Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Электронный гражданин

На вопросы «ДО» отвечает руководитель ОГАУ «МФЦ Ульяновской области» Михаил Анисимов

Михаил Александрович Анисимов родился в 1984 году в Баку. Имеет два диплома об окончании УлГУ (социолог и инженер-программист). Работал в аппарате Главного федерального инспектора по Ульяновской области, помощником депутатов областного Законодательного Собрания и Ульяновской Городской Думы, в Управлении стратегического развития департамента информационных технологий при Правительстве Ульяновской области, начальником отдела электронного правительства департамента государственного регулирования в Министерстве информационных технологий Ульяновской области. С 2012 года - руководитель ОГАУ «МФЦ Ульяновской области». Холост.

- Михаил Александрович, с чем связано создание Многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг в нашем регионе?

- Идея создания многофункциональных центров (МФЦ) принадлежит Министерству экономического развития РФ - в рамках реализации административной реформы в России. Но изначально этот опыт был позаимствован у Бразилии, где в свое время были созданы центры общественного доступа (SAC) по принципу «единого окна».

Наш регион стал одним из первых субъектов России, где в 2007 году начали реализовывать идею создания Многофункционального центра. В тот момент у нас даже не было нормативно-правовой базы, да и во всей стране ее практически не было.  В 2009 году к нам приезжали специалисты из Минэкономразвития, посмотрели, как продвигается пилотный проект, им понравилось. Естественно, то, что было, и что стало сегодня - небо и земля…

- Расскажите об этом поподробнее.

-  Наш МФЦ является подведомственным учреждением Министерства Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии. Над созданием  МФЦ работали мы вместе - много, упорно и практически с чистого листа. В июле 2010 года открыли «головное» здание МФЦ в Ульяновске на улице Льва Толстого, 36, и поначалу оно пустовало, люди не понимали, для чего создан наш Центр. Они по старой привычке шли в органы власти, чтобы получить услугу, выстояв огромную очередь. И это, в принципе,  понятно: все-таки гражданин привык  обращаться за услугами к чиновнику. Сегодня  же поток посетителей МФЦ растет с каждым днем, ныне только «головное» здание Центра принимает порядка тысячи - тысячи двухсот человек в день. Для сравнения: в 2009 году мы оказали всего лишь 4,5 тысячи услуг, а в 2010-м - 82 538, в 2011-м - 174 669, в 2012-м - уже 386 190. Если сложить все эти цифры, то на базе МФЦ с момента его создания оказано порядка 650 тысяч услуг.

Мы стараемся повышать уровень комфортности для посетителей МФЦ. В «головном» здании Многофункционального центра имеется система электронной очереди, инфоматы, оборудована детская игровая площадка, автостоянка с парковочными местами для инвалидов, предусмотрена парковка велосипедов. Кроме того, мы организовали точку бесплатного доступа в сеть Интернет по технологии WiFi. Наш Центр стал одним из первых МФЦ в стране, предоставляющих такую возможность. Также мы внедрили систему видео- и аудиофиксации для разрешения возможных конфликтных ситуаций с участием заявителей. Но главное наше достижение состоит в том, что мы смогли изменить психологию граждан, а это было очень непросто. И эта проблема касается всех электронных услуг, что сегодня внедряются в России.

- По каким критериям подбирался перечень услуг, которые оказывает МФЦ?

- Мы долго обсуждали с коллегами этот вопрос и пришли к выводу, что это должны быть, в первую очередь, массовые и социально значимые услуги, наиболее востребованные среди населения. Кроме того, мы опирались на рекомендации Министерства экономического развития РФ и в результате определили следующие сферы оказания услуг: социальная поддержка населения, недвижимость, определение гражданско-правового статуса гражданина. А уже в 2008 году появился регламентированный перечень.

И на сегодняшний  день люди чаще обращаются в МФЦ  по вопросам социальной защиты. По последним данным, обращения граждан распределились таким образом: 29% заявителей в МФЦ воспользовались услугами социальной защиты (а их сегодня - более 60), 33% обратились по вопросам недвижимости, 27% - по вопросам регистрационного учета, остальные 10% связаны с прочими сферами деятельности. Есть у нас и комплекс услуг для бизнеса. В первую очередь, юридическим лицам интересны вопросы, связанные с недвижимостью: предоставление земельных участков, выдача разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию и т.д. 

- Будет ли меняться спектр услуг в МФЦ, планируете ли появление новых?

- Конечно! Мы работаем в этом направлении.  Уже с  первого января 2013 года мы взяли на себя регистрацию прав на недвижимое имущество (эти услуги ранее оказывал только Росреестр). Процесс становления идет достаточно тяжело, неслучайно МФЦ некоторых регионов не стали брать на себя такую обузу. Но мы снова оказались «впереди планеты всей», не побоялись.

Кроме того, мы недавно подписали соглашение с Управлением ЗАГС Ульяновской области, а это еще три дополнительные государственные услуги. И на сегодняшний день общее количество услуг, которые можно получить в нашем МФЦ, достигает 215.

Если смотреть в абсолютных цифрах, то в России федеральными структурами предоставляются порядка 900 видов услуг, органами региональной власти - более 250, и порядка 90 услуг - на муниципальном уровне. Поэтому мы не говорим, что мы охватили все и дальше развиваться не будем. Наш Центр открыт для работы с исполнительными, территориальными органами государственной власти, органами местного самоуправления, в течение трех лет мы встречались с руководителями этих органов, предлагали сотрудничество с МФЦ. Было время, когда нам отказывали, считали, что не справимся, но мы доказали, что сможем. И сегодня уже начался обратный процесс, уже к нам обращаются с инициативой. Мы открыты для всех, готовы со всеми работать.

- Можно ли говорить о том, что Многофункциональный центр создан в рамках становления в России электронного правительства?

- Да, МФЦ является одним из основных элементов электронного правительства,  одним из элементов противодействия коррупции, в конце концов. «Отрывая» гражданина от взаимодействия с чиновником, мы избавляем его от коррупциогенного фактора. Мои специалисты не влияют на принятие решения по той или иной услуге, наша задача - принять от него комплект документов и выдать результат, причем сделать это максимально оперативно и комфортно.

Российское правительство поставило задачу: к 2018 году 70%  всех услуг для граждан должны предоставляться в электронном виде. На региональном уровне решением этой задачи занимается Министерство Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии. Наш МФЦ оказывает в этом посильную помощь. Задача, скажем прямо, непростая. В этом вопросе помимо технической готовности органов, оказывающих услуги, принимать заявки в электронном виде необходимо еще и изменить мировоззрение самих граждан. Люди должны понять, что электронные услуги - это просто и безопасно, комфортно и доступно. И никакой «принудиловки» тут быть не должно. Да, мы создаем конкуренцию органам власти в плане приема граждан, но у человека всегда остается право выбора.

Есть печальный опыт регионов, которые внедряли электронные услуги, но не получили практически ни одной заявки от граждан, хотя на это были затрачены силы, время, бюджетные средства. Наша задача - сломать стереотипы, и мы занимаемся этими процессами через МФЦ.

Ульяновская область стала первым регионом в России, в котором по инициативе нашего куратора Светланы Владимировны Опенышевой реализован очень интересный проект «Мобильный почтальон». Сегодня  села области недостаточно оснащены компьютерной техникой, а значит,  там меньше возможностей в плане доступа к информационным технологиям. А мы работаем вместе с 22 почтальонами, которых обеспечили планшетными компьютерами, обладающими доступом в Интернет, и отправили «мобильных специалистов» в небольшие села. Почтальоны, помимо своих основных обязанностей, еще и знакомят граждан с существующими на сегодняшнее время электронными услугами. Прецедент создан! И это только первый шажок в создании «электронного гражданина», готового работать в «электронном государстве». 

Также по опыту Франции в здании МФЦ были созданы пункты коллективного доступа в Интернет. Любой гражданин может прийти к нам и бесплатно воспользоваться компьютером, при необходимости наши специалисты помогут и научат работать с Интернетом, а люди пожилого возраста могут использовать программу Skype для общения  c родственниками и друзьями.

Второй проект - взаимодействие с филиалом ФГУП «Почта России» как организацией, привлекаемой для предоставления государственных и муниципальных услуг. Сегодня на базе 146 почтовых отделений Ульяновской области можно получить ряд «электронных» услуг и также есть пункт коллективного доступа в Интернет. Любому гражданину здесь окажут «скорую информационную помощь» (для этого мы обучали почтовых работников),   расскажут, как через компьютер осуществить бесплатный доступ к сайту правительства области, порталу государственных и муниципальных услуг. Когда мы только начали реализацию этого проекта, в других регионах нас не понимали. А сегодня готовы перенимать наш опыт.

Продолжением этого проекта является наше взаимодействие с отделениями ООО «РИЦ». Для себя в этом направлении мы поставили основную задачу - максимально приблизить государственные и муниципальные услуги населению с использованием структуры РИЦ. Ведь довольно большое количество граждан каждый месяц обращается к ним для решения своих жилищно-коммунальных вопросов, а мы добавляем к этому возможность получить государственную или муниципальную услугу. Правда, пока этот проект работает в «пилотном» режиме и только в Димитровграде.

- А себя вы считаете «электронным гражданином»?

- Я  уже не могу представить свою жизнь без электронных гаджетов, однозначно, я без них - никуда. И, конечно, сам стараюсь получать госуслуги в электронном виде, вот загранпаспорт оформил, узнавал о своих налоговых обязательствах на сервисе налогоплательщиков. Сообщения о нарушении правил дорожного движения тоже получаю в электронном виде. Я лично убедился, насколько это удобно.

- Расскажите о филиальной сети МФЦ.

- О, это тоже предмет нашей гордости! Ульяновская область стала первым регионом, открывшим филиалы МФЦ в каждом муниципальном образовании. Таким образом, их общее количество составляет 25! Пока они небольшие, но мы рассматриваем возможность их расширения, увеличения количества специалистов. Делаем это постепенно, с учетом  увеличения количества обращений за услугами. Сам видел в других регионах, когда в каком-нибудь поселении построено шикарное здание, создано множество «единых окон», а люди туда не идут. Мое мнение: надо начинать с малого, и только после того, как будет увеличиваться число обращений за нашими услугами, стоит расширять и максимально технически оснащать филиал МФЦ.  Сейчас мы постепенно открываем кабинеты предоставления услуг в электронном виде на базе школ и библиотек. Вот, например, в Димитровграде уже функционируют четыре кабинета, недавно подобный пункт получения электронных услуг открыт в Николаевке.

- Получаете ли вы отзывы от граждан о работе Центра?

- Да, получаем, у нас есть книга жалоб, кроме того, мы внедрили систему обратной связи с населением. На выходе висят два ящика - с улыбающимся и грустным смайликом, человек может бросить свой талончик в любой из них - в зависимости от своей реакции на работу МФЦ. В среднем процент удовлетворенности услугами у нас сегодня 94%. Это очень хороший показатель. Мы не боимся заявлять, что по мере внедрения новых услуг получаем и негативные отзывы. Но работаем над ошибками: процесс становления всегда нелегок.

Отмечу, что к нам часто приезжают специалисты из других регионов, для них мы проводим обучающие семинары, да просто обсуждаем насущные вопросы. Мы часто бываем в других МФЦ, не стесняемся перенимать опыт других и сами щедро делимся своими наработками.

- Каковы ваши основные функции как руководителя?

- Главная функция состоит в правильной организации рабочих процессов в коллективе, процессов взаимодействия сети МФЦ с внешним миром. Сложность в моей работе связана с инновационностью нашей деятельности, некоторые процессы просто негде посмотреть, изучить. Мы сами пишем историю развития Многофункционального центра, сами готовим методики, мы много сделали того, что до нас не делал в России никто. А первым, как известно, быть нелегко. Но моя работа мне очень нравится, то, чем сейчас занимаюсь, действительно доставляет удовольствие.

- Да, ваши коллеги подтверждают: вы - настоящий трудоголик, отдаете работе много времени и сил. Может быть, это связано, в частности, с тем, что у вас пока нет жены и детей? Планируете расстаться со статусом холостяка?

- Планирую, и довольно скоро. К идее семьи отношусь очень хорошо, считаю, что семья - главное, что есть в жизни человека. Тем более, у меня перед глазами положительный пример: мои родители сохраняют очень крепкие, дружные отношения в течение уже долгих лет, честно говоря, я им завидую. Так что семейные ценности, как говорится, впитал с грудным молоком.

- Михаил Александрович, как будет развиваться в дальнейшем Многофункциональный центр в Ульяновской области?

- 601-й Указ  Президента России ставит перед нами четкую задачу: к 2015-му году доступ к сети МФЦ должны иметь 90% граждан. Сейчас мы закрываем порядка 50%. Так что на три ближайших года нам есть чем заняться, есть куда расти. Мы готовы и до ста процентов довести этот показатель,  у нас есть понимание, как это сделать, и самое главное - желание.

Татьяна Задорожняя

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: