Чистая вода - плата за индустрию
В последние десятилетия значимость водных отношений в мире повышается. Они влияют на качество жизни населения и даже на внешнеполитические стратегии государств. А в конечном итоге отражаются на еще более глобальной проблеме - экологии.
Дальше - меньше
Вода - основа жизни на Земле. Ее обилие иллюзорно: гидросфера - самая тонкая оболочка Земли. На воду во всех ее состояниях приходится менее одной тысячной массы планеты. Прежде неисчерпаемый ресурс - пресная чистая вода - становится дефицитным. Воды, пригодной для питья, промышленного производства и орошения не хватает во многих регионах мира. По приблизительным подсчетам, за последние несколько лет потребность в воде выросла в десять раз. А запасы уменьшились, и причина тому - человек, уверены ученые.
До развития цивилизации цикл воды в биосфере был равновесным, и океан получал от рек столько воды, сколько расходовал при ее испарении. В результате полива сельскохозяйственных культур испарение с суши увеличилось. Реки южных районов обмелели, загрязнение океанов и появление на их поверхности нефтяной пленки уменьшило количество испарений. Отсюда - участившиеся случаи засухи и ухудшения состояния пресной воды. Во многих реках России она становится непригодной для питья. Так, использование Свияги на территории Ульяновска в питьевых целях прекращено около 20 лет назад. Сейчас река непригодна даже для рекреационного использования - купания и занятия спортом.
Потери воды в жилищно-коммунальной сфере и сельском хозяйстве России достигают 30-40%. Основная причина - низкий технический уровень и высокая степень износа распределительных водоподающих сетей, мелиоративных систем и гидротехнических сооружений
В маловодные годы дефицит важнейшего источника жизни остро ощущают Калмыкия, Ставропольский край, Белгородская, Курская, Астраханская, Волгоградская, Саратовская и Оренбургская области, отдельные районы Южного Урала, юга Сибири, Северного Кавказа. Ульяновской области с климатом и географией повезло больше.
- С точки зрения обеспеченности водными ресурсами мы выглядим гораздо предпочтительнее наших соседей с юга - Самарской, Саратовской областей, не говоря уже о более южных регионах, - отмечает министр лесного хозяйства и природопользования Ульяновской области Дмитрий Федоров. -В среднем течении Волги мы в достаточной степени обеспечены водными ресурсами в расчете на один квадратный километр и на одного человека.
Однако проблемы потери источников снабжения пресной водой Ульяновскую область стороной не обошли.
- Некоторые административные районы региона дефицитны как по поверхностным источникам водоснабжения, так и по подземным, - говорит руководитель Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, главный государственный инспектор РФ по Ульяновской области по охране природы Александр Каплин. - Качество воды ряда подземных источников неудовлетворительно не только в силу техногенного загрязнения, но и в силу наличия природных геохимических аномалий, в первую очередь, по марганцу.
Потребности в пресной воде, между тем, только возрастают. Основными потребителями, помимо отрасли водоснабжения, считаются промышленность и сельское хозяйство. Они используют ее для получения энергии, охлаждения и полива. Ежегодно в рамках инвестпроектов в Ульяновской области открываются крупные предприятия, среди последних - «Таката Рус» и Gildemeisterв Ульяновске. Представители научного сообщества отмечают: потребление воды в областном центре значительно увеличится в случае наращивания производства «Авиастара». И загрязнение, вероятно, тоже.
Грязехранилище
Негативное воздействие на водные ресурсы растет. По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в водные объекты России ежегодно сбрасывается 52,1 куб. километра сточных вод, 20 куб. километров из них подлежат очистке. Вместе со стоками в поверхностные воды каждый год поступает около 10-11 млн. тонн загрязняющих веществ.
На долю предприятий ЖКХ приходится 60% объема сброса загрязненных стоков. Как отмечают в региональном Минлесхозе, основной потребитель волжской воды в Ульяновской области - УМУП «Ульяновсводоканал» - является и основным ее загрязнителем. Он набирает воду, доводит ее до потребителей, затем собирает канализационные стоки, очищает их до норматива рыбохозяйственных водоемов и сбрасывает за чертой города в районе поселков Карамзина и Красный Яр.
На долю промышленных предприятий приходится 25% объема сброса загрязненных стоков. Пятую часть всех промышленных сбросов страны получает Волга - самая крупная река в Ульяновской области. Куйбышевское водохранилище, заполненное в 1953 году, сегодня является, мягко говоря, проблемной «точкой» в экологии реки. За время существования водохранилища на дне отложился многометровый слой ила, в котором накапливаются вредные вещества.
Волга - источник воды для 40% населения России, и при этом она получает пятую часть всех промышленных сбросов страны
- Вода в Волге на территории Ульяновской области считается условно загрязненной [другие категории - сильно загрязненная, чистая, очень чистая. - Прим. авт.]. При этом, по информации Росгидромета, волжская вода на входе в регион грязнее, чем на выходе, - говорит председатель региональной Экологической палаты, ведущий консультант аппарата Законодательного Собрания Ульяновской области, кандидат биологических наук Евгений Лисов. - У нас не такая высокая антропогенная нагрузка, как в соседних регионах, и разлив реки на достаточно широкой территории приводит к заиливанию, но за счет микроорганизмов происходит естественное очищение воды.
Министр лесного хозяйства Ульяновской области г-н Федоров также уверен, что природное очищение Волги работает:
- У водной экосистемы есть способность к самоочищению: биологические процессы, происходящие в реке, позволяют «переварить» определенный объем загрязнений. В том числе нефтепродуктов и различных химических соединений. На сегодняшний день Волга в пределах Ульяновской области еще не потеряла способность к самоочищению. Об этом говорят аналитика областного Гидрометцентра, Центра лабораторного анализа и технических измерений по ПФО и управления Санэпиднадзора по Ульяновской области. Об этом свидетельствует и состояние рыбного стада. Уловы рыбы не падают - а значит, отдельным видам речной рыбы комфортно в Волге на территории Ульяновской области, и они имеют достаточную кормовую базу, позволяющую поддерживать плотность своей популяции.
Другой вопрос - какая это рыба: изменение водного режима в Волге привело к постепенному замещению ценных видов рыб на малоценные, способные выживать даже в «грязной» среде. Ряд ученых утверждают: волжская рыба стала накопителем канцерогенных веществ. О мутантах речи пока не идет - это подтверждают ульяновские ихтиологи. Хотя единичные отклонения встречаются, но в пределах «нормы», замечает Дмитрий Федоров:
- Мы имеем архивные образцы царской хроники гидробиологов, которые тоже констатировали наличие аномалий в уловах волжской рыбы. В малых количествах эти аномалии встречались всегда в любой экосистеме. Поэтому оснований говорить о том, что у нас в Волге плавают одни рыбы-мутанты, нет.
А вот массовая гибель рыб в Ульяновском регионе - явление системное. Как сообщили «ДО» в ФГБУ «Средневолжрыбвод», это происходит в зимние периоды из-за сбросов промышленных загрязнений под лед. Происхождение этих сбросов определить сложно, их источниками могут являться очистные сооружения или, к примеру, атомная станция в Димитровграде.
Волги - нет?
Сезонное «цветение» Волги ряд ученых связывают не с природной «особенностью» реки, а с мощным антропогенным воздействием. В агентстве федеральных расследований FLB.ru утверждают: из-за застаивания воды в Куйбышевском водохранилище на дне оседает грязь, которая представляет собой питательную среду для сине-зеленых водорослей (цианобактерий). Как итог - в августе-сентябре, на пике цветения, Куйбышевское водохранилище в некоторых районах почти на треть покрыто зеленой жижей. Река становится похожей на болото, а ее способность к самоочищению, по мнению некоторых специалистов, - давно в прошлом.
- Волга превратилась в цепь озер, непрерывно идет процесс деградации, - отмечает генеральный конструктор группы компаний «Булыжев. Промышленные экосистемы», доктор технических наук, профессор УлГТУ, лауреат премии правительства РФ Евгений Булыжев. - Если оставить все в таком же состоянии, то озера превратятся в болота.
В реке с нормальным течением, какой Волга была до строительства дамб, загрязнение не было бы такой серьезной проблемой - река вычистила бы себя сама. Но волжские водохранилища практически непроточны. По данным Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, полный водообмен в Куйбышевском водохранилище происходит четыре раза в год. Это приводит к оседанию на дне известняка, излишков фосфора, азота и других загрязняющих веществ, которые будут накапливаться донными отложениями и дальше, пока их концентрация не перейдет критическую отметку. Если это произойдет, вся грязь из донных отложений попадет обратно в Волгу и превратит ее в сточную канаву, лишив рыбу среды обитания, а людей - источника воды.
- То, что Волга колоссально заиливается и постепенно уменьшается ее глубина, в отдаленной перспективе может привести к техногенной катастрофе. Начнется зарастание Волги растительностью и водорослями, и со временем останется лишь узкое русло реки, - говорит Евгений Лисов.
- Техногенная катастрофа была запрограммирована в момент создания Куйбышевского водохранилища и времени до ее полномасштабного наступления остается все меньше, - подтверждает Александр Каплин.
Этот процесс можно замедлить, если ввести строгий контроль за сбросами загрязняющих веществ и жесткие нормы очистки стоков. Но накопление, вероятно, будет продолжаться, и может произойти вторичное загрязнение. Спуск водохранилищ, который рассматривают как решение проблемы, вернет реку в природное русло, но - даст выход сточной канаве.
Техногенную катастрофу можно отсрочить, если ввести строгий контроль за сбросами и жесткие нормы очистки стоков. Но накопление, вероятно, продолжится, и может произойти вторичное загрязнение. Спуск водохранилищ вернет реку в природное русло, но - даст выход сточной канаве
- Думаю, простых решений этих проблем нет. Прежде чем вмешиваться в природу, нужно сто раз подумать. В ней все чрезвычайно неустойчиво, и часто изменения необратимы. Даже если убрать плотины, то большая территория окажется покрытой илом, содержащим много тяжелых элементов и нефтепродуктов, технологии переработки которых, в наше время не существует, - говорит г-н Булыжев.
В случае спуска водохранилища тысячи квадратных километров гнили попадут в мелкую реку, которая не сможет ее растворить. По экспертным оценкам, последующая рекультивация земель обойдется стране в несколько ВВП.
- Спуск водохранилищ - это эффективная, радикальная и крайняя мера. Пока необходимо интересы гидроэнергетики подчинить интересам охраны окружающей среды, взыскав с владельцев гидроэнергетических объектов сумму нанесенного экологического ущерба за весь период эксплуатации гидроэнергетических объектов, - считает г-н Каплин.
Помимо Волги, сильный антропогенный пресс испытывают Свияга, Сура и Большой Черемшан. Они отличаются высокой степенью загрязнения (четвертый класс). В реках значительно превышена допустимая концентрация фенола, увеличено содержание хлорорганических пестицидов и нефтепродуктов. Причина загрязнения - в отсутствии очистных сооружений ливневой канализации. В нее попадают промышленные и фекальные стоки.
По информации регионального Минлесхоза, в Ульяновске готовится обоснование для разработки проектно-сметной документации по очистке двух участков Свияги в черте Ульяновска. Основное финансирование будет государственным, часть средств выделит муниципалитет. Исполнитель работ определится по результатам аукциона.
Нужна альтернатива
Официальные данные гласят: качество питьевой воды в Ульяновске в пределах нормы. По состоянию на 19 июля, требования СанПиН выдерживают все десять параметров - запах, привкус, мутность, цветность, содержание хлора, железа, марганца, число микробов, колиформных бактерий и термотолерантных колиформных бактерий. На пределе допустимого - только содержание хлора в воде в правобережье (1,2 мг/куб. дм при норме 0,8-1,2).
В Министерстве лесного хозяйства и природопользования Ульяновской области делают вывод: «Ульяновскводоканал» эффективно очищает сточные воды. В ведомстве ссылаются и на отсутствие залповых экстремально высоких загрязнений сточных вод, и на спокойствие самарских коллег, берущих пробы на границе Ульяновской и Самарской областей.
Ульяновских экологов беспокоит другое - существующая система водоснабжения города. Население Заволжского района получает воду из Архангельского водозабора, а жители Ленинского, Засвияжского и Железнодорожного - из Волжского. В случае техногенной катастрофы - например, при аварийном сбросе выше по течению (Нижний Новгород, Казань), большинство городского населения останется без питьевой воды, а другую взять будет негде. Поэтому для Ульяновска актуален вопрос организации альтернативного источника водоснабжения.
- В советское время рассматривалось Свияжское месторождение пресной воды, которое находится на территории Барышского, Кузоватовского и Майнского районов, - рассказывает Евгений Лисов. - Там разведано большое подземное озеро, которого должно хватить для водоснабжения всего правобережья Ульяновска. Были пробурены поисковые скважины, и началось строительство линий электропередач для опускания насосов. Проект, в принципе, был готов. Но пришла перестройка, и, поскольку этот проект требует колоссального финансирования, он встал.
Этот вариант в Ульяновске обсуждается до сих пор. Стоимость сооружения, по приблизительным подсчетам, превысит 20 млрд рублей. Впрочем, рассматривается и другая альтернатива - использование воды из Архангельского водозабора. В Экологической палате Ульяновской области предполагают, что этой воды должно хватить не только на левый берег Ульяновска, но и на правый. Однако технологически решить проблему непросто - потребуется безопасно построить водопровод через Волгу. Соответственно, это тоже большие затраты.
Для Ульяновска актуален вопрос организации альтернативного источника водоснабжения. Технологически решить проблему непросто - может потребоваться строительство водопровода через Волгу. Соответственно, это большие затраты
Пока ищут альтернативу, в Волжский водозабор идут новые вложения. УМУП «Ульяновскводоканал» осваивает 20 млн. рублей из бюджета Ульяновска: на эти деньги предприятие реконструирует оголовок водозабора. Он переносится на 3,5 метра глубже и на 30 метров дальше от берега. Предполагается, что в итоге этих работ правобережье города получит более свежую и качественную воду.
Инвесторам не до провинции
Если говорить об области в целом, среднее качество питьевой воды хуже, чем в Ульяновске. Доброкачественной водой обеспечены 77% населения региона, остальные - условно доброкачественной или недоброкачественной. По данным Экологической палаты Ульяновской области, в городах Инза и Барыш, рабочем поселке Сенгилей и большинстве сел очистных сооружений нет. Согласно федеральному законодательству, добыча воды, строительство водопроводов и очистных сооружений - в зоне ответственности муниципалитета. Однако стоимость проектно-сметной документации и строительных работ откладывает дело в долгий ящик.
В 2012 году правительство РФ приняло федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». Цели заявлены серьезные - «гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации; сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод». Объем финансирования программы - 523 млрд. рублей, в том числе 291,7 млрд. за счет федерального бюджета, 108,1 млрд. - за счет средств консолидированных бюджетов регионов и 123,2 млрд. - за счет средств из внебюджетных источников. «Вот вам примерный потенциальный заказ со стороны государства!» - восклицает бизнес. С учетом того, что у нас более 80 областей, добавляют ученые. Бизнес парирует: рынка очистки воды хватит на всех.
- Рынок оборудования для очистки воды настолько огромен, что оценить его сложно, - говорит коммерческий директор ЗАО «Системы водоочистки» Александр Савинов. - В сегменте оборудования для водоочистки малой производительности (до 1 тыс. куб. метров) конкуренция очень высокая - предложений в этом секторе много, как на нашем рынке, так и на зарубежном. Это оборудование применяется в домохозяйствах, коттеджах и небольших поселках. А установки с большой производительностью - как раз предмет реализации госпрограмм. Современные материалы, новейшие технологии - ультрафильтрация, нанофильтрация и прочее, - это то, что придет взамен изношенного оборудования, объем которого составляет от 70 до 80%.
Опыт строительства очистных сооружений по государственно-частному партнерству есть - в крупных городах с платежеспособным населением, обеспечивающим окупаемость проектов. Коттеджные поселки тоже снабжаются чистой водой: инвесторы не скупятся на локальные, но эффективные сооружения очистки. А что же села? 2013-й, год охраны окружающей среды, пройдет мимо них?
Эльмира Мухаметшина
фото М. Каплева