"Будильник" для общества
Общественной палате Ульяновской области исполнилось пять лет, и этот первый юбилей стал поводом для обсуждения места и роли социального института новейшей истории в жизни нашего региона.
Общественная палата – социальный институт нового времени. Ни в царской России, ни в советское время не было совещательного органа, который осуществлял бы связь между гражданским обществом и властью.
В советское время было проще: человек знал, куда ему «нести печаль свою» – в партком; знал, где можно высказать собственную точку зрения – на партсобрании, на профконференции. Сегодня этот фокус не пройдет: любой субъект общественно-политической жизни ангажирован, партии по отношению друг к другу – соперники, профсоюзы превратились в «декоративный орган». Если же гражданин обращается в орган власти, ему сложно беседовать на равных на «чужой» территории.
Требовалась независимая инстанция, которая бы обеспечивала взаимодействие граждан с органами власти и местного самоуправления. Решение пришло «сверху»: в 2005 году была организована Общественная палата Российской Федерации. То, что инициатором ее создания стала власть (а также сам принцип формирования Палаты), конечно, не могло не наложить отпечаток на деятельность этого органа. Однако «процесс пошел». В 2006 году был принят закон «Об Общественной палате Ульяновской области».
На юбилейных торжествах, посвященных пятилетию со дня создания ульяновской Палаты, говорилось, что в силу «детского» возраста, она не стала еще привычным социальным институтом, деятельность которого была бы известна всем и каждому (для этого нужно минимум 20 лет), между тем опыт накоплен достаточный, в том числе отрицательный. Негатив в основном связан с особенностью законодательства – достаточно общего – «рамочного», не конкретизирующего формы работы Палаты.
Аналитики считают, что пока деятельность Общественной палаты ограничивается в основном мониторингом мнений и интересов граждан и общественных объединений, что ОПУО еще не стала связующим звеном между властью и обществом, пока каждый – сам по себе. Нынешний, третий, состав Палаты предпринимает попытки изменить ситуацию, декларирует принцип открытости, приглашая на свои мероприятия представителей любой общественной организации, любого гражданина. Но, к сожалению, наше общество достаточно пассивно, аполитично и апатично, люди привыкли к кулуарному обсуждению насущных вопросов – «на кухне». Да что там: представители силовых ведомств, посетившие «антикоррупционный» круглый стол, который организовала Палата, предпочли отмолчаться…
Общественная палата – не юрлицо, не карательный орган, который может наказать нерадивого чиновника или политика, она может воздействовать на гражданское общество и власть таким способом, как общественное мнение. Если против какой-то политической персоны сформировано негативное представление, то «отмыться» потом очень сложно. Показательный пример – крайне низкие рейтинги ульяновской мэрии по результатам осенних социологических опросов. Не последнюю роль здесь сыграли действия городских властей по «облагораживанию» сквера на улице Гончарова.
Между тем и в истории самой Общественной палаты были моменты, которые не прибавили организации авторитета. Сегодня Палату возглавляет известный ульяновский политолог Нина Дергунова, которая была введена в ОПУО по вакансии «губернаторской десятки». Среди намерений нового председателя – стремление к реальной независимости социального института от власти, однако политологи сомневаются, что это возможно: прощаться с членством в партии госпожа Дергунова не собирается.
В ответ на упреки блогосферы она написала: «Партийная принадлежность – это мое личное дело. Общественная палата мне интересна как социологу и политологу, а не как члену ЕР. Общественная палата по закону не связана с партиями, ее задача как третьего сектора (первый сектор – политика, второй сектор – бизнес) работать с общественно активной частью общества… Согласна, что часть нашего чиновничества пока не очень понимает, как надо уважать права и свободы личности независимо от статуса, кошелька, имиджа. Но мы только начали этот путь».
На вторую пятилетку у Общественной палаты Ульяновской области амбициозные планы. В частности, ОПУО планирует добиваться больших полномочий в своей деятельности, возможности выходить с инициативами в законодательные органы власти, чтобы иметь реальный правовой инструмент в плане изменения или управления ситуациями в гражданском обществе.
Что ж, как говорится, поживем – увидим, станет ли Палата по-настоящему независимой инстанцией, которая будет обеспечивать взаимодействие граждан с органами власти и местного само-управления, осуществлять социальный контроль над деятельностью властных структур, защищать права и свободы человека и общественных организаций.
Вероника Градова