€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Философия офисного пространства
Офис – это больше, чем просто помещение, где работают сотрудники. Это сложная система, каждый элемент которой является способом достижения целей компании. В интересах руководителя, собственника бизнеса сделать рабочую обстановку максимально комфортной и функциональной.
Безликость сегодня не в моде
Современный офис – это лицо компании, важный элемент ее имиджа, часть корпоративной культуры, так что ульяновские руководители, собственники бизнеса вполне осознанно вкладывают средства (и порой немалые) в обустройство помещений, где работают «белые воротнички», проходят встречи с клиентами, переговоры с деловыми партнерами.
Разработка дизайн-проекта любого интерьера помещений офиса начинается с проработки концепции. Учитывается все: архитектурные особенности здания, профиль компании, специализация того или иного кабинета и, конечно же, личные предпочтения и возможности заказчика.
- Безликий офис остался в прошлом, – рассказывает арт-директор Студии «Дом» Ольга Чалмаева. – Сейчас серьезные компании оформляют офисные помещения в едином стилевом решении. Среди наиболее популярных офисных стилей – классический, а также неоклассический, который заимствует у классики лишь общие правила организации пространства и линии, обыгрывая их на современный манер. По-прежнему на пике популярности минимализм, подразумевающий прямолинейность и простоту мебели и аксессуаров, а также хай-тек с его хромовыми деталями, необычной полировкой, стеклянными узорами, которые смотрятся особенно интересно, если продумать освещение в офисе. Среди наших заказчиков есть и клиенты, которые при оформлении офисных помещений смело исключают любые строгие каноны. Так, одна предпринимательница в качестве офисного стиля выбрала арт-деко, который создает артистическую атмосферу, отличается вычурностью и оригинальностью форм, насыщенностью цвета, сочетанием необычных материалов в дизайне привычных вещей.
Ольга Чалмаева отмечает, что офисный дизайн имеет порой ярко выраженные гендерные различия. «Мужской» кабинет – это прямые строгие формы, функциональность, сдержанные цвета (голубой цвет – вообще табу!). Разумеется, мужчинам не чуждо желание разнообразить интерьер своего рабочего кабинета за счет аксессуаров. Так, недавно специалисты Студии «Дом» украсили стены офиса одного заказчика урбанистическим пейзажем, выполненным методом печати на стекле со светодиодной подсветкой.
«Женский» интерьер – это более чувственный дизайн, сочные цвета, романтические светильники, милые безделушки, живые цветы (сегодня в фаворе – орхидеи). А вот искусственные цветы постепенно сходят с офисной «арены», равно как и аквариумы.
Это стул. На нем сидят…
По статистике, «белые воротнички» проводят на своем рабочем месте в год около 2 тыс. часов, так что вопросу комфорта и качества офисной мебели при оформлении офисного дизайна придается особое значение. Как отмечают специалисты, хорошая офисная мебель – не обязательно дорогая, импортная, и в родных пенатах научились производить хорошие предметы рабочей обстановки по адекватной цене, сочетающие в себе красоту, добротность и удобство.
Понятие «мебельная мода» применимо и для офисных интерьеров. Моде подвержены даже, казалось бы, такие простые предметы рабочей обстановки, как офисные кресла, стулья. Людям надоели типовые «мягкие места», они голосуют за мебель более интересного дизайна с использованием современных материалов. Так, Студия «Дом» предлагает своим заказчикам украсить офис креслами, выполненными из прочного кожзаменителя на хлопковой основе с деревянными подлокотниками.
Специалисты советуют приобретать для офиса мебель с закругленными углами: объясняется это не только мерами безопасности, но и тем психологическим воздействием, которое оказывают на человека закругленные формы. Важный момент и цветовая гамма. Мебель для офиса ярких цветов стимулирует коллектив к более активной деятельности, а офисная мебель нестандартной расцветки – к творческой. По оценке экпертов, пальму первенства держат такие «офисные» цвета, как орех, венге, выбеленный дуб. А вот столы, шкафы цвета полированный палисандр, махагон отходят на задний план.
Специалисты по дизайну помещений знают, что правильно подобранными предметами мебели можно заполнить «слепые» зоны офиса: всевозможные балки, выступы, углы, которые обычно не используют. При таком подходе выступ будет «работать» полкой, а угол – частью системы хранения.
Еще один путь экономии места – создание офисных интерьеров на основе единой базы. Обычно это металлическая перекладина или металлокаркас с «умными» гнездами, к которым монтируют любые офисные элементы (словно кубики Lego). Конструкцию можно расширять как по горизонтали, так и по вертикали. В результате получаются целые цепочки из столов, ячеек и полок, растущие вширь и ввысь. К столу на колесах присоединяют «умную сетку», а на нее вешают полки.
Главней всего погода в офисе
Отделка офисов, дизайн, индивидуальность – это, конечно, очень важно. Однако если сотрудники будут мерзнуть в офисе или задыхаться, ни о какой плодотворной работе не может быть и речи. Увы, после жаркого лета 2010 года в Ульяновске появились фирмы-«подснежники», которые, не имея опыта, с легкостью принялись за установку кондиционеров. Получается «дешево, да гнило»: «одноразовая» техника с минимальными опциями не имеет даже заводской гарантии, быстро выходит из строя…
Серьезные климатические компании с таким оборудованием не работают, устанавливают в ульяновские офисы кондиционеры, сплит-системы проверенных производителей. В ГК «Проффклимат» провели аналогию: виды климатической техники, как марки автомобилей: есть бюджетные варианты, как недорогой и добротный корейский автомобиль, а есть навороченные «майбахи». Ульяновская компания «ГАРО», входящая в ГК «Проффклимат», специализируется на оборудовании среднеценовой ниши, как наиболее востребованном среди ульяновского бизнеса. Однако по желанию клиента может привезти под заказ элитную японскую технику. И в нашем городе есть компании, которые могут себе позволить элегантную, многофункциональную и, соответственно, дорогую сплит-систему.
Кондиционеры, тепловые пушки, обогреватели, конвекторы, системы вентиляции, увлажнители воздуха – все это оборудование непосредственным образом влияет на здоровье сотрудников, их самочувствие и настроение. Не менее важная роль в этом плане отводится и питьевой воде. Не случайно кулер с перевернутой бутылью давно стал непременным атрибутом «среднестатистического» офиса.
Знакомая картина: занятые офисные работники, «закрутившись», забывают своевременно оформить заказ на доставку бутилированной воды, в результате вынуждены энное время пить воду из-под крана. К счастью, технологии не стоят на месте, и сегодня в офисе компании можно установить питьевое оборудование, которое позволяет получать холодную, горячую и газированную питьевую воду со встроенной системой фильтрации непосредственно в месте потребления.
- В этом случае питьевая вода проходит шесть ступеней очистки и сохраняет природную минерализацию, что полезно для здоровья, – рассказывает официальный дилер компании «АКВА СТАР» на территории Самарской и Ульяновской областей Владимир Шелудько. – Важный момент – затраты на питьевую воду сокращаются в несколько раз за счет использования системы фильтрации и водопроводной воды как материала. Экономится и время: не нужно отслеживать наличие воды, заказывать, принимать, складировать, перемещать бутыли, работать с бухгалтерскими документами.
Сверло для бухгалтера
Офисное оборудование – еще одна важная составляющая деятельности современной компании, это целый класс устройств, объединяющих самые разные виды оборудования – от скоросшивателя до факса, от мини-атс до мини-типографии. Выбор той или иной техники, конечно же, обусловлен спецификой работы компании, а также ее размером, и, соответственно, масштабом документооборота.
Если «плясать от печки», то на первом месте в офисе по значимости и использованию (после телефона) – копировально-множительная техника (в народе – копиры, ксероксы, ризографы...)
- Компании малого бизнеса активно приобретают многофункциональные устройства «все в одном», объединяющие в себе принтер, копир, сканер, – говорит генеральный директор ООО «Волга-Партнер» Валерий Кузьмичев. – Такие устройства позволяют компании экономить офисное пространство и деньги. В офисах более крупных компаний, как правило, установлены несколько МФУ и несколько единиц крупной, более производительной копировальной техники (копиры, дупликаторы), позволяющие получать продукцию высокого качества, в большем формате, в цвете, в большем объеме и в большем разнообразии (отчеты, доклады, брошюры, книги в мягком переплете...). Как правило, крупная копировальная техника поключена к локальной сети компании.
В офисе современной компании, как правило, можно увидеть большое разнообразие оборудования для делопроизводства. В зависимости от величины документооборота в офисе техника подбирается по производительности, мощности и формату: бумагорезательное оборудование (роликовое, сабельное или гильотинные резаки), пакетные ламинаторы (от А6 до А3 формата), переплетчики пластиковые и металлическими пружинами, клеевые машины, электрические и механические степлеры, металлобинды, уничтожители бумаг (от настольных до архивных) различной степени секретности и мощности. Есть такие уничтожители, которые превращают в пыль даже папки крона с металлическими деталями.
- Из общих тенденций, касающихся офисной техники, можно отметить, что продукты (ноутбуки, принтеры) становятся более компактными, – рассказал «ДО»менеджер по маркетингу компании Samsung Electronics Михаил Батуев. – У мониторов наблюдается тенденция к увеличению размеров экрана. Также из общих трендов – снижение энергопотребления и конвергенция (простота использования и подключения), растет популярность беспроводных решений (принтеры, мониторы со встроенной док-станцией и беспроводным подключением).
Рокфеллер плохого не посоветует
Говоря о философии офисного пространства, нельзя не отметить важность психологической обстановки в коллективе. Согласно исследованию, проведенному порталом Superjob.ru, получать максимум удовольствия от рабочего процесса россиянам позволяют приветливые коллеги.
- Большая разница в том, идем ли мы на работу с удовольствием, или мечтаем, чтобы рабочий день закончился в тот момент, когда он и не думал начинаться, – отмечает ульяновский психолог-консультант, тренер психологического центра «Луч» Лариса Якубенкова. – Благоприятный психологический климат – это радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, возможность свободно мыслить, творить, расти профессионально. Неблагоприятная психологическая атмосфера – это раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт.
Здоровое общение внутри коллектива способствует благоприятному психологическому климату, а значит, помогает организации развиваться и является важнейшим фактором успеха. Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке великий русский педагог Василий Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной.
- Кому-то дар общения дан с рождения, кому-то приходится учиться, – говорит Лариса Якубенкова. – Кстати, одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Джон Рокфеллер, подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером – первое из важнейших условий эффективности продаж, говорил, что он готов платить за обучение искусству общения гораздо больше, чем за любой другой товар.
Проведение семинаров, тренингов, посвященных теме «Общение» стало характерной особенностью внутренней политики многих ульяновских организаций. Коммуникативные тренинги знакомят участников с эффективными техниками речевого общения, стратегиями взаимодействия с конфликтными типами личности.
Вероника Градова