Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Если не цензура - то что?

Очередной законопроект. Снова Интернет. На этот раз - с применением Уголовного кодекса.

Очередной законопроект. Снова Интернет. На этот раз - с применением Уголовного кодекса.

Дежавю: за слово - в тюрьму

11 сентября распространилось сообщение о том, что Госдума РФ подготовила проект нового закона об ограничении информации в Интернете. Депутаты хотят бороться с неугодными пользователями Сети с помощью не только административного, но и уголовного преследования.

Инициатор проекта - снова «Единая Россия», в лице вице-спикера нижней палаты парламента Сергея Железняка. «Все виды предусмотренных УК преступлений, совершаемых с применением современных технологий», по его формулировке, будут наказываться, передает «РГ». Сюда относятся оскорбления, угрозы, анонимная клевета, мошенничество, доведение до самоубийства. Если раньше такой контроль носил точечный характер, то теперь высказывания в Интернете станут подсудными по всем пунктам уголовного права.

По словам единороссов, задача проекта - помочь правоохранительным органам в борьбе с интернет-преступлениями посредством создания соответствующей правовой поддержки. Анонимность не должна создавать иллюзию безнаказанности, считают они.

Если свобода у законодателей ассоциируется с безнаказанностью, похоже, власть и общество, в самом деле, живут в разных мирах. Верхнем и нижнем.

«Изначально Интернет - это пространство, где человек достаточно анонимно высказывает свои мысли, - комментирует «ДО» законопроект председатель Общественной палаты Ульяновской области Нина Дергунова. - Это [о данном законопроекте, - прим. авт.] некоторое ограничение свободы слова». И тут же добавляет: «Но свобода слова в либерализме исторически не связана с анонимностью. Она не подразумевает инкогнито и псевдонимы».

В борьбе с бескультурьем в Глобальной сети, по мнению председателя региональной Общественной палаты, это эффективный метод. «Ряд товарищей не стесняются в Интернете и хамить, и грубить, и считают, что это все проскочит, потому что там не видна их фамилия. Я думаю, мера оправдана на определенное время. Хотя все, конечно, очень сложно, и временное может стать постоянным».

Другой вопрос - если за этим стоит политика. «Любой закон может использовать в политических целях как правящая, так и оппозиционная политическая сила. И здесь могут последовать не совсем оправданные вещи», - считает г-жа Дергунова.

Философские категории

«Новый закон необходим для того, чтобы вооружить правоохранительные органы инструментом, необходимым для борьбы со злом в Сети», - повествует вице-спикер. Со злом в Сети. От раза к разу формулировки все более размыты, мифичны, художественнее.

Добро и зло, истина и ложь - закон опирается на фундаментальные философские категории. Авторы считают, что смогут отличить правдивую информацию от наказуемой. Железняк рассуждает: «Если эта информация достоверная, она не может быть наказуемой. Критика, в том числе и власти, если она содержательная, апеллирует к фактам, а не к ложным измышлениям, не может быть подсудной». И еще: «Если зло есть, это не значит, что с ним не надо бороться. Очевидно, что оскорбления, угрозы, клевета не способствуют ни развитию общества, ни развитию цивилизованных отношений в обществе. Не способствуют развитию самих информационных сетей. Любая технология может использоваться и для конструктивных, и для деструктивных целей. И когда эти цели деструктивны, законодательство должно давать эффективный инструментарий для борьбы с таким злом».

Детали того, за какие преступления какие наказания предусмотрены, пока не освещаются. Законотворцы тщательно скрывают эту информацию, опасаясь все тех же интернет-анонимов. Они не хотят давать «анонимным клеветникам возможность блокировать их розыск» - аргумент в лучших традициях двойственности и двусмысленности.

Еще инициаторы заявляют, что готовы к шумному обсуждению документа. Они говорят, что споры и столкновение мнений - это нормальный процесс для любого парламента. Но нашей Госдумы это теперь не касается. 10 сентября РБК Daily сообщило, что к началу нового политического сезона регламент нижней палаты будет изменен: на чтение законопроектов, «рекомендуемых к отклонению», будет отводиться армейская минута. Причину даже не скрывают - все это делается для того, чтобы избежать лишних депутатских споров.

Грань между оскорбляющим и допустимым в век, когда нецензурная лексика подчас становится общеупотребительной, размывается. Но пока есть презумпция невиновности, все может быть не так страшно. «Это железный закон. В любом случае сначала нужно доказать, а уже потом наказывать», - говорит г-жа Дергунова.

Разработчики проекта рассчитывают, что думские депутаты рассмотрят и примут его до конца года. СМИ предрекают ему эффект разорвавшейся бомбы.

Эльмира Мухаметшина

фото - www.gameranx.com

10193

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: