€ 106,89
$ 98,06
¥ 13,75
Генерал кварцевой долины
Виктор Петрович Антипов родился в 1955 году в Смоленской области. Окончил Московский энергетический институт, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. Работал инженером-конструктором на ульяновском заводе «Контактор», главным инженером завода «Эластомер», генеральным директором ОАО «Ульяновсквнешторгресурсы», генеральным директором ООО «ТД «Саратовстройстекло».
С 1994 по 2000 годы - председатель Совета директоров ОАО «Кварц». В настоящее время —генеральный директор предприятия.
Президент ульяновского филиала Российского Союза боевых искусств.
Женат, два сына, три внука.
- Виктор Петрович, в советское время вы работали на комсомольских и партийных должностях. Пригодился ли этот опыт во времена рыночной экономики?
- Действительно, у меня за плечами порядка 15 лет комсомольской и партийной работы. Безусловно, этот опыт мне пригодился. Общественная деятельность воспитала во мне умение сначала организовать себя, а потом - людей: на выполнение конкретной задачи. Руководитель всегда должен видеть главное и не замыкаться на второстепенные и частные вопросы: для того, чтобы достичь цели.
Ну, а потом, это же большая жизненная школа. Мудрые говорили: идея и интерес - категории взаимосвязанные. Если у вас есть идея, то под нее нужно организовать интерес - государственный ли, региональный, корпоративный, наконец, личный. В партийных органах последний не учитывался, я даже на одной из научных конференций сказал, что нельзя отделять личное от идеи, необходимо заинтересовывать каждого.
- С чего начался ваш путь руководителя предприятия по добыче и обогащению кварцевого песка? Вы как сюда попали - с места в карьер?
- Кварцевыми песками я начал заниматься с 1994 года, в общей сложности, уже 18 лет. Из них семь лет был председателем совета директоров предприятия, а в 2007 году возглавил ОАО «Кварц». Что принципиально было сделано за эти пять лет. Когда я только начал руководить коллективом, «Кварц» был исключительно сырьевым предприятием. По аналогии с нефтяной отраслью - мы сидели на «кварцевой игле». Из миллиона тонн песка, который мы добывали в год, 700 тысяч тонн приходилось на природный необогащенный песок - его ковшом грузили в карьере. И только 30 процентов - это кварцевый песок, обогащенный на старой фабрике. В 2007 году в стране слова не звучало о модернизации. А мы ее начали.
Увидели тенденцию - стекольные заводы страны стали переходить на новые технологии, которые требовали обогащенного сухого песка. Плюс все начали считать деньги. А природный песок - это семь процентов влаги, и зачем куда-нибудь в Новосибирск за тысячи километров везти воду? В общем, сумели убедить совет директоров, и за четыре кризисных года построили новую фабрику по обогащению кварцевого песка. Благодаря ей «Кварц» из ресурсодобывающего стал ресурсоперерабатывающим предприятием. На производство двух фабрик теперь приходится уже 80 процентов всех объемов: в год 800 тысяч тонн обогащенного кварцевого песка, который очень востребован и стоит в два с половиной - три раза дороже природного. Вот такая простая экономика.
Последние 15 лет «Кварц» был прибыльным предприятием, а за первое полугодие 2012 года с новой линией мы имеем чистой прибыли больше, чем за 2010 и 2011 годы вместе взятые. Бренд «Кварца» всемирно известен. Любое предприятие стекольного производства - в России ли, за рубежом - его знает.
- Недалеко от вашего предприятия есть табличка у дороги: «Сенгилеевский район - кварцевая долина». Это как понимать?
- Наше Ташлинское месторождение по объемам, качеству и чистоте стекольного песка (в нем очень мало двуокиси железа и очень много двуокиси кремния) входит в пятерку крупнейших в мире. Начали разрабатывать его более 75 лет назад. Но еще при царе на волах, лошадях вывозили отсюда кварцевый песок для нужд пензенской артели Бахметьева. Во времена СССР песок из Сенгилеевского района поставлялся на 230 заводов страны. После развала Союза их количество уменьшилось: были сняты запреты на разработку месторождений, которые находились в госрезерве. Сейчас из стран СНГ мы поставляем песок только в Азербайджан. Но заключили контракт с Узбекистаном, на подходе - Туркмения, возможно, будет Казахстан.
«Кварц» сегодня добывает до миллиона тонн песка в год, в следующем году с открытием нового предприятия наших конкурентов ООО ТД «Кварцверке» с небольшого пятачка в Сенгилеевском районе будет выходить, в общей сложности, 3, 5 млн. тонн песка. Если учесть, что общее производство и потребление кварцевого песка в России составляет 6,5 млн. тонн, то более половины - доля Ульяновской области. Поэтому наш регион можно по праву назвать «Кварцевой долиной России».
- С открытием ООО ТД «Кварцверке» число предприятий по добыче и обогащению кварцевого песка в Сенгилеевском районе увеличится до четырех. Чем намерены «брать» конкурентов?
- Мы их «брать» не будем, мы собираемся цивилизованно конкурировать, и для этого у нас есть ряд преимуществ. Особо отмечу, что нам удалось не только построить фабрику, но и решить вопросы с инфраструктурой под нее.
В рамках модернизации мы занимались развитием и увеличением запасов песка. Когда я принял предприятие, в карьере было 16 млн. тонн, сейчас - свыше тридцати. Согласно международным требованиям, ресурсодобывающее предприятие считается стабильно обеспеченным, если у него есть запасы не менее чем на тридцать лет.
В корне изменилась логистика отгрузки. Наше предприятие грузит порядка тысячи вагонов в месяц, наряду с цемзаводом в Новоульяновске мы крупнейшие грузоперевозчики в области. Фабрики работают круглые сутки, не останавливаясь ни на день, за исключением планово-предупредительного ремонта. Раньше 700 полувагонов в месяц шли прямиком в карьер и только 300 вагонов-хопперов к силосам - на загрузку обогащенного песка. Сейчас все наоборот: 700 вагонов-хопперов загружаются от фабрики. Для этого нам пришлось удлинить железнодорожные пути на 2,5 км, в результате мы имеем самую мощную железнодорожную инфраструктуру: на балансе «Кварца» - более 11 км железнодорожных путей, два собственных тепловоза, депо. Такой инфраструктуры нет ни у кого! Сейчас мы можем в сутки принять до ста хопперов одновременно и с ними работать.
Еще одно преимущество, появившееся благодаря программе модернизации, связано со складским хозяйством. У нас было два силоса - гигантских склада готовой продукции на 5 тысяч тонн. Построили еще четыре, по 1200 тонн каждый. И сейчас у нас на складах без малого 10 тысяч тонн готовой продукции! Учитывая, как нестабильно работает транспортная система в нашей стране, - это актуально. Мы можем остановить все три линии, и пять суток грузить песок со складов, не подводя стеклозаводы. На такое ни один наш конкурент не способен.
Нам удалось провести модернизацию всего газового хозяйства ОАО «Кварц», получить лимиты газа в объеме 9, 5 млн. кубометров в год. Это серьезные лимиты Сенгилеевского района.
В рамках модернизации мы коренным образом изменили систему связи на предприятии, перешли на оптоволокно, теперь у нас отличная телефонная связь, скоростной Интернет. Кроме того, теперь к трансформаторной подстанции подведены два кабеля: в случае повреждения одной ветки произойдет автоматическое переключение на другую.
Построили автомобильные весы, раньше из карьера песок выво-зился «на глазок», но мы решили эту проблему, воровство надо прекращать. В этом году завершим строительство цеха тарирования и отгрузки. Это уникальный склад с современными технологиями, которые позволят снизить себестоимость и, как на Западе, осуществлять отгрузку песка тяжелым автотранспортом с доставкой в пределах 500 км.
Наш карьер большой - 2,1 км в длину и около 500 м в ширину, доставка сырья на фабрику производится круглосуточно автотранспортом, а это более 2 тысяч тонн. В рамках третьего этапа модернизации спроектирован продуктопровод: непосредственно из карьера будет идти две линии ленточных транспортеров, и песок станет напрямую подаваться на фабрики. Это более эффективно.
Еще один интересный этап модернизации - восстановление железнодорожного пути между Кучурами и ОАО «Кварц». В результате нужно будет тащить вагоны-хопперы не 3-5 км со станции Красный Гуляй, а всего 850 м со станции Кучуры. Следующий шаг - мы делаем капремонт одного из двух своих тепловозов, затем он выйдет на пути общего пользования РЖД. Экономия составит до 5 млн. рублей в год. Отмечу, что в российском рейтинге самых крупных железнодорожных перевозчиков песка «Кварц» занимает первое место.
А конкуренция, знаете ли, вещь интересная. Она заставляет заниматься снижением себестоимости, например, за счет экономии энергоресурсов. Мы разработали бизнес-план по установке газовых генераторов для производства электроэнергии, ее себестоимость по сравнению с действующими ценами «Ульяновскэнерго» снижается в 3,5 раза. Внедряем систему датчиков расхода топлива ГЛОНАСС…
Мы не спешим поднимать цены стекольным заводам, для нас сейчас главное - загрузить новые производственные мощности, не потерять партнеров.
- Кто помогал вашему предприятию оперативно провести столь масштабную модернизацию?
- Хочу особо отметить Сбербанк, который предоставил нам кредитную линию, строительные организации, возводившие вместе в «Кварцем» новую фабрику, - в первую очередь, это компании «Автомашпроект», «Котл-техсервис», «Контакт», Проммаштехнология», «Ульяновсктрансстрой», «Симбирскмонтаж», УСК «Время», ПСК, ИП Гасанов. Всем им огромная благодарность за работу, которую мы вместе сделали. Поздравляю наших партнеров с наступающим Днем строителя, желаю им всех благ!
- Видели, как организована работа у иностранных конкурентов?
- Я был на двух крупнейших мировых месторождениях кварцевого песка, кроме того, мне удалось посетить 12 перерабатывающих предприятий - в Финляндии, Бельгии, Голландии, Франции. Не скрою, ряд вещей, которые мы внедрили у себя на предприятии, были замечены именно там.
В 2000 году крупнейшая транснациональная компания Sibelco хотела приобрести контрольный пакет акций «Кварца», однако прежнее руководство области не поддержало планы. Жаль: сейчас бы мы входили в состав мощного международного холдинга, нашей продукции был бы открыт выход на европейский рынок.
- Успешная работа предприятия - это не только передовые технологии, современное оборудование, но и профессиональный коллектив. Как мотивируете людей?
- У нас работает около трехсот человек, средняя зарплата - чуть больше 21 тысячи рублей, и мы планируем ее поднять. Есть мощный соцпакет. Сохранили профсоюзный комитет, все вопросы с ним согласовываем, вместе разработали колдоговор, в рамках которого прописана целая серия поддержки работников - добровольное медицинское страхование, материальная помощь к юбилеям, свадьбам, рождению ребенка, лечению, при уходе в армию и при возвращении, на похороны и т.д. С осени планируем восстановить еще одну социальную программу, связанную с поддержкой пенсионеров: два раза в год доплачивать им в зависимости от стажа работы на ОАО «Кварц».
Кроме того, мы порядка на 700 тыс. рублей ежегодно оказываем благотворительную помощь жителям Сенгилеевского района. Так, совместно с Ташлинским ГОК в прошлом году провели капремонт целого блока в детском саду, приобрели оборудование, что позволило открыть в садике новую детскую группу. Традиционно помогаем школам, одаренным ребятишкам, спортсменам…
- А правда, что у вас черный пояс по карате?
- Да, президент Всемирной федерации кекусинкай карате господин Мидори в прошлом году в Казани на чемпионате России вручил мне черный пояс первый дан за организационную и финансовую поддержку боевых искусств. У нас в Ульяновске очень мощные федерации, много «звезд» и «звездочек» - чемпионов и призеров мира, Европы, России, и я их всех как нейтральное лицо поддерживаю и объединяю. Сейчас уже не мыслю своей жизни без этой общественной работы.
- О чем мечтает «генерал кварцевой долины»?
- Как и все нормальные люди - о простых вещах: спокойная жизнь в стране, стабильность в экономике, а сейчас время, я бы сказал, тревожное. Скорей бы закончился кризис, он же цепляет сразу всех - государство, регион, предприятие.
Мечтаю о здоровье и благополучии моих родных и близких. Хочу дожить до свадьбы внуков, сейчас у меня их трое - Кирилл, Марк, Демид. Мечтаю о внучке, уже дал поручение младшему сыну (смеется), и пусть назовут ее Александрой - в честь моей любимой жены.
Что касается предприятия, планирую вывести новую линию на полную мощность загрузки, завершить задумки, связанные со складским хозяйством и цехом тарирования, с железнодорожным тупичком, закончить модернизацию в плане подачи песка с карьера ленточными транспортерами. Уверен, все это даст очень хороший экономический эффект и прибыль, а, значит, увеличит благосостояние коллектива, позволит ОАО «Кварц» по-прежнему успешно конкурировать на рынке, занимать ведущие позиции в рейтинге предприятий по добыче и обогащению кварцевого песка.
Татьяна Задорожняя