Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Электронное будущее в сфере ЖКХ

В июле вступил в силу закон, согласно которому управляющие многоквартирными домами компании должны размещать информацию о своей деятельности в ГИС ЖКХ

В июле вступил в силу закон, согласно которому управляющие многоквартирными домами компании должны размещать информацию о своей деятельности в ГИС ЖКХ. Крайний срок введения в эксплуатацию программного обеспечения - 1 февраля 2016 года. Однако в Ульяновской области данная система уже разработана компанией «АИС Город», используется на практике и демонстрирует свои плюсы.

В чем суть автоматизированной информационной системы и какие выгоды сулит ее использование жильцам и управляющим компаниям, «ДО» обсудило с директором ООО «АИС Город» Юрием Ригой, замдиректора ООО «АИС Город» Андреем Наскальнюком и замдиректора УК «Новое время» Андреем Попывановым.

Юрий Рига Андрей Попыванов Андрей Наскальнюк

 

От слов к делу

ГИС ЖКХ - это государственная информационная система, которая должна агрегировать все сведения о жилом фонде в РФ и служить основной для принятия управленческих решений.

Выстраивать государственную систему управления жилищным фондом сегодня сложно, поскольку единая база данных отсутствует. Система ГИС ЖКХ должна обеспечить полноту, достоверность и актуальность информации о состоянии дел в жилищно-коммунальной сфере. Федеральный закон №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» обязывает подключиться к федеральному порталу госуслуг все регионы, управляющие и ресурсоснабжающие компании. Законопроект станет правовой базой для функционирования системы ГИС ЖКХ.

Юрий Рига:

- Закон принят, но внутри-то «пусто» - система несогласованная. Мы планируем подвести под свою систему несколько принятых постановлений о персональных данных, о жильцах: все участники рынка должны поставлять информацию муниципалитетам, и в итоге данные должны собираться в профильном подразделении. Инструментом такой интеграции данных стал наш программный комплекс «Объектовый учет», на основе которого мы и построили региональный сегмент системы ГИС ЖКХ. Сегодня несколько областей РФ просмотрели все предложенные на рынке решения и остановили выбор на нашем продукте, поскольку наша программа наиболее полная, она действительно работает.

Андрей Попыванов:

- Мы работаем с «Объектовым учетом» уже лет семь. Это очень серьезное подспорье. Зачастую при конфликтных ситуациях у жильца возникает первый вопрос: за что я плачу. Продукт компании «АИС Город» позволяет постатейно видеть все расходы и доходы по каждому конкретному дому. И вопрос снимается моментально. Для населения главное - прозрачность и доступность. Почему сейчас такой акцент делается на прозрачности в сфере деятельности ЖКХ? Потому что до определенного времени было непонятно, какие работы выполняли управляющие компании, добросовестно ли использовали деньги жителей. Сегодняшнее законодательство обязало управляющие компании отчитываться, быть прозрачными и доступными. Это прекрасное решение для того, чтобы население видело всю деятельность управляющих компаний.

Инструменты единой системы

География сотрудничества компании «АИС Город» широка: за четыре года она обеспечила поставки своих продуктов в Ульяновск, Южно-Сахалинск, Ростов-на-Дону, Саранск, Тверь, Киров, Владимир, Белгород, Брянск, а также Чеченскую республику и Московскую область.

Андрей Наскальнюк:

- Программные продукты «АИС Город» - это инструменты создания единой системы, которая позволит оптимизировать ЖКХ региона, повысить управляемость отраслью, достигнуть прозрачности финансовых потоков и упростить работу населения с управляющими компаниями. Благодаря сотрудничеству с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, органами государственной власти и местного самоуправления программные решения компании полностью отвечают требованиям законодательства РФ и созданы в соответствии с реальными потребностями сторон.

Функционал, который «АИС Город» может предложить управляющим компаниям, внушителен. Это программные продукты «Система начислений за услуги ЖКХ», «Единая диспетчерская служба», «Паспортный стол», «Центр льгот», а также программный комплекс «Объектовый учет», включающий такие подсистемы, как «Капитальный ремонт», «Портал управляющих компаний субъекта», «Управление жилым фондом», «Ветхое жилье» и «Аварийное жилье».

Электронный паспорт дома

В августе 2013 года вступил в силу пункт постановления Правительства РФ о создании электронных паспортов для многоквартирных домов. В Ульяновске такое программное обеспечение предоставляет ООО «АИС Город».

Электронный паспорт многоквартирного дома - подсистема государственной информационной системы, которая автоматизирует процесс формирования документа и облегчает составление отчетов по каждому конкретному дому. В ней хранятся сведения о доме: адрес, технические характеристики, информация о жилых и нежилых помещениях, способ управления домом, обслуживающие ресурсоснабжающие организации, объемы потребляемых услуг, установленные тарифы и прочее. Кроме того, в паспорт дома включены протоколы всех собраний, которые проводятся управляющей компанией, а также планы и результаты работ. Обязательный пункт электронного паспорта - стоимость оказанных услуг. Ее определяют сами управляющие компании.

Юрий Рига:

- Постановлением Госстроя РФ №170 утверждены правила и нормы эксплуатации жилого дома. Есть два обязательных осмотра: подготовка к весенне-летней и осенне-зимней сезонной эксплуатации. По результатам осмотра составляется дефектная ведомость, в которой указываются объемы восстановительного и капитального ремонта дома. Мы предварительно рассчитываем предельную цену, которую должны выплатить жильцы за ремонт. В первую очередь устраняются дефекты, которые мешают эксплуатации. Управляющая компания выстраивает приоритеты и сообщает квартиросъемщикам о сумме, которая необходима для ремонта дома. Если эта сумма больше, чем они платят, то жильцы должны принять решение, возможно, увеличить тариф. Зачастую это более выгодно, чем ожидать капитального ремонта - восстановительный ремонт уменьшит процент износа дома, таким образом, оберегая жильцов от лишних затрат.

Андрей Попыванов:

- К сожалению, жилой фонд у нас старый. Состояние старых застроек оставляет желать лучшего. Был определенный период, когда содержанию фонда не уделялось должного внимания. Тем не менее могу сказать по собственному опыту, что сейчас есть дома, в которых жители адекватно подходят к проблемам и решают их совместно с управляющими компаниями. Есть примеры, где жильцы добровольно приняли тариф на ремонт и содержание жилья, в разы больше базового. Люди начинают понимать важность сотрудничества, и донести эту идею до народа - основная функция управляющих компаний.

Полезен каждому

На портале «Регионального информационного центра»
people.ric-ul.ru каждый собственник жилья сможет увидеть начисления, тарифы по своему дому, а также узнать о конструктивных особенностях, инженерном оборудовании дома. Сервис «Личный кабинет» lk.ric-ul.ru, который реализовала компания «АИС Город», доступен любому гражданину, и подключить его можно в пунктах приема платежей РИЦ.

Андрей Наскальнюк:

- «Личный кабинет» дает возможность не выходя из дома контролировать свой лицевой счет. Вносить показания приборов учета; получать информацию об операциях и услугах своего лицевого счета, а также о проживающих, отсутствующих и льготах; распечатывать справки о начислениях, оплате или задолженности; просматривать историю начислений и платежей; оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Данные на сервисе постоянно обновляются. Личный кабинет доступен в качестве мобильных приложений для IOS и Android. На сентябрь 2014 года количество пользователей сервиса «Личный кабинет» (Ульяновск, Димитровград, Новоульяновск) достигло 35 тысяч человек.

Андрей Попыванов:

- Этот программный продукт очень серьезно помогает в работе с населением. На любой вопрос собственника - начисление денежных средств, их расходование - мы отвечаем, обращаясь к информационной базе, где отражены данные о собранных денежных средствах, выполненных работах и прочее.

Компанией «АИС Город» учтены и экстренные работы. Например, в Ульяновске хорошо работает программа «Единая диспетчерская служба»: любой гражданин может по телефону «05» подать заявку в коммунальные службы. Заявки фиксируются и находятся под контролем у администрации города, а снимаются только после их выполнения. Благодаря этой системе жители всегда могут проверить статус выполнения заявок, которые подают через аварийно-диспетчерскую службу. Заявки отражаются в электронном паспорте дома. Мало того, в конце года по просьбе управляющих компаний журнал заявок по каждому дому можно распечатать и прошить. В городе до логического конца довели работу с обращениями граждан, когда юрист от администрации представляет интересы жителей в суде.

Информационная система ГИС ЖКХ для Ульяновской области - не новинка. Однако если раньше управляющие компании не были связаны официальными обязательствами, то теперь закон вынуждает их выстраивать максимально прозрачные отношения с клиентами. Изменения все-таки произойдут, и от того, насколько профессиональным будет программное обеспечение, зависит качество функционирования жилищно-коммунальной сферы.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: