Бизнес нанотехнологий
Ульяновский наноцентр объявил три специализации - автокомпоненты, авиация и строительство. Почему выбрали именно эти направления, сколько намечено стартапов и какого порядка цифра привлеченных и запланированных инвестиций - руководители центра рассказали на пресс-конференции.
Лидирует строительство
4 марта Ульяновский нанотехнологический центр объявил свои специализации, по которым будет вестись отбор стартапов для финансирования. Работа предполагается в трех направлениях. Первые два - это автокомпоненты и авиация. Сюда относятся композитные металлические и полимерные материалы, нанесение покрытий на стекло, прототипирование и инжиниринг. Третье направление - строительство, а именно композитные материалы на основе нерудных полезных ископаемых, жидкие лаки, краски и строительные смеси, модифицированные бетоны, конструкционные стройматериалы, архитектурные стекла с покрытиями.
Официальное открытие площадки наноцентра в промзоне «Заволжье» планируется в этом году. А вот работа над проектами уже идет, число утвержденных - 11. Сумма инвестиций в реализованные стартапы составляет 150 млн. рублей. Еще 150 млн. предполагают проекты, одобренные к реализации.
Пока лидирует по «популярности» строительство. По этому направлению заявлено пять проектов - производство высокостойких вододисперсионных красок, изготовление добавок из наномодифицированного диатомита для получения высокопрочного бетона, создание интегратора инновационной продукции, открытие R&D-центра по стройматериалам, производство модульных элементов зданий. В рамках специализации «Авиация и космос» утверждено четыре проекта, по направлению «Автокомпоненты» - два. По словам гендиректора ООО «Ульяновский Центр Трансфера Технологий» Андрея Редькина, планируется утвердить еще 20 проектов.
Наноцентры не конкурируют
Каждый из семи наноцентров России определяет свои направления исходя из географических и исторических факторов. Так, Троицкий в феврале обозначил в числе своих специализаций новую электронику, прикладные лазерные технологии, новые материалы, приборостроение и медицину будущего.
«Наноцентры в России не конкурируют, а дополняют друг друга, даже если курируют смежные специализации, - рассказал член совета директоров ООО «Ульяновский Центр Трансфера Технологий» Руслан Титов. - Пример тому - совместный проект первых определившихся наноцентров, троицкого и ульяновского, по созданию производства пикосекундных лазеров. Это технология, которую мы позаимствовали у Аризонского университета: два наших соотечественника провели исследование и получили результат. Проект инвестирован двумя наноцентрами. Производство пикосекундных лазерных систем по ульяновской технологии будет вестись в Троицке, потому что там есть очень сильная лазерная компетенция - структура, которая позволит, ничего не выстраивая и используя один из существующих лазерных центров, изготавливать продукт максимально эффективно и дешевле [чем в США]».
По словам г-на Титова, разработка сможет применяться при производстве айфонов. «В конечном итоге этот лазер будет стоять на той фабрике в Китае или Тайвани, которая делает айфоны», - заявил он.
Утечки информации не будет
Российские наноцентры, как и фонд «Сколково», взаимодействуют с инновационными и научными структурами других государств. Ульяновский наноцентр также рассчитывает на установление контактов за рубежом.
«Мы планируем выйти за пределы страны и ставим своей целью найти двух-трех сильных иностранных партнеров», - сказал Руслан Титов.
Утечкой информации это не грозит, заявляют в «Сколково». Со всеми зарубежными экспертами наноцентры и фонд заключают соглашения о конфиденциальности. Полученную информацию иностранные специалисты не могут распространять и использовать в коммерческих целях.
Взаимодействие с другими странами в сфере высоких технологий для России обязательно, отметил исполнительный директор кластера ядерных технологий фонда «Сколково», независимый член совета директоров ООО «Ульяновский Центр Трансфера Технологий» Денис Ковалевич: «Россия - далеко не лидер по нанотехнологиям. Например, объем мирового рынка нанокомпозитов - больше 150 млрд. долларов в год, а доля России в нем - около одного процента. Поэтому, чтобы оценить тот или иной проект, нам нужно взаимодействовать с лидером. Среди экспертов «Сколково» - 50% зарубежных экспертов, и мы стремимся к увеличению этого процента».
Играет роль и сама специфика инноваций. «Все технологические идеи - по своему принципу общие. В этом смысле нет русских или французских идей - они принадлежат тем, кто может их перевести в деятельность. И «Сколково», и наноцентры - это проекты интеграции России в глобальное пространство, а не автономизации России из него», - сказал г-н Ковалевич.
Ядерная специализация - не рыночная
Один из участников проектов Ульяновского Центра Трансфера Технологий - димитровградский НИИАР. Но в числе объявленных специализаций Ульяновского наноцентра ядерной сферы нет. Его представители объясняют это тем, что атомная энергетика - очень консолидированный и закрытый рынок, в котором всего несколько компаний в мире.
«Представить себе стартапы в ядерной сфере очень сложно. А даже если и представить, то только один стартап, например, Билла Гейтса, существенно дороже, чем бюджет всех российских наноцентров вместе взятых. Это десятки лет и миллиарды долларов», - рассказал Денис Ковалевич.
Стартапами НИИАР не занимается, и его деятельность - реакторное материаловедение - не рождает новые бизнесы вокруг этого центра. «Своими специализациями мы назвали не технологические, а рыночные. Но возможности работы в той или иной сфере не ограничиваются. У нас в портфеле есть проекты, которые мы обсуждаем с НИИАР и которые связаны с ядерными технологиями», - отметил он.
А в трех заявленных специализациях - автокомпоненты, авиация и строительство - у ульяновских стартапов при поддержке наноцентра есть будущее, заявляет его руководители. По их мнению, число компаний, использующих нанотехнологии, в России должно увеличиться.
Эльмира Мухаметшина