Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Что нам мешает стать туристической Меккой?

Целевая программа развития туризма в Ульяновской области в апреле была вынесена на суд общественности. Общественность — в лице экономического совета при Законодательном Собрании области и общественной палаты — проявила сдержанный оптимизм. Идея, конечно, хороша. Но кто ее будет воплощать и на какие средства?

Первое заинтересованное в туриз- ме лицо — это, конечно, бизнес. Го- стиницы, сувениры, транспорт, развлечения, еда — все это интерес частной инициативы. Однако не обойтись здесь и без второй стратегической составляющей — историко-культурной. Этим духовным сокровищем до сих пор распоряжается единственный человек — бюджетник от культуры. Пока он отвечает перед туристом и за состояние исторических памятников, и за их культурное содержание. И, наконец, третий немаловажный игрок на туристическом рынке — власть. Ее интерес в развитии въездного туризма очевиден. Для ульяновцев настали такие времена, при которых заработать любой потенциальный бюджетный рубль, открыть новое рабочее место — главная задача выживания.
Все основные фигуранты туристического бизнеса в области присутствуют. Однако пока гости в Ульяновск не торопятся. Почему? На эту тему мы поговорили с представителями всех трех заинтересованных сторон.
Начнем с культуры.
Татьяна Ившина, начальник управления по делам культуры и искусства администрации Ульяновской области:— Мы провели картирование культурных объектов региона. Их потенциальную востребованность на различных уровнях туристического рынка определяло жюри из местных работников культуры и науки. В результате такого своеобразного аудита основная часть наших ресурсов оказалась уровня «местного потребления». По большому счету, только два брэнда достойны международного уровня — это по-прежнему Ленин и Волга. К ним мог бы добавиться и Гончаров.
Но у нас есть и другие объекты! Тот же Ленинский Мемориал. Это не только памятник Ленину. Это еще и уникальные фонды, и одновременно музей эпохи советского государства. Необходимо только правильно «упаковать» эту информацию, чтобы она была интересна современному туристу. Мне понравилось, как работают в Красноярском музее-заповеднике, где тоже есть большой ленинский музей. Они организуют музейные ночи. Огромный комплекс заполняется на всю ночь молодежью. И ей, я думаю, предоставляются не только лекции о Ленине. К сожалению, пока я вижу, что ульяновская культура ориентируется на саму себя. Нам очень нужны новые идеи, новые музейные технологии!
В администрации области находится на согласовании интересный проект «Территория культур». Призовые 600 тысяч рублей могут достаться любому муниципальному образованию. Но для того, чтобы их получить, необходимо будет не только представить интересные проекты, но и доказать, что эти средства начнут работать и привлекут в местные бюджеты деньги со стороны. Придется учиться составлять бизнес-планы, экономически грамотно обосновывать свои просьбы к бюджету.
Похоже, в Ульяновске уже есть человек от культуры, который думает так же. Слово — научному сотруднику Ульянов-ского краеведческого музея, директору Ундоровского палеонтологического музея Владимиру Ефимову.
— С 1990 года я пытаюсь создать туристический комплекс «Ундория». Сегодня на территории предполагаемого парка имеется более 20 объектов, представляющих интерес для туризма. Курорт Ундоры — это минеральные источники, грязелечение, уникальный микроклимат горной местности. Кроме того — богатейшая история. Остатки древних поселений, укрепленного торгового пути (Х-ХIII вв.) из Болгар в Киевскую Русь. Остатки имений помещиков Ивашевых и Языковых. Михайловский женский монастырь. Сланцевый рудник, который начал разрабатываться по личному приказу Ленина.
Городищенский разрез — памятник природы, богатый выходом горных пород плейстоценового возраста с остатками мамонтов, лошадей, оленей и даже древних людей-неандертальцев. Геологический разрез охватывает промежуток до 140 млн. лет. Эти отложения являются настоящей геологической Меккой! Ежегодно нас посещают около 10 тысяч человек, приезжает много иностранцев.
Заявку на создание природно-исторического комплекса я сделал еще при Шаманове. Стоимость проекта более 100 млн. рублей. Сейчас мы включены в областную программу по развитию туризма. Первое, что нужно, — это прокладка 4 км дороги, создание и оборудование маршрутов, реконструкция древних поселений и объектов, создание летней пристани. Поэтому для того, чтобы туристический комплекс «Ундория» заработал, необходимо собрать под крышей администрации всех заинтересованных людей.

Пока администраторы от культуры и научные сотрудники делают первые шаги на туристическом поприще, профессиональные туроператоры видят свои проблемы.
Олег Ефремов, генеральный директор туристической компании «ВолгаТур»:
— Туроператоры имеют прибыль только от экскурсий по городу. А турист приносит прибыль всем — гостиницам, ресторанам, музеям, магазинам, фотоателье. Поэтому в развитии въездного туризма должна быть заинтересована, прежде всего, власть. Чем она может нам помочь? Благоустроить улицы, по которым ходит турист, набережную, Речной порт, Мемцентр. Обеспечить пиар региона на всероссий-ском и международном уровнях. Мы пробовали заниматься этим сами. Четыре года назад вместе с несколькими агентствами из Нижнего Новгорода и Самары организовали некоммерческое партнерство «Большая Волга». Стали участвовать в московских выставках, печатали каталоги. Но сейчас эти поволжские области приняли программы по развитию туризма, и наши партнеры принимают участие в выставках за счет финансирования своих региональных администраций. Да, рекламу должны делать туроператоры. Но с помощью власти! Можно было бы разрабатывать и новые маршруты, но это требует огромных денег и больших интеллектуальных затрат. В одиночку мы это не потянем.

У представителей законодательной и исполнительной власти — свой взгляд на проблемы, мешающие развитию туризма в области.
Владислава Скуратова, начальник управления внешнеэкономических связей администрации Ульяновской области:
— Для развития полноценной туристической индустрии в нашей области есть все ресурсы, кроме одного. Недостающий ресурс — человеческий. Нет заинтересованности и готовности взяться за этот бизнес, который пока требует значительных капитальных и временных затрат. Но эти затраты окупятся сторицей! В основе туризма две составляющие: с одной стороны, это бизнес, с другой — элемент социальной политики. Поэтому один источник — бизнес-инвесторы, а другой — фонды, грантовые программы, поддерживающие развитие туризма именно с точки зрения его социальной и образовательной функции. Фонды — это то, с чем нам предстоит научиться работать, так как в отличие от областей, преуспевших в получении грантов и других видов безвозмездной поддержки, наша область пока не пробовала всерьез заняться этим вопросом.
Сергей Кузьмин, заместитель председателя Городской Думы Ульяновска:
— Предыдущая ульяновская Дума не профинансировала городскую программу развития туризма, которая ею же и была принята. В 2004 году в бюджет не было заложено на эти цели ни рубля. Мы говорим о том, что депутатам необходимо принимать программы, которые реально приносят доход в бюджет, что каждый вложенный из бюджета рубль должен принести прибыль. Но именно такие программы у нас и не профинансированы. Однако и сами предприниматели должны выходить к нам с инициативой. На заседании круглого стола, посвященного теме развития в Ульяновске въездного туризма, депутаты хотели выслушать предпринимателей. Хотели спросить их: чего вам не хватает для эффективной работы? Но ни одного бизнес-плана мы не увидели.
Туроператоры не представили нам ни одного конкретного проекта.

Между тем, в Ульяновске уже есть пример успешного развития въездного туризма, который не требует ни мостов, ни дорог, ни музеев. Геннадий Журавлев «продает» Волгу. Уже пятый год подряд он собирает со всей страны богатых любителей парусной регаты.
Геннадий Журавлев, исполнительный директор НП «Поволжский парусный крейсерский союз»:
— Мы привыкли думать, что въездной туризм — это только «объект». Но музей, гостиница, транспорт — этого мало. Долж-но быть и культурное событие. Ульяновск находится между двумя водохранилищами. У нас самая широкая Волга и самые непредсказуемые ветра. Есть богатые москвичи, которые ходят на своих яхтах от Москвы до Астрахани. Есть состоятельные ценители активного отдыха из других российских регионов. Сегодня спрос на удовольствие растет. Нужно только разбудить у богатых людей интерес. Чем мы и занимаемся. В России всего восемь регат нашего уровня. О нас знают Москва, весь волжский регион, Сибирь, Ладога. Количество участников регаты с каждым годом увеличивается. И если бы кто-то очень захотел, то мог бы выгодно продать свой туристический продукт нашим спортсменам. Вот, например, сеть магазинов «7ка!» подгоняет свой автобус и везет гостей регаты в свои магазины. Если бы музейщики проявили такую же расторопность, они вполне могли бы заполучить нашу богатую публику к себе.

Подводя итог обмена мнениями, можно утверждать, что взаимные интересы власти, бизнеса и культуры сложатся в единую цепочку лишь тогда, когда все игроки этого непростого поля деятельности под названием «Ульяновск — туристическая Мекка» станут друг для друга партнерами. А для этого необходимо вести диалог и уметь договариваться друг с другом.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: