Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«Бытовка» на фоне рынка

Сегодня любой квартал в Ульяновске трудно представить без супермаркета или заведения общепита. В этом стандартном наборе непременно присутствуют и предприятия по оказанию бытовых услуг населению. Данный сегмент рынка, в основном, осваивают предприятия малого бизнеса.

Сегодня в Ульяновске зарегистрировано 1250 объектов бытового обслуживания, это на 51 объект больше, чем полгода назад. Работают в данной сфере порядка 10 тысяч ульяновцев, и в полном соответствии с мировой практикой, в местной «бытовке» преобладают малые организации и частные предприниматели.

В городе осталось всего десять муниципальных предприятий бытового обслуживания, причем пять из них находятся в стадии ликвидации, хотя по итогам полугодия лишь одно «бытовое» МУП получилось убыточным.
— В соответствии с законом № 131 город оставляет предприятия, необходимые для выполнения функций муниципалитета, — объясняет председатель Комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей мэрии Ульяновска Надежда Жукова. — Органам местного самоуправления нет необходимости держать ту же парикмахерскую, такие услуги населению может оказывать и предприниматель.

Сегодня можно говорить об относительной стабилизации данного рынка в Ульяновске, считает Жукова, — период метания закончился, направления деятельности выбраны.
Так, например, Техно-торговый центр «Лидинг» после неудачного розничного проекта сконцентрировал все усилия на основном направлении — сервисном, в том числе гарантийном, обслуживании бытовой техники. Сегодня количество контрактов ТТЦ «Лидинг» с производителями бытовой техники исчисляется тремя десятками, это в два раза больше, чем пять лет назад.

Еще недавно количество ателье по пошиву одежды в Ульяновске значительно сокращалось: небогатых горожан устраивал хлынувший на рынок недорогой ширпотреб. Сегодня люди стремятся к индивидуальности, и предприятия индпошива при грамотной организации дел активно развиваются. Так, на заре своей деятельности предприятия бытовых услуг «Бостон» и «Долина мод» были маленькими ателье по пошиву одежды. Сегодня они уже выросли из рамок ателье, помимо индивидуального пошива, здесь организованы разработка и производство собственных коллекций одежды, в том числе профессиональной — для работников ЖКХ, медиков.

Еще одна тенденция нового времени — рынок бытовых услуг осваивают крупные торговые организации, для них это сопутствующий бизнес, усиливающий конкурентное преимущество основного. Скажем, проблемы с телефонными аппаратами, приобретенными в сети салонов «DIXIS», потребитель решает в сервисном центре компании. В структуре современных автосалонов города («Мотом», «Элекс-Полюс»...) непременно присутствует и современная станция техобслуживания автомобилей.

— Мастерская для ремонта обуви появилась в нашем торговом комплексе исключительно для удобства покупателей, — говорит администратор Торгового дома «Фабрика обуви» Валентина Баландина. — Скажем, одной даме в нашем магазине понравились сапожки, но в икрах они оказались великоваты. В мастерской ей тут же ушили голенища, и покупательница осталась довольна.

Страна Ломбардия

«В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть». Строки бессмертного романа Ильфа и Петрова все так же актуальны для рынка бытовых услуг нашего города: попрежнему количество парикмахерских (348) преобладает над остальными объектами «бытовки».Да и конкуренция среди предприятий, предоставляющих ритуальные услуги, в Ульяновске достаточно серьезная. По мнению заместителя директора ООО «Круг» Александра Исаенко, количество «ритуальщиков» увеличилось после того, как этот вид деятельности перестал быть лицензируемым, и в данный бизнес хлынули непрофессионалы. Новоиспеченные «безенчуки» считают, что нет ничего сложного в организации похорон и поминок, однако лишь единицы предприятий ритуальных услуг в Ульяновске обладают необходимой технической базой и подготовленными специалистами, чтобы обеспечить достойный уровень «печального сервиса».

В Общероссийский классификатор бытовых услуг входит 897 видов услуг, а также множество их подвидов. Подавляющее большинство зарегистрированных в классификаторе услуг в Ульяновске присутствует, в том числе и так называемый социально значимый набор бытовых услуг (бани, прачечные, ремонт мебели и т.д.).

Первенство среди наиболее востребованных у населения предприятий бытового обслуживания держат мастерские по ремонту и обновлению обуви (132 объекта), пункты проката медиапродукции (98), автомастерские (91), швейные ателье (80), в городе функционирует 28 частных ломбардов. Сегодня мало кому придет в голову печатать фотографии дома, и сообразно запросам рынка, количество фотоателье значительно увеличилось (сейчас их в Ульяновске 123). Фотоуслуги считаются наиболее прибыльным бизнесом в «бытовке», а наибольший успех сопутствует предпринимателям, которые регулярно расширяют количество предоставляемых услуг, закупают новое оборудование.

Все увереннее чувствуют себя фирмы, специализирующиеся на прокате одежды. Причем это не обязательно свадебное или вечернее платье, новогодние костюмы. Все чаще ульяновцы предпочитают брать напрокат детскую одежду, мужские костюмы.
Развивается и направление строительства коттеджей, которое также относится к «бытовке», расширяется спектр ремонтных работ, все большую популярность в данной сфере приобретают услуги по разработке дизайна квартир.
А вот ниша клининговых услуг в Ульяновске пока не заполнена. И все же специалисты «индустрии чистоты» полны оптимистических прогнозов, прежде всего, из-за увеличения количества состоятельных граждан, которые стремятся улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах. По оценке руководства ООО «Оберхофф», старожила этого рынка, наиболее перспективными клиентами компании являются клиенты корпоративные — банки, офисные и торговые центры, а также частные лица с высоким уровнем доходов.Пока не нашли широкого распространения в Ульяновске и популярные в мегаполисах еврохимчистки. Удовольствие это не из дешевых — как для потребителя (за удаление пятна с сумочки придется выложить сумму в треть от стоимости новой сумки), так и для предпринимателя (первоначальные инвестиции в создание высокотехнологичного предприятия с итальянским оборудованием составляют порядка 150 тысяч долларов).

По словам владельца еврохимчистки «Золушка» Геннадия Бударина, его предприятие тратит значительные средства на закупку дорогих химикатов, а также на участие во всевозможных семинарах, тренингах в Москве, Казани, Тольятти, которые сотрудники «Золушки» посещают примерно раз в квартал — чтобы быть в курсе новинок отрасли.На местном рынке бытового сервиса пока не присутствует такая экзотика, как предоставление консьерж-услуг (любой каприз за ваши деньги) или холодильной камеры для хранения мехов состоятельных граждан. Назрела необходимость создания фирмы по прокату автомобилей. Пока же автопрокат в Ульяновске представлен только свадебным лимузином. Цены на его аренду превышают московские — сказывается отсутствие конкуренции.

«Лужу, паяю,телевизоры починяю»

«Есть еще в нашей сфере услуг свои недостатки» — фраза из новогоднего фильма актуальна и для ульяновской бытовки. Главной проблемой, тормозящей цивилизованное развитие рынка, по мнению чиновников и предпринимателей, является теневой бизнес услуг. По оценке генерального директора ТТЦ «Лидинг» Леонида Кузнецова, на ульяновском рынке ремонта бытовой техники работают пять основных игроков — крупных сервисных центров и... несколько десятков частников, заполонивших своими объявлениями («Ремонтирую телевизоры», «Устанавливаю водона-греватели» и т.д.) бесплатные газеты. Естественно, на «нелегалов» не распространяется действие нового рекламного законодательства, а население «клюет» на демпинговые цены и возможность получить услугу на дому.

По мнению руководителя Ульяновской городской общественной организации «Центр по защите прав потребителей» Григория Каленова, от таких «умельцев» возникает немало проблем. Потребителю, заключившему договор с частным лицом, в случае некачественной услуги придется непросто. — Нас беспокоит, что, за-ключая договор, граждане его просто-напросто не читают, не обращают внимания на пункты, которые должны насторожить, — говорит Григорий Каленов. — Впрочем, у частника практически отсутствует договорная система, и он не предоставляет потребителю никаких документов, подтверждающих факт оплаты. Простор для недобросовестных предпринимателей!

По словам Надежды Жуковой, за первую половину 2006 года в мэрию обратилось 1100 граждан с претензиями на некачественное бытовое обслуживание, это гораздо больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем жалобы касались не только традиционных услуг (ремонт квартир, ритуальные услуги), но и относительно новых сервисных направлений, например, установки и обслуживания домофонов.

Дом у дороги

И все-таки хочется верить, что будущее ульяновской сферы бытового обслуживания связано с цивилизованным путем развития. Тем более что наш город в последнее время стал более открыт для иногородних и иностранных гостей, которые по состоянию бытового сервиса во многом судят о регионе в целом. И эта проблема актуальна не только для Ульяновска, но и для его окрестностей с основными автотрассами, являющимися свое-образной визитной карточкой города для его гостей и просто проезжающих граждан.

— В этом году по поручению губернатора областным правительством разработана и утверждена программа развития придорожного сервиса в Ульяновской области, — говорит министр развития предпринимательства области Игорь Тихонов. — Открытие в июле гостиничного комплекса в поселке Сурское на трассе Ульяновск — Саранск — яркий пример успешной реализации инвестиционного проекта на территории сельского района. Новый комплекс, который открыли местные предприниматели, включает в себя не только гостиницу в ее обычном понимании. Здесь есть АЗС, просторная асфальтированная охраняемая стоянка. В гостинице открыт магазин, уютное кафе. Рядом возводится еще один гостиничный комплекс со стоянкой для грузовых автомашин.

Это только «первая ласточка» в реализации программы «Придорожный сервис», всего же планируется охватить все пять основных трас, проходящие через Ульяновскую область, в перспективе — открытие целого сервисного комплекса около нового моста через Волгу.

— Мы готовы оказывать всяческую поддержку предпринимателям в реализации подобных проектов в других районах области, — подчеркивает Игорь Тихонов.

— Надеемся, что такие придорожные сервисные центры будут включать в себя самый широкий спектр услуг — как для людей (быстрая химчистка, срочный ремонт обуви, душевые и т.д.), так и для транспорта (диагностика, ремонт автомобилей), — говорит Надежда Жукова. — В этом плане Ульяновску стоит позаимствовать опыт других регионов.

Позитивному развитию сферы бытового обслуживания населения, безусловно, поможет и зарубежный опыт. В частности, это касается профессионального объединения специалистов бытового обслуживания. В таких развитых странах, как Германия, Франция, Италия давно работают Ремесленные палаты — эффективные организационные структуры управления производственными системами «бытовки». При Минэкономразвития России создана общероссийская Палата ремесленных искусств, работающая по направлениям. Ульяновские власти неоднократно предлагали местным предприятиям бытового обслуживания членство в данной Палате, но пока откликнулись только предприниматели, занимающиеся предоставлением услуг химчисток.

И тем не менее, бытовой сервис становится все более востребованной сферой приложения сил ульяновского предпринимательства. Достаточно взглянуть на развитую инфраструктуру строящихся кварталов: в новых домах присутствуют не только объекты торговли, но и всевозможная «бытовка», даже банкетные залы. Специалисты прогнозируют, что в перспективе все первые этажи многоквартирных домов будут заняты общественно полезными объектами, среди которых немаловажную роль будут играть предприятия бытового обслуживания с наиболее полным, удовлетворяющим потребности современного горожанина комплексом услуг.
Татьяна Задорожняя

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: