€ 112,80
$ 107,18
¥ 14,63
Экологическая безопасность региона: как отвести угрозы?
Насколько активно проводят в жизнь экологическую политику государственные контролирующие структуры и промышленные предприятия? О болевых точках этой проблемы и отношении к ней бизнеса и общества дискутировали гости апрельского заседания «ДО».
Дмитрий Фролов |
Александр Гришин |
Евгений Здор |
Борис Капков |
Константин Зонов |
Надежда Богданова |
Рустем Богданов |
Дмитрий Федоров |
Алексей Воронцов |
Лев Левитас |
Александр Сидреев |
Участники круглого стола:
Рустем Богданов, заместитель председателя комитета по охране окружающей среды и природопользованию мэрии Ульяновска
Надежда Богданова, начальник отдела охраны окружающей среды ОАО «УАЗ»
Алексей Воронцов, директор ООО «ПромУтилизация»
Александр Гришин, директор НИЦ «Поволжье»
Евгений Здор, руководитель подразделения «Фильтр» ООО «Холдинг ФВК-ТРАС»
Константин Зонов, председатель комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области
Борис Капков, заместитель руководителя управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской области
Лев Левитас, заместитель генерального директора ООО «ФПК»
Александр Сидреев, заместитель технического директора по охране труда, промышленной и экологической безопасности ОАО «Ульяновскцемент»
Дмитрий Федоров, начальник управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области
Дмитрий Фролов, заместитель генерального директора ООО «Симбирские стройматериалы»
Дмитрий Федоров:
— Приоритеты региональной экологической политики в 2008 году и на период до 2010 года закреплены в областной целевой программе по охране окружающей среды. В документе учтены шесть основных направлений. Наиболее важны вопросы утилизации отходов. Сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов организованы согласно требованиям законодательства лишь в Ульяновске, Димитровграде и Инзе, имеющих полигоны по захоронению отходов. А большинство крупных райцентров обрастает несанкционированными свалками. В числе крупных проблем — охрана ресурсов качественной питьевой воды. От состояния ее по-верхностных и подземных источников напрямую зависит здоровье населения. Другое ключевое направление — реализация мероприятий по снижению негативного воздействия индустрии на окружающую среду. Основу областной целевой программы составляют производственные экологические программы 150 крупнейших промышленных предприятий.
В областной кадастр внесены 133 особо охраняемые природные территории (ООПТ) общей площадью 1 млн. 110 тыс. га. Наметились перспективы для создания национального парка. К сожалению, у нас нет инспекторской службы, которая бы могла контролировать ООПТ, разбросанные по всему региону. Безусловно, актуальны вопросы охраны атмосферного воздуха, проблемы, связанные с загрязнением и деградацией земли. Нередко недропользователи извлекают полезные ископаемые, «забывая» о рекультивации использованных участков.
Александр Сидреев:
— До вхождения в холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ групп» наше предприятие было одним из самых проблемных в экологическом отношении. Но за последние два года ситуация изменилась. Приоритетное направление — снижение выбросов пыли в атмосферу. В начале 2008 года на вращающейся печи №1 заработал современный электрофильтр, позволяющий снизить их до европейских норм. Стоимость проекта — 110 млн. рублей. Затраты частично возвращаются: снижается плата за негативное воздействие на окружающую среду и экономится сырье за счет возвращения уловленной пыли в технологический процесс. В 2009 году построим еще один электрофильтр на печи №2. Для проведения мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии создана и аттестована санитарно-промышленная лаборатория. Считаем, что ответственный бизнес обязан заботиться об охране окружающей среды. Промедление в решении этих проблем может значительно осложнить ситуацию в скором будущем.
Дмитрий Фролов:
— ООО «Симбирские стройматериалы» находится в процессе становления. Минувшей осенью в Красном Гуляе был запущен завод по производству стеклотары. Для предприятия закупается только новейшее чешское и французское оборудование, которое отвечает самым строгим экологическим критериям. В паспортах оговорены даже правила утилизации после того, как оно отработает свой срок. Конечно, есть и нерешенные вопросы.
Надежда Богданова:
— На УАЗе более двадцати лет действует отдел охраны окружающей среды. В 2005 году УАЗ был признан лучшим среди машиностроительных предприятий России по снижению экологического воздействия на природу. А по итогам 2006 года занял второе место среди ста крупнейших предприятий страны. Участвуем во всех направлениях областной экологической программы, ежегодно осваивая значительные финансовые средства. К примеру, ведется строительство резервуара-накопителя для ликвидации сброса неочищенных ливневых сточных вод в Свиягу. Реконструируется узел обезвоживания на заводских очистных сооружениях. Проведены тестовые испытания новой установки «Газоконвертор Ятаган», эффективно улавливающей выбросы вредных веществ в атмосферу. Внедрены современные установки по утилизации промышленных отходов и пылегазоочистного оборудования. Это позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду и соответствующий размер платы за негативное воздействие.
Борис Капков:
— По частоте упоминаний в федеральных документах экологическая безопасность почти на равных с промышленной и экономической. А если поточнее проинформировать людей о том, что они едят и чем дышат, то стрессов не избежать. За последние годы экологическая обстановка вряд ли улучшилась, хотя работа ведется широким фронтом. Однако немало ресурсов еще не используется. В частности, административный. Если главы администраций не будут постоянно ставить вопрос о необходимости этой работы, она не сдвинется с места. Тему экологии наконец-то подняли на самом высшем уровне государственной власти, и дело обязательно пойдет. Но надзорные структуры должны действовать по единым, понятным и общим для всех правилам, которые давали бы положительный эффект. Понадобится значительно больше инспекторов.
Константин Зонов:
— За нашим комитетом закреплено 60 тысяч объектов. А инспекторов — всего двадцать по штату, и только пятеро занимаются экологией. Получается, что инспектор может проверить объект не чаще одного раза в десять лет.
Борис Капков:
— Во всех странах, где сумели чего-то добиться в улучшении экологии, ее проблемами очень активно занималась общественность. Подчеркиваю: занималась не политикой, а реальными делами. А у нас в Ростехнадзоре за весь прошлый год было всего 20 обращений от населения.
Рустем Богданов:
— Я бы не согласился с высказыванием об инертности общественности Ульяновска. У нас немало случаев, когда именно общественность воспрепятствовала строительству экологически опасных объектов. Зато чиновник, занятый природоохранной деятельностью, не всегда защищен от влияния административного ресурса и может быть поставлен перед выбором: подписывай документы либо уходи с работы. Именно общественный контроль является барьером против подобных покушений. Возможны и другие варианты. В Казани, к примеру, есть экологическая милиция.
А законодательство в последнее время менялось не в пользу охраны окружающей среды, а в пользу предпринимателей. Наверное, надо вернуться к существовавшему положению о временном приостановлении деятельности предприятия-нарушителя надзорным органом, а не только по решению суда (допустим, в аварийных ситуациях). Предприниматели обязаны осуществлять свою деятельность самым безопасным способом. А город должен иметь свою долю на рынке утилизации отходов, чтобы возникла здоровая конкуренция. И пора остановиться с реорганизациями экоконтроля на федеральном уровне: в результате вымываются действительно профессиональные кадры. Недаром принято решение о создании госкомэкологии, ликвидированного в 2000 году.
Алексей Воронцов:
— Действительно, здоровая конкуренция поможет нормализовать цены на рынке экологических услуг. Так, в Самарской области 300 полигонов: промышленных отходов и ТБО (практически все крупные предприятия имеют собственные). Но надо также привести законодательную базу в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. А лицензии, выдаваемые Ростехнадзором, имеют региональные ограничения, что в конечном итоге приводит к удорожанию сервиса.
Рустем Богданов:
— По 131 закону и закону об охране окружающей среды организация работы по сбору и утилизации отходов возложена на органы местного самоуправления. Но разве им это под силу? Правда, Дмитрий Медведев еще в роли первого вице-премьера заострил внимание на этой емкой теме. И считает, что в нашей стране можно было бы создать отдельную отходоперерабатывающую отрасль промышленности. Недавно начали заниматься организацией системы очистки ливневых стоков, но это требует инвестиций в сотни миллионов рублей.
Константин Зонов:
— В этой ситуации я бы посоветовал городу рассматривать реконструкцию ливневой канализации как бизнес-проект. Наверное, это возможно за счет платы за водоотведение. К примеру, «Водоканал», принимая стоки, имеет средства благодаря экономически обоснованному тарифу.
Рустем Богданов:
— Организации, эксплуатирующие системы ливневой канализации в Ульяновске, не имеют лицензии на право пользования водными объектами. И поэтому они не вправе взимать абонентскую плату. А получение такой лицензии станет возможным только при наличии очистных сооружений.
Евгений Здор:
— Что надо сделать, чтобы люди могли нормально жить сегодня? Никакая очистка воды не может избавить человека от потребления того, что в ней накоплено. Пестициды, тяжелые металлы и прочее можно вывести только прямыми химическими реакциями. И человек впитывает все отложения, что вызывает различные заболевания. Только при употреблении специально структурированной воды он может избавиться от вредных накоплений в организме. Мы изобрели и начали массовое производство фильтров-преобразователей, которые работают в проточном варианте и выдают структурированную воду. Изобретен и фильтр-преобразователь жидкого топлива, позволяющий обойтись без ядовитых добавок. Быть может, новые законы заставят обратить внимание государства и промышленников на подобные изобретения?
Лев Левитас:
— Во-первых, давайте уйдем от ужастиков. К примеру, наша фирма, занимающаяся разработкой экологической нормативной документации и получающая от Гидромета замеры фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере по всей области, не обнаружила ни в одной из контрольных точек превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ (ПДК). Вода питьевая у нас соответствует ГОСТам. Но когда экоконтроль был сосредоточен в госкомэкологии, работа шла гораздо эффективнее. В регионе работало 60 природоохранных инспекторов. В центральном аппарате инспекторы работали по четырем четко обозначенным направлениям. С твердыми бытовыми отходами вообще не было проблемы. Она возникла в 1995-1996 годах, когда пошел массовый завоз товаров в различной упаковке из Турции, Китая и Вьетнама.
Алексей Воронцов:
— А нормативы по уборке ТБО при этом остались прежними...
Лев Левитас:
— Прежде при раздельном сборе мусора получалось 10% невосполнимых потерь (их нельзя превратить в сырье для дальнейшей переработки). Сейчас выполняем заказ мэрии, и потери оцениваются уже в 40%. Почему? Понять невозможно.
У нас практически нет экологического воспитания, а оно может снять около 30% проблем. Раньше проводились дни эколога с участием работников комитета и экологов предприятий. В «Ульяновской правде» была экологическая страница. А наши выезды с проверками регулярно сопровождали телеканалы. Сейчас этого нет. Средства массовой информации дают лишь платную информацию, а у экологов, видимо, недостаточно средств, чтобы ее оплатить.
Борис Капков:
— В наше управление поступил приказ из Ростехнадзора о подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности. Быть может, это поднимет их ответственность?
Александр Гришин:
— Считаю, что нужно серьезнее заниматься социальным образованием населения. К примеру, отсутствует элементарная культура водопользования, а вместо локальных очистных сооружений используются выгребные ямы. Важен и экономический критерий, поскольку коммерческие структуры не хотят тратиться на экологию. Надо ставить вопрос принципиально: либо они несут эти затраты, либо будут оштрафованы. Многие экологические проблемы на 90% относятся к государственному уровню (будь то устройство ливневой канализации или снабжение питьевой водой). К их решению надо подходить комплексно, привлекая специалистов в рамках целевых программ и объединяя усилия государственных и коммерческих структур. Насколько реальна коммерциализация в решении экологических проблем? Если обустройство городской ливневки сделать бизнес-планом, капитализация проекта будет понятна в лучшем случае только через три года. В любом случае, нет однозначных решений. Похоже, каждый замкнулся в своем блоке, а на общем результате это практически не отражается. О социальном просвещении: его активность в большей степени зависит от самих СМИ. Если уж нас собирают за одним столом журналисты, то проблемы явно лежат на поверхности.
Алексей Воронцов:
— Сказывается нехватка квалифицированных инженеров-экологов. Ведь несмотря на обещания областной администрации о стопроцентном трудоустройстве будущих экологов, подготовленных УлГТУ, из моего выпуска 2003 года по специальности работают лишь пять-шесть человек. Начинать надо со школьной скамьи, вводя в обязательную программу дисциплины экологической направленности.
Рустем Богданов:
— Когда в 2000 году был ликвидирован госкомэкологии, контролировавший охрану окружающей среды, ряд ведомств сразу почувствовал направление ветра. К примеру, вскоре экология оказалась вне школьной программы. Пока этот ветер будет дуть то в одну сторону, то в другую, все так и останется.
Лев Левитас:
— Нормальное у нас законодательство! Что мешает сейчас его исполнять и брать штрафы? Ведь занимались этим в прежние времена.
Дмитрий Федоров:
— В областной программе есть блок по экологическому образованию. Наверное, надо начинать заниматься экологическим воспитанием с детского сада и вводить специальный предмет в школах. Изменения в сознании происходят не сразу. В Швеции свыше 40 лет вводили раздельный сбор бытового мусора, постепенно приучая к этому людей. Там экологические стандарты и нормы выше, чем в Евросоюзе, и любой телеканал дает экологическую социальную рекламу. Штрафы огромны: полторы тысячи евро за бумажку, брошенную мимо урны.
Будет требование со стороны государства, и дело пойдет. Почему-то у нас законодательно разделили окружающую среду и человека между контролирующими органами, входящими в структуру МПР России, и Роспотребнадором. Теперь эти ведомства намерены объединить. И, наверное, когда человека не будут отделять от окружающей природы, что-то действительно изменится к лучшему и в экологической безопасности.