Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Если вы сдаете отчет

Летний период в самом разгаре. Но вновь наступает пора подготовки и сдачи отчетности. Как не ошибиться при расчете налогов и учесть все изменения в Налоговом кодексе? На вопросы предпринимателей отвечает эксперт «ДО».

Предприниматель на ЕНВД, но никакой деятельности с момента регистрации не осуществлял, поэтому два квартала после открытия сдает «нулевые» декларации. Пришло письмо из инспекции, в котором просят разъяснить причины сдачи «нулевых» деклараций. Законно ли это требование?

- Инспекторы хотят знать причину представления «нулевых» деклараций. Необходимо в произвольной форме составить документ, где написать, что «нулевые» декларации представляются в связи с отсутствием деятельности. В Письме ФНС России от 27.08.09 № ШС-22-3/669@ указано, что правомерность представления «нулевого» отчета (то есть то, что деятельности действительно нет, и физические показатели отсутствуют) налогоплательщики могут подтвердить документами (например, выписка с расчетного счета, где отсутствуют операции, договор, по которому помещение будет арендоваться только в третьем квартале и др.). Их можно приложить к объяснению либо просто сослаться на кризисные условия, отсутствие средств и помещения, из-за которых деятельность не была начата.

Предприниматель работает один, занимается оказанием услуг по ремонту. Можно ли при расчете НДФЛ включить в расходы затраты на покупку спецодежды?

- Можно. Спецодежда необходима для выполнения работ, и в данном случае считается материальным расходом. При расчете НДФЛ коммерсант вправе уменьшить свои доходы на величину затрат, которые определяются в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

В пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ указано, что материальными расходами считается, в частности, приобретение инструментов, инвентаря, приборов, спецодежды, другого имущества.

Следовательно, учесть покупку можно, если у ИП есть необходимые для этого документы - кассовый чек или иной документ об оплате, а также товарный чек или накладная, подтверждающая получение товара.

Налоги и взносы за сотрудников нужно уплачивать по месту нахождения торговой точки или месту регистрации ИП?

- По месту регистрации (месту жительства) предпринимателя. Регистрация в налоговой по месту ведения деятельности возможна, когда ИП переведен на ЕНВД. Но в этом случае в инспекцию по месту нахождения торговой точки подаются только «вмененные» декларации. Вся отчетность, связанная с сотрудниками, представляется по месту регистрации ИП. ЕНВД разрешается уменьшить, в частности, на пенсионные взносы, уплаченные с зарплаты сотрудников.

Предприниматель на ЕНВД заключил новый договор аренды. Площадь торгового зала изменилась. Нужно ли что-то представлять в налоговую в связи с этим?

- Нет. Новый показатель отражается в декларации и, исходя из него, рассчитывается «вмененный» налог. Если площадь зала стала меньше, инспектор может обратить внимание и запросить объяснения или организовать проверку. Документом, подтверждающим новый показатель, станет договор аренды.

В первом квартале по ошибке пропущен номер счета-фактуры. Документы нумеруются: 16, 17, а потом 19 и далее опять по порядку. Как это исправить и какие возможны санкции?

- Санкций за нарушение нумерации не установлено. Но в случае проверки упущенный номер наверняка заинтересует контролеров. В качестве «объяснительной» достаточно к журналу учета полученных и выставленных счетов-фактур приложить справку, указав в ней ошибку и дату ее обнаружения. Выставлять на очередную поставку документ с упущенным номером не стоит - так вы только запутаете и себя, и проверяющих. Иногда прячут ошибку, составляя счет-фактуру с упущенным номером (№ 18) со сведениями, идентичными тем, что указаны в счете-фактуре с ближайшим номером (№ 17 или № 19), а потом на этом документе пишут «Аннулировано» и прилагают к нему справку, что счет-фактура № 18 аннулирован, т.к. ошибочно выписан дважды. Такой вариант вполне возможен.

ИП передал в аренду помещение. По условиям сделки арендатор в счет арендной платы осуществляет капитальный ремонт. Нужно ли оформлять акт взаимозачета стоимости ремонта в счет арендной платы?

- Нет. Взаимозачет - это способ прекращения обязательств (ст. 410 ГК РФ). Предприниматель одновременно может являться и должником, и кредитором своего партнера. В этом случае стороны оформляют взаимозачет. Когда работы будут выполнены, стороны подписывают акт приема-передачи выполненных работ. Дополнительного соглашения не нужно - это прописано в договоре. Если договором аренды установлена определенная сумма, которая уменьшается на стоимость ремонта, документ тоже не потребуется. В акте должна быть прописана стоимость выполненных работ, оставшуюся сумму арендатор должен перечислить платежками.

Как заполняется счет-фактура при реализации товара с разными ставками НДС?

- Особых требований для такого случая нет. Составляется единый счет-фактура, а ставка НДС, соответствующая каждому продукту, указанному в документе, пишется в графе 7 «Налоговая ставка». То, что в одном документе будут разные ставки для разных товаров, нарушением не является.

Предприниматель на УСН ведет книгу учета доходов и расходов в бумажном варианте. По ошибке расходы отражены в составе доходов. Как исправить? Сделать «красные» записи?

- Нет. Ошибочную запись нужно зачеркнуть, рядом поставить дату, подпись предпринимателя и печать (при наличии). Такой Порядок предусмотрен правилами заполнения книги (Приложение № 2 к Приказу Минфина России от 31.12.08 № 154н).

Нужно ли сшивать книги покупок и продаж? В каком законе об этом говорится?

- Нужно. Согласно п. 28 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2.12.00 № 914, если книга покупок и книга продаж ведутся в электронном виде, то не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (налоговым периодом), книги распечатываются, страницы пронумеровываются (в каждой отдельно), прошнуровываются и скрепляются печатью.

Относится ли к расходам оплата штрафа за несвоевременное представление декларации в налоговую?

- Нет. Пени, штрафы, другие санкции, которые перечисляются в бюджет (государственные внебюджетные фонды) в расходы не включаются. Об этом говорится в п. 2 ст. 270 НК РФ и Письме Минфина России от 8.04.09 № 03-03-06/1/227. А вот санкции за нарушение договорных или долговых обязательств (штрафы, пени), причем как признанные должником, так и подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, считаются внереализационным расходом и учитываются при расчете налога (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина России от 17.03.09 № 03-03-06/1/151).

Нужна ли расшифровка подписи в актах выполненных услуг?

- Нужна. Отсутствие расшифровки даст повод контролерам признать документ недействительным и, соответственно, исключить расходы, подтверждаемые этим актом, из расчета налогов. Судьи также указывают на необходимость расшифровок, не принимая в качестве доказательств затрат акты без расшифровок.

Если услуга по договору оказывается в период с 18 июня по 3 июля, можно ли акт о выполнении подписать 30 июня, чтобы оплату услуг учесть в расходах второго квартала?

- Акт подписывается обеими сторонами, только когда услуга полностью оказана. В договоре указан период, значит, заказ может быть выполнен ранее назначенного срока. Если на 30 число все предполагаемые работы исполнены, результат передается заказчику (предпринимателю). ИП его принимает и при отсутствии претензий подписывает акт приемки.

Корректно ли начислять «упрощенный» налог без документов? Раньше отчетность составлялась ежеквартально, в соответствии с ней уплачивался налог. С 2009 года никаких промежуточных деклараций нет. Не значит ли это, что налог начислять следует только по итогам года?

- На УСН авансовый платеж по налогу исчисляется по итогам каждого квартала. Об этом прямо сказано в НК РФ (ст. 346.21). Документальным обоснованием является книга учета доходов и расходов, где по окончании квартала подводятся итоговые суммы. Так как в книге не отражается сам расчет налога, можно составить справку, в которой будут сведены общая сумма доходов и расходов за квартал (полугодие, 9 месяцев) и рассчитана величина авансового платежа к уплате в бюджет.

Предприниматель, снимая деньги с расчетного счета, указывает цель: «на хозяйственные нужды», но суммы использовались им в личных целях. Какое наказание может грозить?

- Штрафов не будет. ИП вправе свободно распоряжаться средствами на своем расчетном счете. Отследить получение и направление использования денег проверяющим будет затруднительно, т.к. ИП, в отличие от фирм, не обязаны составлять приходные и расходные ордера, отражать суммы, снятые с расчетного счета в кассовой книге.

Предприниматель занимается розничной торговлей. Товар закупается на оптовых складах, при этом чек выдается не всегда. Нужен ли ИП чек?

- Да. ИП необходимо подтвердить расходы, а при работе на общем режиме – и для вычета НДС. «Вмененщику» чеки не нужны, т.к. единый налог не зависит от величины доходов и расходов. Но когда ЕНВД совмещается с иным режимом, и предприниматель распределяет расходы по видам деятельности, чеки понадобятся. Или, например, предприниматель заключил договор добровольного страхования с соцстрахом, взносы по которому зависят в т.ч. от суммы расходов, которые должны подтверждаться документально.

В расчетном периоде для оплаты отпуска сотруднику установлена сокращенная рабочая неделя. Повлияет ли это на сумму отпускных?

- Нет, отпуск и отпускные предоставляются в обычном порядке. Установленный сотруднику сокращенный день (или неделя) не лишает его права на отпуск. Как и остальным работникам, ему ежегодно полагаются 28 оплачиваемых календарных дней. Отпуск предоставляется за год работы у данного работодателя, т.е. за отработанный период (ст. 121 ТК РФ) и не зависит от продолжительности рабочего дня, установленной в этот период. Фактически у подчиненного с сокращенным режимом та же самая трудовая неделя с выходными днями, и для расчета отпускных не имеет значения, трудится он полное или сокращенное рабочее время.

Эльмира Багаутдинова, эксперт - налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: