Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Бюджет 2013-2015: развитие экономики через инвестирование в человеческий капитал

Основа успешного развития каждого региона - это стабильный бюджет. Сегодня  главной темой для обсуждения является проект областного бюджета на 2013-2015 годы. Что представляет собой главный финансовый документ Ульяновской области на предстоящую трехлетку и каковы его приоритеты, рассказывает министр финансов региона Ольга Максимушкина.

Прогнозы стабильные

Процесс формирования бюджета - это очень ответственная работа, здесь мы должны качественно прорабатывать все вопросы с отраслевыми ведомствами, учесть все нормативные  акты. Основой для формирования областной казны служит прогноз социально-экономических показателей, на который мы ориентируемся и который учитываем при верстке бюджета, поскольку он отражает развитие экономики региона. В этом году при формировании бюджета мы руководствовались тем, что в ближайший период прогнозируется стабильное развитие экономики.

Кроме того, для нас крайне важно мнение научного сообщества в вопросах формирования бюджета, поскольку здесь мы можем получить взвешенную, объективную точку зрения доктрины. В рамках Общественного совета при Министерстве финансов мы обратились к профессорам, докторам экономических наук, работающим в наших высших учебных заведениях. Они, в свою очередь,  получили возможность непосредственно ознакомиться с главным финансовым документом региона, оценить его приоритеты. Проект бюджета был доступен для широкого обсуждения на сайте правительства региона. Мы получили достаточно много вопросов, на которые отвечали.

Повышение качества жизни

Основной целью бюджетной политики на 2013-2015 годы мы ставим повышение качества жизни граждан Ульяновской области, адресное решение социальных проблем, повышение эффективности и качества предоставляемых государственных услуг, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов региона (в том числе за счет оказания эффективной финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований), дальнейшее развитие налогового потенциала области - в том числе за счет выбора оптимальных форм поддержки важных для региона отраслей экономики, создания стимулов и формирования благоприятных условий для развития бизнеса и содействия занятости населения.

Хочется отметить, что бюджет следующего года не просто социально ориентированный, это бюджет, который вкладывает средства в жителей региона, четко исполняет все социальные законы. Только представьте, что более 77% всех расходов бюджета - это расходы социальной сферы: здравоохранение, образование, социальная поддержка, культура, спорт, поддержка муниципалитетов. И это очень важно, потому что без инвестирования в человека невозможно развитие экономического потенциала территории. Ведь что такое инвестирование в человеческий капитал? Это развитие способностей людей, вложение в образование, в том числе и базовое, создание комфортной окружающей среды, уверенность в своей социальной стабильности. Только социально обеспеченный человек сможет с полной отдачей реализовать свои способности специалиста, профессионала и, таким образом, развивать экономику.

Доходы и расходы

Ну, если перейти непосредственно к цифрам бюджета, то доходы областной казны на 2013 год составят 28 млрд. 531,2 млн. рублей, в том числе средства из федерального бюджета прогнозируются в общем объеме 5 млрд. 553,1 млн. рублей. Собственные же налоговые и неналоговые поступления определены в сумме 22 млрд. 978,1 млн. рублей. При этом прогнозные показатели 2013 года превышают показатели первоначально утвержденного бюджета на 2012 год на 7%, фактическое исполнение за 2011 год - на 24,2%.

Основным бюджетообразующим налогом остается налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в общем объеме поступлений составляет 31,3%. Следующий по значимости - налог на прибыль организаций, его удельный вес равен  29,8%. Рассчитан он исходя из оценки ожидаемого поступления в 2012 году и предварительных темпов роста прибыли прибыльных предприятий.

Расходы областного бюджета  на 2013 год запланированы в объеме 31 млрд. 977,9 млн. рублей, или с ростом к первоначально утвержденному бюджету на 2012 год на 4,4%.

Социальная политика

Традиционно значительные средства мы направляем на социальную политику. И на 2013 год эти расходы предусмотрены в общей сумме 8 млрд. 183,9 млн. рублей. Из них более 6 млрд. рублей - это расходы на социальное обеспечение населения.

Что такое социальное обеспечение населения? Это, в первую очередь, поддержка ветеранов труда и различных войн, инвалидов, пенсионеров. К примеру, только на обеспечение областного закона 
«О звании «Ветеран труда» мы направляем более 1 млрд. рублей.

В 2013 году появятся и новые виды поддержки. С 1 января начнут действовать денежные выплаты «детям войны». В бюджете на их финансирование предусмотрен 62,1 млн. рублей. Вводятся также новые виды поддержки для улучшения демографической ситуации -  ежемесячные денежные выплаты на детей до достижения ими возраста трех лет, единовременные социальные выплаты на приобретение жилого помещения при рождении двух детей в результате многоплодных родов. Всего на улучшение демографической ситуации предусмотрено 338 млн. рублей.

Порядка 6,5 млрд. рублей предусмотрено на поддержку и развитие сферы образования. Рост расходов по этой отрасли составляет 116,5% к показателям первоначально утвержденного бюджета на 2012 год. Произошел он в основном за счет планируемого повышения заработной платы работников общеобразовательных учреждений. Кроме того, в полном объеме мы предусмотрели средства на выплату стипендий для студентов областных образовательных учреждений профессионального образования.

С 2013 года впервые вводится поддержка  молодых специалистов в виде ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилых помещений и единовременных денежных выплат педагогическим работникам в размере 10 тыс. рублей.

Расходы на здравоохранение на 2013 год запланированы в сумме 6 млрд. 466,9 млн. рублей. В полном объеме предусмотрены страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Это 2 млрд. 828,3 млн. рублей. Расходы на оказание скорой медицинской помощи с 1 января 2013 года  предусмотрены в форме межбюджетных трансфертов в бюджет ТФОМС в сумме 412,2 млн. рублей. Таким образом, ведется подготовка к одноканальному финансированию системы здравоохранения и переход на страховую медицину. Кроме того, в полном объеме предусмотрены средства на финансирование программы модернизации здравоохранения области. Сумма составила 644,2 млн. рублей, что в два раза больше текущего года.

На развитие физической культуры и спорта в проекте бюджета на 2013 год запланировано  418,9 млн. рублей, то есть с ростом к первоначально утвержденному бюджету на 2012 год на 28,9%. На развитие отрасли «Культура» предусмотрено более 450 млн. рублей. Эти средства позволят обеспечить выполнение государственного задания государственными бюджетными и автономными учреждениями культуры.

Средства на реальную экономику

Особенно хочется подчеркнуть, что мы продолжаем уделять пристальное внимание поддержке реального сектора экономики области. В 2013 году планируем направить на его развитие порядка 4,5 млрд. рублей. Эта сумма возросла на 27,5% относительно первоначально утвержденного бюджета на 2012 год.

Важным направлением бюджетной политики является финансирование  дорожного хозяйства. Бюджетные ассигнования областного дорожного фонда запланированы в сумме более 3 млрд. рублей, что на 40,3% больше, чем в 2012 году. Основная цель финансирования дорожной отрасли - обеспечение сохранности автодорог общего пользования. Кроме того, средства дорожного фонда будут направлены на содержание и управление дорожным хозяйством, на предоставление субсидий дорожно-строительным организациям на возмещение части затрат, связанных с приобретением дорожно-транспортной техники и т.д.

Впервые за счет средств дорожного фонда в 2013 году будут выделены субсидии местным бюджетам на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий в общей сумме 153,4 млн. рублей. 276,9 млн. рублей  предусмотрено на лизинг дорожной техники.

Всего в рамках формирования областного бюджета 2013 года запланированы к финансированию 23 программы с объемом средств 4 млрд. рублей, что на 15,7% больше первоначально утвержденного бюджета на 2012 год. В их числе такие областные целевые программы, как «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области», «Развитие сельского хозяйства», «Развитие физической культуры и спорта», «Ульяновск - авиационная столица», «Газификация населенных пунктов»,  «Чистая вода»,  программа содействия муниципальным  образованиям Ульяновской области в подготовке и прохождении отопительного сезона и другие.

Помощь муниципалитетам

Финансовая поддержка муниципальных образований на 2013 год запланирована в сумме 8 млрд. 260,4 млн. рублей. В основном средства направляются на развитие социальной сферы - образование, культуру, физическую культуру и т.д. Но помимо этого мы продолжим поощрять муниципалитеты за достижение положительных результатов по наращиванию налогового и экономического потенциала своих территорий. Для этого в областном бюджете предусмотрены соответствующие дотации.

Конечно, нельзя говорить, что все пожелания учтены в этом проекте бюджета. Однако бюджет никогда не находится в стагнации. Мы работаем над увеличением доходной составляющей региональной казны. Кроме того, в процессе исполнения федерального бюджета суммы, причитающиеся нашему региону, также будут уточняться.

6126
comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: