Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Что Западу хорошо...

С 1 января 2006 года вступает в полную силу Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В России стартует муниципальная реформа.

Суть изменений
На территории России вводится единая система организации власти на местах. Отныне территория регионов делится на муниципальные образования (МО), поселения и округа. Согласно принятому 24 июня 2004 года Законодательным Собранием закону «О муниципальных образованиях в Ульяновской области», территория нашей области разделена на 167 муниципальных образований — каждый со своим уставом и бюджетом.Вводится двухуровневая система местного самоуправления: на уровне муниципального района и на уровне вновь образованных поселений. В мае в Ульяновской области состоялись выборы в представительные органы власти МО. На сельские и городские поселения возложены 27 полномочий, в том числе и те, которые раньше были в ведении областных властей. В их числе — формирование бюджета поселения и контроль за его исполнением; установление местных налогов и сборов; распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация жизнеобеспечения населения (от электроснабжения до обеспечения водой и топливом); содержание и строительство дорог; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

Плюсы
Главное достоинство муниципальной реформы — местная власть максимально приближена к народу: решать каждодневные проблемы населения будут не назначенные чиновники, а всенародно избранные депутаты и принятые ими главы администраций. Избранным главам поселений предстоит принимать управленческие решения, нести ответственность за свою работу и, в конечном счете, отвечать за жизнедеятельность поселения и своих земляков, живущих рядом.

Минусы
Случайные люди в органах местного самоуправления, движимые целью решить свои проблемы. Финансовый вопрос: в подавляющем большинстве бюджетов МО отмечается дефицит собственных средств, хотя в областном бюджете на 2006 год отдельными строками выделены фонды компенсаций и муниципального развития, субвенции; ожидается и финансовая помощь из федерального центра. Перед главами поселений стоит задача — активно работать над пополнением доходной части своих бюджетов, искать новые источники получения средств. Однако сделать это будет весьма проблематично, главным образом, из-за низкой инвестиционной привлекательности поселений.

Комментарий специалиста

Расих Гатауллин

депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, заместитель председателя Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению

— Федеральный закон № 131-ФЗ, положивший начало реформе местного самоуправления в нашей стране, в основном, взят из опыта Германии, где местное самоуправление работает уже много веков. Здесь местные власти, прежде всего, власти поселений, действительно решают все насущные проблемы жизнеобеспечения граждан. Хотелось бы, чтоб и в России так было. Но, как и многое другое, у нас все перевернуто «с ног на голову». В той же Германии вначале составляется бюджет поселений, исходя из жизненно важных стандартов жизнеобеспечения граждан, и в местный бюджет направляется столько налогов, сколько требуется для полного обеспечения достойного уровня жизни граждан. И только потом формируются бюджеты районов, областей. И уже из того, что осталось, — бюджет страны. Вот поэтому местное самоуправление в Европе финансируется в достаточной степени, и с него можно требовать.

У нас — все наоборот. Сначала формируется федеральный бюджет, туда отчисляется от 60 до 70 процентов всех налогов, которые собираются в регионах. Из того, что осталось, формируется бюджет областной. В результате большинство регионов страны — дотационны. В местных бюджетах остаются крохи, которых не хватает для жизнеобеспечения населения.

Достаточно серьезная проблема в обеспечении доходной части бюджета муниципальных образований — регистрация и разделение имущества. По новому законодательству предполагается, что весь земельный налог, налог на имущество остается в распоряжении местных органов власти. Но если земля никак не оформлена, то и налог с нее получить невозможно. Если имущество не зарегистрировано, не оценено, то его ни в аренду не сдать, ни налог с него не получить. Решение вопросов оценки, составления паспортов в БТИ, регистрации, определения (в ряде случаев через суд), кто на самом деле хозяин данного имущества, — все это требует времени и средств.

Еще одна серьезная проблема для поселений — кадры. Народным избранникам предстоит составлять уставы, бюджеты, каждый год просчитывать, сколько будет собрано налогов, какие ожидаются расходы на электро-, газо-, водоснабжение, на строительство, ремонт дорог, мостов, сооружений, обеспечение транспортом и т.д.

Где взять хороших финансистов, экономистов, юристов, не говоря уже о хороших управленцах, имеющих соответствующее образование и опыт работы, способных решать все эти вопросы? Программа подготовки кадров для органов мест-ного самоуправления — одна из самых важных задач, на которые, к сожалению, областной бюджет не в состоянии выделить достаточно средств. Эти вопросы мы ставили на заседании Ассоциации законодательных органов власти ПФО, которое проходило в декабре в Ульяновске. И приняли решение о необходимости выделения денег из федерального бюджета на подготовку и переподготовку квалифицированных кадров для местных органов самоуправления.

9830

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: