ЭКОНОМИКА: новый шанс?
В условиях экономической неопределенности нужно уметь отстаивать свои позиции и концентрироваться на стратегических задачах, считает министр экономического развития Ульяновской области Олег Асмус.
- Олег Владимирович, оправдал ли 2014 год ожидания, которые на него возлагались, с точки зрения социально-экономического развития региона?
- Говорить в условиях резко наступившего в декабре в стране экономического кризиса о том, что такими были наши ожидания, по меньшей мере, неправильно. Хотя в целом динамика развития социально-экономических показателей в Ульяновской области была неплохая.
Мы начали год с очень низких показателей в промышленном производстве, данный индекс составлял порядка 85 с небольшим процентов. Но каждый месяц двигались с ростом, и по итогам года индекс промышленного производства составил 100,7%. Нравится это кому-то или нет, но цифры говорят о том, что промышленной продукции в области произвели больше, чем в 2013 году. Поэтому с этой позиции я положительно оцениваю итоги года.
- Неопределенность - пожалуй, главное слово дня сегодняшнего. Каких принципиальных перемен потребует экономическая политика в этих условиях?
- В первую очередь я бы говорил не о том, что нужны какие-то перемены, а о том, что нужно отстаивать свои позиции. А позиция экономического блока заключается в том, что нельзя сокращать производительные и производственные расходы. Самым банальным решением стало бы резкое «закручивание гаек», «затягивание поясов» и так далее. Наверное, какие-то механизмы сокращения аппетитов в нынешних условиях и напрашиваются, но это не должно быть единственными нашими действиями. В первую очередь нужно говорить о повышении эффективности. Когда средства ограничены, а внешняя конъюнктура ухудшилась, самым главным является сокращение непроизводственных и неэффективных расходов. В свою очередь, необходимо отстаивать позицию производственных. Их сократить легче всего, но этого допускать никак нельзя.
- Как, по вашим оценкам, будет развиваться ситуация в реальном секторе ульяновской экономики в 2015 году?
- В нашем регионе имеется достаточное количество экспортно-ориентированных предприятий, и их руководители говорят о своем положении как очень даже о неплохом.
Плюс с учетом санкций и закрытия импорта для многих появился новый шанс развивать свое производство. Понятно, что по некоторым отраслям неизбежен спад. Но если в целом описывать картину, она будет очень разновекторна. Поэтому я вижу нашу задачу в том, что тем, у кого все хорошо, наша помощь не нужна, а сконцентрироваться нужно будет на тех предприятиях, которые очень сильно зависят от импорта. Которым нужно помогать в плане импортозамещения и диверсификации своего производства, развивать его на территории России, потому что необходимо отказываться от части импортных поставок.
- Какие предприятия по итогам года стали локомотивами роста для региональной экономики? На кого главная ставка в 2015-м?
- Мы каждый год подводим итоги конкурса «Лучший экономист», и одной из самых мной уважаемых номинацией является «Лучшая организация года». Так, лучшим предприятием в промышленном производстве региона мы признали ОАО «Металлоконструкция». Оно демонстрирует самый высокий в области темп роста отгруженной продукции - около 140%. Увеличивается состав квалифицированного персонала, появляются дополнительные рабочие места с самым высоким темпом роста численности работающих. В текущий период среднемесячная зарплата - порядка 40 тыс. рублей, темп ее роста выше, чем на других предприятиях региона, и составляет 145% к уровню предыдущего года.
Не менее успешные результаты показывают и другие организации, участвующие в конкурсе. Это ОАО «Ульяновский патронный завод», одно из старейших предприятий региона, в минувшем году объем отгруженной продукции там вырос на 38%. Соответственно, растет численность работников и темп роста заработной платы. НПО «МАРС» стабильно наращивает объемы производства продукции с темпом роста свыше 130%, средняя заработная плата около 50 тыс. рублей. Высокие результаты показывают и сельскохозяйственные организации. Например, ФГУСП «Ульяновское» имеет самые высокие в регионе объемы производства и рост на 63% к прошлому году, является лидером в Тереньгульском районе по объему налоговых отчислений.
- Какие резервы ульяновской экономики, по вашей оценке, еще недостаточно задействованы?
- Я бы говорил не о резервах в экономике с отраслевой точки зрения, а о ресурсах, которые у нас есть и еще не задействованы. В первую очередь я вижу эти ресурсы в территориальном плане. Неслучайно в нашей Стратегии социально-экономического развития до 2030 года целый блок посвящен территориальному срезу. Подавляющее большинство предприятий, крупных компаний-налогоплательщиков в настоящий момент сконцентрировалось вокруг Ульяновска и его пригородных территорий. Я считаю, что огромный резерв будет, если развитие получат малые и крупные предприятия в других, отдаленных районах области. В этом и есть огромный ресурс для развития и снятия социальной напряженности.
- Последние годы низкий уровень безработицы в регионе был предметом гордости и экономистов, и политиков. Каковы прогнозы на текущий год?
- У меня как у экономиста, в чем я нашел поддержку губернатора, есть позиция, что регистрируемая безработица - это, конечно, неплохо, но она мало отражает реальную картину в экономике. В январе мы участвовали в Гайдаровском форуме, на котором уважаемые нобелевские лауреаты Валлерстайн, Писсаридес говорили о том, что единственным индикатором состояния экономики должна быть безработица по методологии МОТ. Это и есть состояние экономики. Она отражает, могут ли люди быть мобильными в плане поиска работы, довольны ли они своей работой, и так далее. В Ульяновской области и в этом плане есть свои позитивные изменения. Если мы всегда имели показатели хуже, чем в среднем по России и ПФО, то теперь наши показатели лучше. Понятно, что в нынешней ситуации, когда многие предприятия оптимизируют свою деятельность или когда предприятия находятся в стадии развития, они сокращают свою основную статью расходов - и это кадровые ресурсы.
В такой ситуации некоторый отказ от кадров вполне объективен, но я уверен, что в 2015 году серьезного ухудшения ситуации по данному показателю мы иметь не будем.
- Поставленная несколько лет назад задача поступательного роста уровня заработной платы по-прежнему актуальна? Не становится ли она в условиях экономического кризиса и антикризисных мер, к которым вынужден прибегать бизнес, чтобы выжить, не совсем реальной?
- Здесь я отвечу предельно просто. Никакие наши потуги и дела не имеют смысла, если реальных доходов у населения не будет.
В начале года у нас в Министерстве экономического развития состоялся огромный спор о том, какую цель перед Правительством Ульяновской области ставить на 2015 год. Моя позиция полностью поддержана губернатором, и на будущий период мы должны ставить увеличение реальных доходов населения во главу нашей политики. Цифру пока назвать не могу, но вся работа Правительства региона будет направлена на увеличение реальных доходов, несмотря на то что в целом по Российской Федерации прогнозируется снижение на 2-3%, а некоторые эксперты говорят и про 5%.
- Идею борьбы с инфляцией любой ценой целый ряд экономистов называет сегодня порочной. Каково ваше мнение?
- Я всегда считал, что низкая инфляция - это очень плохо для экономики. В то же время и высокая инфляция крайне вредна. Сегодня официальная инфляция порядка 10%. Но вы живете в реальном мире, и я тоже, и у нас по некоторым видам продукции рост отсутствует, а по некоторым - просто зашкаливает. 2014 год завершили с двузначной инфляцией. Думаю, что и в 2015 году стоит ожидать инфляцию порядка 10%. Это реальная картина, к этой ситуации нужно готовиться, и все меры предпринять для того, чтобы инфляция не оказалась выше.
- В 2009 году исполнительная власть страны и региона перешла на режим «ручного управления». Должна ли эта схема повториться сейчас?
- Я считаю, что система должна работать независимо от того, кто руководит тем или иным министерством или ведомством. Это и есть эффективность работы. Какие-то точечные, «ручные» меры предпринимать следует, но главное - построить систему, которая бы эффективно работала. В первую очередь поддерживать предстоит, наверное, компании, которые серьезно пострадали от того, что резко «провис» импорт. В их числе - аграрии, они очень серьезно модернизировались в последние годы, но эта модернизация не завершена до конца, и сегодня очень многие предприятия «подвисли» в плане закупки инвентаря. Вот их, я считаю, и нужно поддерживать в первую очередь.
- Какие антикризисные рецепты, проверенные практикой 2008-2009 годов, могут пригодиться в 2015-м?
- Сейчас мы переживаем такую экономическую ситуацию и кризис, который не похож на 2008-2009 годы. Кроме экономических проблем, низкой цены на нефть мы имеем политическое противостояние с западными странами. Поэтому каких-то универсальных рецептов, наверное, сегодня нет. В первую очередь необходимо воспользоваться выгодной для многих ситуацией и провести реальную модернизацию своего производства. Второе - нужно повысить эффективность использования всех имеющихся ресурсов, начиная с природных и заканчивая трудовыми, культурными и так далее. Кроме этого, необходимо подвергнуть максимальной оценке свой производственный баланс и структуру затрат на предприятии.