€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Что такое венчурное финансирование
Если очень коротко, то это — обмен капитала на долю в бизнесе с последующей продажей этой доли. Однако венчурных финансистов не интересуют компании, имеющие стабильную, но небольшую доходность. Речь идет о финансировании компаний с высокорискованным бизнесом. К такой категории относится и финансирование наукоемких инновационных разработок.
Вас выбирает инвестор
Существует несколько основных моментов, важных для венчурного инвестора. Он заинтересован в возврате на инвестиции не менее 30% годовых, следовательно, бизнес должен удвоиться за три года. Кроме того, для получения инвестиций необходимо доказать, что у компании есть четкая и аргументированная стратегия развития.
Следующий вопрос касается рисков, связанных с возвратом вложений. Обычно профессиональные инвесторы вкладываются на 3-5 лет, больший срок им менее интересен. Нужно доказать инвестору, что за это время он получит обратно свои деньги с прибылью. Затем рассказать, как он сможет это сделать: либо успешно продать бизнес, либо компания сможет выйти на открытый рынок акций, либо инвестор получит очень высокие дивиденды. И, наконец, при оценке изучается конкурентная среда и место на рынке. Важно, чтобы бизнес был лидером или выигрышно отличался от конкурентов. Если это не так, то надо убедить инвестора, что это произойдет за какой-то ближайший период.
Самое важное, что должны понять разработчики при поиске инвестора, — для чего он им нужен. Потребность в инвестициях возникает тогда, когда предполагается выход на качественно новый уровень. А для этого, прежде всего, необходимо быть готовым к рывку, и первое требование венчурный инвестор предъявляет к образу мышления. Вторым условием является внятное понимание и способность объяснить механизм рывка и механизм возврата вложенных денег. А уж потом дело может дойти до бизнес-плана.
Существуют принципиальные требования, соответствие которым инвестор определяет на первом этапе знакомства с компанией, или deal flow. Ни один традиционный инвестиционный фонд не станет вкладывать в такие отрасли, как производство табачных изделий и алкоголя крепостью свыше 15 градусов, а также в игорный бизнес. Вне зависимости от отрасли фонды предпочитают не сотрудничать с предприятиями, наносящими серьезный экологический вред и полностью принадлежащими государству.
Следующая стадия работы инвестора с предприятием называется изучением бизнеса. Российские финансисты приучились использовать английский термин due diligence, что переводится как «должное внимание». Этот этап может растянуться до полутора лет. Но его можно порядочно сократить, если начинать готовиться к приходу инвестора заранее. Итогом due diligence становится составленный инвестором меморандум. Он рассматривается в инвестиционном комитете фонда, который выносит решение о вложении денег или об отказе от финансирования проекта. Главным фактором для большинства инвестиционных фондов является профессионализм менеджерской команды. И в первую очередь фонд должен поверить в ее силы и возможности.
После вложения денег для управления компанией в совет директоров вводятся один или несколько представителей инвестора. Как правило, у них есть право накладывать вето на принятие стратегических решений, таких, как продажа активов, слияние, заключение крупных сделок. В оперативное управление предприятием инвестор не вмешивается, однако старается улучшать управление предприятием, расширять рынки сбыта, повышать привлекательность продукции компании.
Последний, но, наверное, самый важный этап — выход инвестора из сделки. Обычно это оговаривается еще до вложения средств. Степень легкости «развода» может повлиять на вероятность «заключения брака». Умение показать инвестору, что велика вероятность того, что крупные покупатели заинтересуются вашей компанией через определенный срок, значительно увеличивает шансы на успех.
Вы выбираете инвестора
Привлечение инвестора — как же- нитьба: важно изучить своего по- тенциального партнера, чтобы избежать несовпадения ожиданий. Полезно узнать как можно больше о предыдущих инвестициях предполагаемого партнера, понять, как он видит свою роль в вашем бизнесе, хочет ли он управлять или будет помогать только по вашей просьбе, что он реально принесет бизнесу, кроме денег. Это ключевые вопросы при выборе инвестора.
Следует понимать, что крупные венчурные фонды не готовы вкладывать деньги в проекты, существующие лишь в виде перспективных идей. Нижняя планка инвестиций этих фондов редко опускается ниже $500 тыс.
Бизнес-ангелы
На совсем юные компании, в чьих активах по большому счету нахо- дятся лишь идеи, работает неформальный рынок частного капитала.
Распространенным названием категории инвесторов этого рынка стало выражение «бизнес-ангел» (business-angel). В России такие инвесторы знакомы каждому, кто получил «деньги на бизнес» от родственников, друзей или знакомых. Размер инвестиций «ангелов» колеблется, как правило, от $10 тыс. до $300 тыс. При этом, в отличие от банков и инвестиционных фондов, «ангелы» инвестируют свои собственные деньги, готовы давать их под честное слово и вкладывать в проект «с нуля» (когда есть только идея). Стиль работы «ангелов» отличается и тем, что неформальный инвестор зачастую становится членом управленческой команды проекта и готов делиться с партнерами не только деньгами, но и предпринимательским опытом и связями.
Типичный российский «ангел» — это мужчина 35-50 лет, успешный предприниматель, топ-менеджер крупной компании, успешный бизнес-консультант. Большая доля представителей этой категории инвесторов имеет техническое или экономическое образование. Среди них много выпускников бизнес-школ, которые вкладывают деньги в проекты своих сокурсников. В отличие от российского, классический западный инвестор постарше, ему в среднем 40-60 лет, он — бывший предприниматель (80% от общего числа), основавший в молодости свою компанию и недавно продавший ее. Имеющийся капитал он желает инвестировать в проекты, в которых нашлось бы применение его управленческому опыту и знаниям. По данным Европейской ассоциации бизнес-ангелов, в Европе действуют более 125 тысяч активных частных инвесторов, вкладывающих деньги в высокорисковые проекты. Число же потенциальных достигает 1 млн. человек. Большинство из них проживает в Германии, Франции и Великобритании. Только в Великобритании активно действующих «ангелов» насчитывается более 18 тысяч. Ежегодно они вкладывают около 500 млн. фунтов в 3500 бизнес-проектов.
В США рисковые инвестиции гораздо популярнее. Там действует около 300 тысяч активных бизнес-ангелов, инвестирующих ежегодно $30-40 млрд. в 50 тысяч компаний. Они инвестируют в 2-3 раза больше, чем венчурные фонды. А по количеству проектов разница еще более существенная — 30-40 раз.
Российской «ангельской» статистики пока не существует. Для отечественных частных инвесторов нет особого смысла как-либо афишировать свою деятельность. К тому же «ангелы», как правило, не ищут проекты — авторы идей к ним приходят сами.
Только в одной Москве потенциальных частных инвесторов в высокорискованные бизнес-проекты можно найти около 10 тысяч. После того, как закончится строительный бум, охвативший крупнейшие экономические центры России, и начнется стагнация цен, инвесторы начнут искать более прибыльные объекты для инвестиций. И это в определенной мере подстегнет частное венчурное финансирование.
Естественно, не все венчурные проекты заканчиваются успехом. Венчурный финансист более чем кто-либо зажат «между страхом и жадностью». Он легко может «прогореть», но его вложения могут оказаться и весьма доходными. История знает немало сверхуспешных инвестиций. Например, инвестиции в компанию Apple в размере $91 тыс. принесли «ангелу» $154 млн. А инвестор, купивший в свое время за $1 млн. российскую Интернет-компанию «Апорт», в 2000 году продал ее за $25 млн.
Вы решили участвовать в ярмарке
Не стоит ждать от участия в венчур- ных ярмарках сиюминутных инве- стиций, их не бывает. Но при неучастии их и не будет никогда. Участие же в ярмарках позволит войти в процесс поиска инвесторов, который, в конце концов, при правильном движении приведет к успеху.
Первые венчурные ярмарки, состоявшиеся в 2000 году, имели своей основной целью привлечение внимания бизнеса к венчурному инвестированию. В настоящее время — это реально действующий механизм. По мнению участников таких ярмарок, основной эффект, как правило, выражается в:
установлении контактов с потенциальными инвесторами;
приобретении опыта общения и презентации компании;
возможности взгляда «со стороны» на свой бизнес и переосмыслении стратегии его развития;
проведении в ходе подготовки расчетов и анализа, на которые в повсе-дневной работе не хватает времени;
использовании результатов участия в ярмарке в качестве долговременной рекламной акции;
переоценке стоимости компании;
нахождении партнеров по кооперации и сбыту.
Действительно, участие в венчурной ярмарке — это не просто демонстрация своих проектов. Это, прежде всего, серьезная подготовка компании, которая проводится организаторами ярмарки и включает в себя вводные семинары, дистанционный тренинг, окончательный тренинг (устная презентация, каталог, стенд), анализ результатов при закрытии ярмарки.
Шестая российская венчурная ярмарка в рамках Первого российского венчурного форума 6 - 7 октября 2005 года, Санкт-Петербург
Российский Венчурный Форум призван стать центральным ежегодным событием для участников рынка венчурных и прямых инвестиций и соберет представительную аудиторию отечественных и зарубежных профессионалов венчурного бизнеса, работающих в России.
Проводимая в рамках Форума Российская Венчурная Ярмарка — коммуникативная площадка, которая предоставляет возможность инвесторам познакомиться с проектами и менеджментом российских компаний технологического сектора и установить контакты с наиболее привлекательными из них.
Программа Форума включает широкий спектр конференций, семинаров, презентаций, круглых столов и мастер-классов, посвященных анализу опыта, накопленного венчурными капиталистами в России и за рубежом, развитию отечественной индустрии венчурных и прямых инвестиций.
В работе Первого Российского Венчурного Форума планируется участие представителей Европейского Банка Реконструкции и Развития (EBRD), Международной финансовой корпорации (IFC), Российского технологического фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского фонда технологического развития и др.
В рамках Ярмарки будет организована работа двух специализированных площадок для инновационных компаний:
с объемом продаж в год до $300 тыс. — «Start-up»;
c объемом продаж в год от $300 тыс. до $5 млн и более.
За справками обращаться в отдел науки и инноваций аппарата правительства Ульяновской области. Тел. 41-64-69.
Использованы материалы сайта http://www.gipp.ru
и третьей Приволжской ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям — россий-ский капитал», состоявшейся 14-15 апреля в Самаре.