€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Главные страховые агенты в Симбирске
Слово «агент» появилось в России еще в XVIII веке.
В переводе с латинского «agents» означает «действующий». Но действующий не сам по себе, а от чьего-либо имени или по поручению какой-нибудь организации. Вначале это слово прижилось в дипломатии и сыске, а позднее перекочевало и в область страхования.
Главные агенты в свою очередь имели в подчинении еще несколько страховых агентов на местах. Поскольку деятельность страхового агента связана с обращением крупных денежных сумм, то отбор людей на эту должность проводился очень тщательно. Приглашали, как правило, людей, имеющих вес в обществе, честных и состоятельных, для которых страховые сделки не являлись большим соблазном, и при этом активных и разворотливых. К наиболее из-вестным симбирским агентам, долгие годы занимавшимся страховым делом, можно отнести купцов Н.Д. Маляхин-ского, А.К. Лотер, И.С. Хапкова, отца и сына Юргенс.
Изредка, правда, и здесь встречались люди случайные, с авантюрным складом ума. Страховой бизнес приносил немалые доходы, и было немало мелких дельцов, мечтавших погреть руки на страховом деле. Так, в середине 1870-х годов в Симбирске появился заезжий коммерсант Григорий Васильевич Ингеноль, подписывав-шийся в документах как «вольный шкипер и роттердамский мореход». Вначале он занимался в городе мелкой торговлей (продавал мыло, керосин и пистолеты системы «Монтекристо»), а затем страховым бизнесом. Он был агентом страхового общества «Якорь», затем попутно стал представлять пароходное общество «Самолет» и «Общество взаимного страхования посевов от градобития». Недолго покрутившись в нашем городе, отправился в дальнейшее «плавание» по российским просторам.
В начале XIX века государственные учреждения были почти полностью вытеснены из страхового бизнеса частными акционерными компаниями. Большинство из них занимались страхованием имущества, и, прежде всего, от огня. Потом появились компании, страхующие жизнь людей, посевы от градобития, домашний скот от болезней и случайной гибели и многое другое. К концу века страховых компаний было не счесть, но среди них всегда выделялись крупнейшие, услугами которых пользовалась значительная часть населения России, и второстепенные, доверия к которым у обывателей было гораздо меньше. Чем крупнее была страховая компания, тем ответственнее подходила она к назначению на должность своих страховых агентов. Агенты некоторых российских страховых обществ навсегда вошли в историю нашего города как личности яркие и незаурядные.
Поскольку пионером страхового бизнеса в стране стало «Первое Россий-ское страховое от огня общество», учрежденное в 1827 году, главная контора которого находилась в Петербурге, то на его агентах прежде всего и следует остановиться. Главным агентом «Первого Российского страхового общества» в Симбирской губернии почти сорок лет был местный купец второй гильдии Николай Дмитриевич Маляхинский. Коренной симбирянин, чьи предки известны в Симбирске с начала XIX века, он стал агентом общества около 1850 года. От остальных полуграмотных симбирских купцов Н.Д. Маляхинский отличался истинно европейской образованностью. В то время, как многие представители «темного царства», верные старым купеческим традициям, прятали деньги в кубышки, не доверяя банкам, он не боялся вкладывать личные средства в перспективные коммерческие проекты, а свободный капитал хранил в банковских учреждениях. Жил он в собственном доме на Тихвинской улице (ул. Плеханова). При доме имел огромный сад с беседками, прудами и прекрасной оранжереей, растения для которой, в основном цветы, выписывал в большом количестве по каталогам известных фирм. Здесь же, при доме, была и его страховая контора, позднее перекочевавшая на Карамзинскую площадь в дом Разумовского (не сохранился).
Н.Д. Маляхинский был человеком очень активным и деятельным. В разные годы он являлся агентом нескольких страховых и пароходных компаний, гражданским заседателем Симбирской палаты уголовного суда. По решению Симбирского Магистрата и Сиротского суда он не раз становился опекуном многих малолетних наследников и несостоятельных должников, избирался депутатом в уездные и губернские земские учреждения. В 1875 году жители Симбирска избрали его городским головой, и на этой должности он самоотверженно служил целых десять лет. Его стараниями в городе было создано Симбирское городское Александровское попечительное общество о бедных, действовавшее до самой революции. В 1885 году по решению Городской Думы в Симбирске была учреждена стипендия имени Н.Д. Маляхинского. Два года спустя он умер и был с почестями похоронен на самом престижном городском кладбище за стенами Покровского мужского монастыря.
Вскоре после его смерти в газетах стало появляться имя нового главного агента Первого страхового общества — Акселя Карловича Юргенса, ревель-ского гражданина, коммерсанта, извест-ного симбирского общественного деятеля и мецената, старшего сына купца Карла Ивановича Юргенса. Страховой бизнес, как и торговля книгами, мебелью, музыкальными инструментами и канцелярскими принадлежностями, земледельческими орудиями и машинами, был их семейным делом.
Сам Карл Иванович еще в середине 1860-х годов назывался в симбирских справочниках «пожизненным страховым агентом». Вероятно, что он представлял в городе «старейшее в России и единственное отечественное общество, занимавшееся исключительно и специально страхованием жизни» с таким же кратким названием — «Жизнь», учрежденное в стране в 1835 году.
В одном из своих музыкальных магазинов, расположенном в доме Вейса на Большой Саратовской улице, в 1860 году К.И. Юргенс приютил контору «Второго Российского страхового от огня общества», агентом которого был губернский почтмейстер коллежский советник Петр Федорович Фе. Аксель Карлович Юргенс унаследовал «Торговую фирму К.И. Юргенс» и страховой бизнес отца. Помимо Первого страхового общества, он являлся главным агентом Российского общества морского, речного и сухопутного страхования (Русский Ллойд). С его именем связано появление в Симбирске первой телефонной линии, проложенной в 1892 году от конторы Юргенс до конторы пароходного общества «Зевеке» на симбирской пристани.А.К. Юргенс не чурался и общественной деятельности. Он входил в члены общего присутствия Симбирской казенной палаты, губернского по промысловому налогу присутствия от губернского земского собрания, был членом Лютеранской общины в Симбирске. В 1907 г. на свои средства установил на фасаде собственного дома, ранее принадлежавшего Гончаровым, мемориальную доску в память писателя И.А. Гончарова. В этом доме он одним из первых в городе установил электрическое освещение. В годы Первой мировой войны А.К. Юргенс закрыл свой бизнес в Симбирске и навсегда с семьей покинул город.
Иллюстрации из архива Алексея Сытина.