участием, так и безучастием. В Ульяновской области, по мнению вице-президента, директора по внешним связям департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24 Надежды Карисаловой, участие муниципальной власти в развитии бизнеса заметно. «У вас всех глав муниципалитетов заставляют поддерживать малый бизнес и кнутом и пряником. Кнут - это некий административный ресурс, а пряник - премия, которую муниципалитеты получают от губернатора за развитие малого бизнеса. Я действительно поражена. Такого нет ни у одного региона Российской Федерации», - заявила она.

Главы муниципальных образований обязаны собирать желающих открыть свой бизнес и рассказывать им о реальных возможностях и условиях, считает президент «Опоры России». «Если этот механизм заработает, в течение двух лет будет огромный рывок. Маленькие производства, которые актуальны для небольших территорий с населением пять, двенадцать, двадцать тысяч человек, можно реализовывать тысячами и десятками тысяч по всей России», - сказал он на форуме.

В качестве примера рассматривалось село Старое Дрожжаное в республике Татарстан. Три года назад населенный пункт занимал в регионе третье место с конца по всем экономическим показателям. Тогда предпринимателей было 12, сейчас - 380. Ситуацию изменила совместная работа местной администрации и предпринимателей, сформировавших бизнес-кейс из проектов, за которые последние готовы взяться. Программу отправили в областной специализированный департамент, который представил ее федеральным властям на получение софинансирования.

Такие примеры - единичные. По информации «Опоры России», в Татарстане не более десяти муниципалитетов, власти которых сами проявляют инициативу в диалоге с бизнесом.  А в целом по стране только 10% муниципалитетов работают в этом направлении системно.

В Ульяновской области, по словам директора регионального департамента развития предпринимательства Руслана Гайнетдинова, эта работа отлаживается. Во многих муниципалитетах функционируют советы предпринимателей и комиссии с долей бизнесменов в их составе не менее 40%. Если эту систему запустить в полном объеме, эффект наступит через три-четыре месяца, считает он.

Идти во власть?

Удаленность населенного пункта от областного центра, как показывает практика, вовсе не показатель условий для бизнеса. В Красном Яре (Чердаклинский район, 9 км от Ульяновска) всего 10-12 предпринимателей. На бизнес-форуме они заявили, что их диалог с властью не налажен.  Предприниматели закрывают рабочие места и уходят в город, констатируют они.

Участники дискуссии пленарной сессии предложили бизнесменам один способ решить проблему - идти во власть. «Мое видение этого процесса - надо идти во власть и самим там работать. Только предприниматель, прошедший все структуры и понимающий проблему изнутри, может решить проблемы бизнеса», - заявил г-н Гайнетдинов.

«Многое зависит и от вас. Дитя не плачет - мать не разумеет. Важно, чтобы вы сами шли во власть - в законодательное собрание, в местное самоуправление», - сказала г-жа Карисалова.

«Идти во власть - один из рецептов, и он работает, - отметил г-н Бречалов - Человек с бизнес-подходом во власти - это уникальная практика. А на все дорожные карты и рабочие группы уходят по два-три года. У нас огромное количество территорий с населением меньше пяти тысяч человек, для которых несколько лет - уже точно невозврат».

Эльмира Мухаметшина

фото - cache.zr.ru

9824
comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: