Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Экономика: куда движемся?

2015 год для Ульяновской области был непростым. 2016-й оказаться легче не обещает.

 

2015 год для Ульяновской области был непростым. 2016-й оказаться легче не обещает. О подушке безопасности для региона, индексах роста и предстоящих реформах «ДО» спросило экономистов - представителей регионального правительства и вузовского сообщества.

Зампредседателя Правительства Ульяновской области Олег Асмус:

«Допустить снижения мы не должны»

- Олег Владимирович, как вы оцениваете итоги 2015 года? В чем мы оказались «на коне», где просчитались и недосчитались?

 

- Когда только формировался прогноз на 2015 год, то среди федеральных и региональных экспертов преобладали упаднические настроения. Были разговоры, что спада в промышленности, строительстве и ряде других направлений избежать не удастся.

Но итоги показали, что пусть небольшой, но рост промышленности до 100,8% мы достигли, а объемы производства самого крупного блока промышленности - обрабатывающего сектора, - выросли на 3,4%. При этом мы фиксируем рекордный объем инвестиций в 90 млрд рублей. Внушительный рост на 30,7% к прошлому году достигнут во вводе жилья.

Неплохие показатели сложились и в социальной сфере. По сравнению с другими регионами, у нас небольшой размер просроченности по заработной плате, при этом мы имеем хороший темп роста самих заработных плат. Для кого-то это может показаться странным, но зарплата населения в Ульяновской области в 2015 году росла больше и быстрее, чем у многих наших соседей. Несмотря на то, что общие доходы в каждом из субъектов России снизились, у нас в регионе они снизились меньше, чем у других.

Самой неприятной цифрой 2015 года для нас является уровень инфляции, среднегодовой индекс которой составил чрезмерные 13,8%, к которому привели и обесценивание рубля, и действие санкций, и ряд других причин, что и стало основной причиной ухудшения экономической ситуации в целом по стране.

- Что становится задачей-минимум и задачей-максимум в 2016 году?

- Нашу задачу очень просто сформулировать - мы не должны допустить снижения социально-экономических показателей в 2016 году. Подавляющее большинство субъектов РФ, насколько я знаю, свои социально-экономические показатели на будущий год прогнозируют со снижением.

Мы должны принять меры, чтобы избежать такой ситуации, поэтому главной целью для нас остается прежняя установка - использовать кризис в свою пользу и не допустить снижения ни в строительстве, ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности.

- В 2016 году вы возглавили региональный Центр по управлению реформами. Какие реформы будут приоритетными?

- Чтобы экономика страны и регионов была конкурентоспособной в существующих реалиях, нужно провести много серьезных реформ, в том числе в системе управления. Ни для кого не секрет, что президент страны Владимир Путин поручил губернатору Сергею Морозову реализовать региональную управленческую инициативу, которая также сможет «замахнуться» и на национальный проект. В ближайшие месяцы мы должны проделать эту работу. Основная задача состоит в том, чтобы сделать управление регионом, муниципалитетами, а также взаимодействие с федеральным центром наиболее эффективным при минимальном числе чиновников. Изменения в управлении позволят создать аппарат, который был бы не дорогой, но в то же время приносящий результат.

Плюс к этому, губернатор дал задание реализовать комплекс реформ, связанных с социальным благополучием населения, с национальной технологической инициативой и рядом других направлений.

Кроме этого, в регионе существует ряд проблем, которые вызывают раздражение людей, но их решение находится не просто в плоскости большего финансирования, а в плоскости создания ра­зумных решений. Это видится основной целью деятельности центра реформ.

 

Профессор УлГУ Анатолий Лапин:

«Жизнь ставит задачи нетривиальные»

- Анатолий Евгеньевич, что, по вашей оценке, станет главным вызовом для ульяновской экономики в 2016 году?

- Вызовов очень много. Практически все сектора экономики в сложном положении. Промышленность - за год индекс положительный, 100,8%, но начинали почти под 10% за январь-апрель, а из шести месяцев второго полугодия в четырех был спад. Высока вероятность, что и в 2016-м
мы покажем отрицательный результат. Очень сложная ситуация с розничной торговлей: минус 14%, в том числе минус 19% в декабре. Падение реальных денежных доходов в два раза сильнее, чем по стране: в РФ минус 4,5%, у нас - минус 9,5%. Падение розничной торговли больше, чем реальных доходов - значит, население ожидает продолжения негативного развития экономической ситуации. Поэтому деньги не тратит, а создает для себя определенную подушку безопасности, понимая, что может быть еще хуже.

Мы имеем минус 30% в оптовой торговле, отрицательные показатели в сфере платных услуг и общественного питания, падающую занятость и рост официальной безработицы, падение грузооборота, падение в сельском хозяйстве. Реальная заработная плата - в минусе, реальные доходы населения - в минусе. Уровень инфляции у нас максимальный в ПФО.

В плюсе - строительство, инвестиции, внешнеторговая деятельность. Но думаю, ситуация в строительстве ухудшится, потому что строятся объекты не сегодняшние, а начатые два-три года назад. Сокращение ипотеки, спроса на новые квартиры неминуемо скажется уже в текущем году. А ВЭД и привлечение инвестиций могли бы быть реальной точкой роста.

- Ответы на эти вызовы есть, как вы считаете?

- Из-за обесценения рубля, которое мы на уровне региона контролировать не можем, происходит скачок цен - перешли к режиму галопирующей инфляции, что приводит к падению реальных денежных доходов населения - это влечет за собой падение розничного товаро­оборота и как прямое следствие - падение внутреннего производства. Цепочка замыкается.

Мой прогноз, что падение будет продолжаться достаточно долго, порядка десяти лет. Потому что действующая модель российской экономики с ее явно сырьевой ориентаций исчерпала себя. Она не удержала экономику страны в зоне роста, когда цена на нефть была 120 долларов за баррель, и не удержит, естественно, сейчас, когда цена на нефть в три-четыре раза меньше. Поэтому вывод здесь один: без технологической модернизации производства, без резкого повышения производительности труда, качества продукции, ее инновационности, новых потребительских характеристик, нам просто не с чем уже сейчас конкурировать. Но все это не появляется сиюминутно, в это нужно достаточно долго вкладывать, долго все развивать. А резервы для этого ограничены.

В принципе, акцент регионального правительства на технологичных предприятиях, на их поддержке, верен. Но дело в том, что доля нового сектора экономики, прежде всего, связанного с иностранными инвесторами, у нас очень невелика - до 10%. А 90% - это, условно, старый сектор экономики. Он в очень сложном положении. С одной стороны там работает много людей, поэтому какие-то резкие движения чреваты ростом безработицы, а с другой - как его трансформировать в условиях дефицита средств, высокой процентной ставки, падающего спроса, падающих продаж? Задача нетривиальная.

- Когда средства ограничены, а внешняя конъюнктура ухудшилась, надо говорить о повышении эффективности. Что можно и нужно сделать в этом плане?

- Что такое эффективность? Это отношение результата (в числителе) к затратам (в знаменателе). Но это общая формулировка. Здесь то, о чем я говорил: увеличение производительности труда, увеличение выхода продукции с одного занятого, увеличение фондоотдачи, снижение материалоемкости, повышение качества продукции… Другое дело, как конкретные эти задачи решать в условиях конкретного вида продукции - это должны сказать именно отраслевые специалисты.

 

И. о. министра экономического развития Ульяновской области Вадим Павлов:

«Ожидания - умеренно оптимистичные»

- Вадим Вячеславович, ситуация сегодня непростая. Что, по вашей оценке, может стать подушкой безопасности для экономики Ульяновской области в ближайшее время и в долгосрочной перспективе?

- Подушка безопасности, по моему мнению, есть и будет не в виде средств резервного фонда, а в сбалансированной экономической политике, разумном управлении рисками.

Для нас важно сохранить стабильную работу промышленности, сельскохозяйственных предприятий, всех отраслей экономики. Это возможно как за счет поддержки действующих предприятий, так и создания новых высокопроизводительных рабочих мест с высокой заработной платой, через развитие новых производств.

При этом мы продолжаем ориентироваться на политику импортозамещения. Это обосновано как высокой долей промышленной составляющей в экономике Ульяновской области, благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства, так и геополитической ситуацией.

Вторым направлением можно назвать поддержку экспортно-ориентированных компаний, в развитии которых мы видим очень большой потенциал. На сегодняшний день они имеют особые условия для поставки и развития своей
продукции, в том числе из-за благоприятного для них курса валюты. Кроме этого, мы дополнительно оказываем им меры поддержки в виде налоговых льгот, поддержки градообразующих предприятий и информационно-консультационными мероприятиями.

И последним в списке, но не по важности, остается малый и средний бизнес, который зачастую сочетает в себе оба приоритета нашей политики - импортозамещение и ориентацию на экспорт. Предпринимателям мы помогаем не только в виде субсидий или льготных кредитов, но и сопровождением и консалтингом, повышая компетентность и информированность бизнеса.

- Каковы прогнозы экономического блока правительства на 2016 год по основным индикаторам социально-экономического развития региона?

- Стоит учитывать, что помимо прог­нозных значений, которые определяют минимальную планку, для отраслей устанавливаются целевые показатели, которые служат ориентиром для ускоренного развития. Например, мы прог­нозируем на 2016 год значение индекса промышленного производства на уровне 99%, но отрасли поставлена задача выйти на уровень минувшего года, то есть 100%. Цель по инвестициям оптимистичная, но с учетом наших предыдущих достижений реальная - 100 млрд рублей. Также мы ожидаем снижения инфляции до 109%, что положительно простимулирует экономику. Цели по заработной плате также поставлены с ростом в 6%, а уровень безработицы мы должны зафиксировать на значении в 5,3%.

Однако стоит учитывать, что высокая волатильность рынка ставит необходимость достаточно оперативной его коррекции. Мы осторожно смотрим на изменение ситуации в экономике и готовы примерно раз в квартал вносить корректировки в целевые индикаторы социально-экономического развития области.

Ожидания на этот год я бы назвал умеренно оптимистичными. Итоги 2015 года показали, что на фоне сложной экономической ситуации в целом по стране, сектора экономики Ульяновской области, имеющие высокую долю в структуре ВРП, -
обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство, - закончили с ростом.

Фото: pixabay, из личного архива экспертов

 

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: