Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Что может стать товарным знаком

В июньском номере мы рассказали о процедуре регистрации товарного знака. Поговорим о том, какое обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака и по каким основаниям в его регистрации может быть отказано.

Виды товарных знаков

Согласно закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее — Закон) в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, обонятельные и другие обозначения или их комбинации.
Словесные товарные знаки являются, пожалуй, наиболее распространенными, что связано, прежде всего, с их легкой запоминаемостью и возможностью использования при любом способе продвижения товаров или услуг на рынке. К словесным обозначениям относятся слова (например, «Гулливер», «Океан», «Аквариум»), сочетания букв, имеющие словесный характер и образующие некое вымышленное слово («Далекс», «Литиком», «АТиК»), словосочетания и предложения (в этой роли часто выступают рекламные слоганы или лозунги), а также их сочетания.
К изобразительным обозначениям относятся не сопровождаемые текстом изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Такие знаки также достаточно распространены. Например, при упоминании МТС всем сразу вспомнится стилизованное изображение яйца.
К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур. Часто в качестве объемного товарного знака регистрируют какие-либо уникальные формы мыла, шоколада, упаковок, флаконов, бутылок, стаканов и прочих подобных вещей. Примером такого объемного товарного знака является всем известная форма бутылки Coca-Cola.
Комбинированный товарный знак представляет собой комбинацию описанных выше обозначений. Такие знаки обладают, пожалуй, наибольшей различительной способностью за счет объединения смыслового значения слова и наглядности рисунка или выразительности формы.
Если у вас в запасе есть уникальная мелодия, которая уже стала своего рода «визитной карточкой» вашей компании или вы упорно трудитесь над тем, чтобы, заслышав ее, потребитель тотчас вспоминал о ваших товарах или услугах, можно зарегистрировать звуковой товарный знак. В качестве звуковых обозначений могут заявляться музыкальные произведения, песни, созвучия, хорошо известные звуки и редкие звуки, которые встречаются в природе, а также не встречающиеся в природе электронные звуки.
То же касается различных световых эффектов, которые могут стать вашим световым знаком.
Наконец, если вы знаете уникальный рецепт и хотите, чтобы в салоне ваших магазинов приятно пахло легко запоминаемым и манящим посетителей запахом, если вы заинтересованы в том, чтобы ваша упаковка обладала особым, отличающим ее от других ароматом, а бумага, которую вы производите, благоухала, создавая в офисах ваших потребителей атмосферу, способствующую творчеству и продуктивной работе, вы можете зарегистрировать обонятельный товарный знак.

Итак, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы любые обозначения, которые способен воспринимать человек и которые отвечают главному предназначению товарного знака — отличают товары и услуги одних юридических лиц или индивидуальных предпринимателей от однородных товаров и услуг других.

Но нужно всегда помнить, что для регистрации обозначения в качестве товарного знака необходимо, чтобы оно удовлетворяло требованиям, предъявляемым Законом. Они изложены по принципу «от противного» в виде перечня обозначений, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Обозначению будет отказано в регистрации, если в ходе экспертизы выявится соответствие заявленного обозначения хотя бы одному из обозначений, перечисленных в Законе.


Основания для отказа в регистрации

В Законе приведен достаточно объемный перечень обозначений, в регистрации которых будет отказано. Решение, насколько обозначение отвечает всем предъявленным Законом требованиям, является в достаточной степени субъективным и зависит от мнения конкретного специалиста, осуществляющего экспертизу заявленного обозначения. Однако в ходе практической деятельности Роспатентом вырабатываются своего рода унифицированные рекомендации (например, «Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений», утвержденные приказом Роспатента от 23.03.01 года №39), которые могут служить ориентиром при принятии решения о том, стоит ли отправлять данное обозначение на регистрацию.
Рассмотрим самые важные с практической точки зрения основания для отказа в регистрации, которые следует учитывать, например, при разработке товарного знака.
Наиболее сложное условие охраноспособности товарного знака — его различительная способность. Это обязательное требование связано, прежде всего, с тем, что знак, следуя своему главному предназначению, должен обладать отличительными чертами, выраженными в его форме или содержании, делающими его запоминающимся, привлекающим внимание, создающим впечатление оригинальности.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, обозначения, представляющие собой отдельные буквы и цифры, не имеющие характерного графического исполнения; сочетания букв, не имеющие словесного характера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов.
Реалистическим или схематическим изображениям товаров, заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров, также будет отказано в регистрации. Сделанное без фантазии изображение перьевой ручки не станет товарным знаком в отношении товара «перьевые ручки».
Не будут обладать различительной способностью трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением. Так, вряд ли может быть признано соответствующим требованию различительной способности объемное обозначение, имеющее традиционную форму бутылки, заявленное на регистрацию в отношении товара «бутылки». Но если, например, бутылка будет иметь форму лимона или туфельки — обозначение может быть признано обладающим различительной способностью.
Объемные обозначения, как было сказано, могут иметь также форму упаковки или емкости, в которой реализуется товар. Например — заявленное на регистрацию в отношении товара «вино» обозначение, имеющее форму бутылки. В данном случае обозначение не указывает на вид и назначение товара, но для признания его обладающим различительной способностью необходимо, чтобы бутылка имела оригинальную, обусловленную не только функцией, форму*.
Общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров, общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры (например, ООО, ЗАО, ОАО, САНЭПИДЕМСТАНЦИЯ, АЭС) также не будут зарегистрированы в качестве товарных знаков.
Не обладают различительной способностью обозначения, состоящие только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Под таким обозначением понимается обозначение, используемое для определенного товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало указанием конкретного вида товара (нейлон, рубероид, капрон и т.п.).
Не стоит заявлять на регистрацию обозначения, являющиеся общепринятыми символами и терминами: «зеленый крест» или «чаша со змием», символизирующие аптеку, или такие как ампер, вольт и т.п.
Обозначения, содержащие или состоящие только из так называемых «описательных» элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ производства или сбыта, также не имеет смысла заявлять на регистрацию.
Обозначениям, состоящим только из описательных элементов, не предоставляется правовая охрана, а производителям — исключительное право на их использование, т.к. у любого лица может возникнуть необходимость использовать в хозяйственном обороте обозначения, которые описывают товар.
Например, в случае с обозначением компании «Далекс» словесный элемент «юридическая компания» не обладает различительной способностью, поскольку является простым указанием на сферу деятельности компании, и у любого лица, осуществляющего деятельность в этой сфере, может возникнуть потребность использовать данное словосочетание.
Закон допускает введение в товарный знак элементов, не обладающих различительным характером. Но только в качестве неохраняемых и при условии, что они не занимают в нем доминирующего положения (о чем делается оговорка в заявке на регистрацию товарного знака).
Когда заявленному обозначению не свойственна различительная способность, ему может быть предоставлена правовая охрана при единственном условии: если заявитель предоставит материалы, подтверждающие, что заявленное обозначение приобрело различительную способность в результате его использования до даты подачи заявки.


обсудить статью


Екатерина Немова
заместитель директора юридической компании «Далекс»

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: