Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Доходный дом в Собачьем переулке

Доходные дома с помещениями, предназначенными для сдачи внаем исключительно под жилые квартиры, пользовались в Симбирске большой популярностью. Это был самый распространенный вариант жилья для среднего класса.

Дом №69 по ул. Покровской (ныне Л. Толстого). Построен в 1906 году на территории заповедника

Вних охотно селились врачи, учителя, офицеры, чиновники, служащие разных торговых предприятий. Одни впоследствии обзаводились собственными городскими усадьбами, другие покидали Симбирск, но гостеприимный дом со съемными квартирами никогда не оставлял горьких воспоминаний.
Такие дома сохранились и сегодня на улицах исторической части города. Двухэтажные, по большей части деревянные, они остаются последними на улицах Шатальной (Корюкина), Мартыновой (Радищева), Старо-Казанской (Красноармейской). Правда, по большей части это уже не дома, а места, где не сегодня-завтра будет построено что-то другое: десятилетия пребывания в статусе коммуналок превратили их в трущобы. Исключение представляют разве что те несколько зданий, которым посчастливилось попасть на территорию Историко-мемориального заповедника, и они были реставрированы, вновь став престижным жильем в элитной части города.
С остальными расстаемся легко: ветхое жилье, снесли очередную гнилушку, и слава Богу! Другое время, другие запросы, другая экономика. И все же стоит посмотреть, что же уходит, когда мы избавляемся от «исторического хлама».
Городская застройка Симбирска была усадебной, каждый дом с двором, садом, надворными постройками представлял собой особый, неповторимый мир. Дома стояли по периметру кварталов, а вглубь простирались сады. Со стороны фасада были либо два парадных входа (один с лестницей на второй этаж, второй — в квартиры первого этажа), либо один, в середине здания, тоже с лестницей в квартиры второго этажа.
Чтобы нас не обвинили в нескромности, не станем заглядывать в дома, где еще живут люди. Опишем планировку дома, которого уже нет. Стоял он в Собачьем переулке и числился под номером 11. Название Собачий никого не смущало — все знали, что пошло оно от находившегося поблизости от Смоленского спуска питомника породистых собак. О подвигах и верности четвероногих друзей человека много и красиво писали в годы первой мировой войны, и жители переулка даже гордились таким соседством. Когда же после Октябрьского переворота улицу, спуск и переулок переименовали в Рылеевские, жители еще долго называли их привычными именами.

Доходный дом на улице Шатальной (трижды переименована: Водников, Карюкина, Корюкина) принадлежал мещанке Леоновой

Итак, откроем дверь парадного входа. На первом этаже две квартиры, в каждой четыре комнаты — столовая, кабинет, спальня, дет-ская. Все комнаты отдельные, высота три с половиной метра, двери выходят в коридор, откуда есть подход к топкам двух голландских печей. Отдельный вход из коридора в кухню. Кухня имеет еще одну дверь — на лестницу черного хода. Он предназначен для хозяйственных нужд и прислуги, обязателен во всех жилых доходных домах. В дом проведен водопровод, есть теплые туалеты («уборные», как тогда их называли). В кухне русская печь и плита, летом пользуются ею.
К дому относился большой приусадебный участок с садом. Во дворе флигель — жилой дом для прислуги, в нем квартира для дворника, с отдельным входом комнаты для кухарки или прачки. Они обслуживали жильцов дома, иногда не одного. Нередко прислуга была приходящей — няни, прачки, горничные. Были также погреба, дровяные сараи, места для сушки белья.
В Симбирске было достаточно людей, желающих подработать, многие из них жили в собственных маленьких домиках, например, в районе Куликовки. К ним приезжали из деревень родственники, искавшие заработка. Практически каждая семья интеллигенции, нанимая прислугу, давала приличный заработок менее состоятельным людям.
Вернемся в парадный вход. Наверх ведет лестница, с площадки двери в две отдельные квартиры. Планировка аналогична жилым помещениям первого этажа — четыре отдельных комнаты, коридор, кухня с выходом на «черную» лестницу. Картину дополняют резные наличники, два вяза под окнами перед фасадом. На них ежегодно по весне вывешивались скворечники. Прекрасный вид открывался из окон на обширные сады переулка, небольшой цветник в палисаднике. С севера был обязательный по тем временам брандмауэр из красного кирпича — такие стены строили для защиты от пожара. На фасаде жестяная овальная табличка с надписью «Страховое общество Саламандра», на стене флигеля еще табличка с изображениями ведра и топора. Эти символы означали, что строение застраховано, а представители владельца в случае пожара обязаны бежать на помощь, мужчины с топорами, женщины — с ведрами.

Витька, Марко, Татка и лошадка (фото 1930-х годов)

Их дети: Толик, Сережа и Костя (фото 1962 г.)


Собачий-то переулок был Собачий, да только место это было и остается одним из самых престижных в городе — чистейший воздух, тишина, близость к центру. Не уступал Собачий, например, Московской или Покровской улицам: в нижней их части вечно несло бардой от спиртовых и пивных заводов, да и близость Свияги с ее малярийными болотами доставляла немало неприятностей. А Шатальная, Смоленская с их переулками располагались над Смоленским спуском, который вел к пассажирским пристаням.

Портреты старого дома

Портреты старого дома

До 50-х годов XX века Волга была частью повседневного быта симбирян, средой обитания от младенческих лет до глубокой старости. Почти каждая семья имела лодку, отдыхали на островах, ездили на рыбалку, подрабатывали на пристанях. После заполнения водохранилища пристани были перенесены, и Смоленский (Рылеевский) спуск ведет только к страдающим от оползней садам.
Доходный дом в годы советской власти стал перенаселенной коммуналкой. Было тесно, но это был дом, «где рождения встречали и навеки провожали всем двором». Было у доходных домов еще одно достоинство — благоприятная среда обитания, дворы и сады. Ни бдительные бабушки, ни «продвинутые» гувернантки не научат тому, что само собою складывается в непринужденном общении с мальчишками и девчонками своего двора, своей улицы. Здесь действуют свои законы, складывается своя иерархия, здесь учатся дружить, строить отношения с не похожими на тебя людьми, делиться лакомым кусочком и любимой игрушкой, защищать слабого. С этой наукой выходят во взрослую жизнь.
Дом №11, как и почти все дома переулка, был снесен. Переулок постепенно лишается своих знаменитых садов. Теперь здесь наперегонки растут коттеджи и элитные многоквартирные дома. О названии Собачий вспоминать постеснялись, на табличке написали «1-й Смоленский». Он же 1-й Рылеева.

Бабушка и внучек у старого дома №11 в Собачьем переулке

Великое достоинство симбирских домов — цветущие сады


Дома, как и люди, не живут вечно. Долгие годы в скромных домах небогатого переулка жили те, о ком с благодарностью город вспоминает и сегодня: уважаемые педагоги Орловы, Ростиславовы, Мухина, Куприянова, известные врачи Панов, Лодочников, Митрофанова, Бурлакова. Каждая семья не одного близкого человека потеряла в годы сталинских репрессий. В каждой были участники Великой Отечественной войны. Жили трудно, но достойно. Дома, которые строятся здесь в наши дни, богаче, красивее, удобнее прежних. Так и должно быть. Остается пожелать, чтобы о тех, кто живет и будет здесь жить, земляки говорили с тем же уважением, как и об их предшественниках.

обсудить статью

Наталья Гауз

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: