Чего ждать от ФКС?
ГЕННАДИЙ СПИРЧАГОВ
руководитель Ульяновского УФАС России
Принятие закона «О Федеральной контрактной системе РФ» должно полностью заменить действующее законодательство, регулирующее сферу госзакупок.
Какие новшества ожидают участников этих отношений?
Нужна эффективность
Сфера размещения государственного и муниципального заказа вызывает большой интерес представителей власти, бизнеса и общественности. Меняется экономическая конъюнктура, совершенствуется законодательная база, увеличиваются потребности заказчиков, реалии выдвигают все новые требования к эффективности системы государственных и муниципальных закупок, поэтому законодательство в данной сфере постоянно подвергается изменениям.
За последние шесть лет Федеральный закон от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» переписывался и дополнялся более 30 раз. Новым этапом на пути реформирования сферы размещения заказа должно стать принятие закона «О федеральной контрактной системе» (ФКС).
Как известно, работа над законопроектом о ФКС велась достаточно продолжительное время, не утихали споры по поводу основных положений этого документа между Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития. В результате длительных противоречий появился итоговый документ, который внесли на рассмотрение в Государственную Думу.
В первом чтении закон принят еще в июне 2012 года, после чего поступило около тысячи поправок. Рассмотрение во втором чтении откладывалось несколько раз, и очередное рассмотрение намечено на 12-15 февраля. Ранее глава кабинета министров Дмитрий Медведев на встрече с представителями фракций Госдумы призвал депутатов поддержать законопроект, чтобы закон о ФКС заработал с 1 января 2014 года. Как будут развиваться события и как скоро будет все-таки принят этот закон, покажет время, а пока можно говорить о тех новшествах, которые должны появиться с принятием закона.
Что изменится
В чем принципиальные отличия проекта нового закона от ныне действующего?
> В рамках ФКС регламентируется весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемка контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит за соблюдением устанавливаемых требований, в то время как действующий Закон № 94-ФЗ является, по сути, процедурным и регламентирует только стадию размещения заказа.
> ФКС предусматривает увеличение количества способов осуществления закупок за счет включения двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием и запроса предложений, которые должны позволить заказчикам более гибко учитывать особенности отдельных видов закупаемой продукции.
> Вводятся механизмы упрощенного изменения условий контрактов и их расторжения, а также процедуры одностороннего отказа заказчика и участника от исполнения контракта по четко определенным основаниям, связанным с недобросовестными действиями второй стороны.
> Установлен ряд антидемпинговых мер, позволяющих отклонять заявки с необоснованно заниженными ценами (предполагается, что как только участник аукциона опускается по цене ниже 25%, он должен в состав заявки положить обоснование этой экономии).
> Предусматривается создание специальных служб (при общей стоимости закупок выше 100 млн. рублей) у заказчиков или введение специальной должности контрактного управляющего (при общей стоимости закупок менее 100 млн. рублей), призванных обеспечить заказчиков профессиональной организацией всех стадий закупки товаров работ, услуг.
> Предложен ряд подходов к формированию организационной структуры контроля и аудита в сфере ФКС, в том числе функциональное распределение полномочий между уровнями власти и федеральными органами исполнительной власти.
Однако окончательно так и не ясно, какой объем полномочий будет закреплен за каждым органом в конечном варианте закона. В законе о ФКС предусмотрено несколько стадий. Есть стадия планирования, стадия размещения, стадия исполнения. Скорее всего, мониторить планы будет Минэкономразвития, контролировать процедуру - ФАС, а исполнение контракта - Счетные палаты и Росфиннадзор (в зависимости от уровня бюджета и контрольного органа). Также в законопроекте о ФКС предусмотрен надзорный орган, который будет стоять в части госзаказа над всеми этими организациями, однако пока трудно сказать, какой орган исполнительной власти будет наделен такими полномочиями.
По мнению большинства экспертов, сфера государственных и муниципальных закупок требует реформирования, и будем надеяться, что переход к федеральной контрактной системе позволит качественно изменить ситуацию в этой сфере. Наша практика показывает, что и 94-ФЗ при четком его исполнении заказчиками и исполнителями позволяет решать поставленные задачи. А вот мешают исполнять законы безответственность, непрофессионализм и личные интересы должностных лиц различных органов власти и бизнес-структур.
Мы предполагаем, что практика применения закона о ФКС также вызовет массу вопросов у всех участников. К примеру, в наше управление в 2012 году на заказчиков поступило жалоб на 60% больше, а сумма штрафных санкций на должностных лиц увеличилась на 40% (2,8 млн. рублей). Со своей стороны, специалисты Управления ФАС приложат максимум усилий для действенного и справедливого контроля за исполнением нового закона.