€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
ГОРОД И ЕГО ГОРОЖАНЕ
Качество любой территории напрямую зависит от людей, которые здесь живут. Если они креативные, творческие, работоспособные, если любят свой город и нацелены на созидание, то их территория будет притягивать к себе ресурсы: человеческие, финансовые - разные. Если горожане считают, что их жизнь протекает на задворках мироздания, то переубеждать их в этом нет смысла. Все так и есть.
Какие мы
Нас становится больше. За год численность населения Ульяновска подросла на 12 тыс. человек (если сравнивать данные 2010 и 2011 года, более свежих, к сожалению, нет). Сухая статистика местами вселяет оптимизм: рождаемость - вверх, смертность - вниз. Местами - нет: официальных браков за год заключили меньше, зато официальные разводы стали регистрировать чаще.
В Ульяновске на 50 тысяч больше пенсионеров, чем детей до 15 лет. У нас чаще рождаются мальчики, чем девочки. Зато бабушек почти в два с половиной раза больше, чем дедушек. Но в этом смысле мы вполне вписываемся в общемировые тенденции - женщины природой скроены крепче.
Наше будущее - молодежь, именно она определяет, каким городу быть. И в этом мы тоже не оригинальны. К молодым ульяновцам земляки часто относятся предвзято, считают в НИЦ «Регион». Например, вопреки утверждению, что молодые пристрастились к горячительным напиткам, исследования показывают, что только 5% молодежи из опрошенных регулярно пьют энергетические напитки. 19% никогда не пробовали пива.
- Невозможно дать типичный портрет юноши или девушки Ульяновска, - говорит заместитель директора НИЦ «Регион» Евгения Лукьянова. - У нашей молодежи разнообразные культурные интересы - музыка, искусство, кино, многие увлекаются экстремальными видами спорта. Но при всем разнообразии интересов есть общая черта - прагматизм.
Кто уезжает
Главные цели жизни молодых горожан так или иначе связаны с ценностями трудовыми: они хотят сделать карьеру, открыть свое дело, реализоваться как специалисты. Соответственно, и свой город оценивают, прежде всего, с этих позиций. Исследования показывают, что количество респондентов, ориентированных на карьеру, и тех, кто убежден, что здесь ее сделать невозможно, - примерно одинаковое.
- Проблему миграции из Ульяновска принято связывать с молодежью. И властные решения, нацеленные на то, чтобы остановить отток населения из города, как правило, принимаются в контексте молодежной политики, - говорит Евгения Лукьянова. - Между тем оценивать привлекательность Ульяновска только с позиций молодежи - неправильно. Кроме выпускников школ и профессиональных учебных заведений, город часто покидают родители детей дошкольного возраста, которые ищут в крупных городах не только возможности больше зарабатывать, но и более радужных перспектив для своих детей. Решение покинуть город людей старшего возраста, как правило, более обдуманное и мотивированное и поэтому заслуживает особого анализа.
Кто приезжает
25% студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений Ульяновска - приезжие. Большинство - из районов области. Тем не менее, их выбор в пользу ульяновского образования (а не соседних Самары или Казани) - городу плюс.
Жить в Ульяновск перебираются не только из районов области. Прошлогодние исследования адаптации детей-мигрантов на территории России, которые проводил НИЦ «Регион», показали, что Ульяновск - привлекательная территория для миграции из-за пределов страны, потому что здесь спокойная этническая ситуация.
Чего не хватает
- Если посмотреть, как молодежь любит проводить свое свободное время и отбросить варианты «у себя во дворе» или «в гостях у друзей», то в лидерах окажутся… магазины, - говорит Евгения Лукьянова. - Торговые центры как место тусовки рассматривают не только девушки, но и юноши тоже. Это верный показатель, что в городе для проведения досуга лучших мест нет.
Еще один момент: опросы показывают значительный интерес городской молодежи к спорту, но он не подкрепляется готовностью заняться спортом. Регулярно посещают катки, фитнес-центры всего 18% ульяновской молодежи. Остальные занимают места в «зрительном зале». Не исключено, что причины этого не только в самой молодежи, но и в инфраструктуре, которую предлагает город, считают исследователи.
Как оцениваем
Маркетинговое агентство «Артефакт» провело исследование на предмет лояльности горожан к Ульяновску и выяснило, что те, кто прожил в городе больше десяти лет, воспринимают его как родину Ленина, город советских времен. Их большинство. Городом развивающимся, чистым Ульяновск назвали респонденты, которые поселились здесь шесть-девять лет назад (8%).
В остальном рейтинг ассоциаций, которые возникают со словом «Ульяновск», выглядит так:
Вообще, Ульяновск - город, недооцененный своими жителями. В августе прошлого года на заседании круглого стола в «ДО» директор «Ульяновск-Кинофонда» Лидия Саурова сказала, что многие ее знакомые из других городов и стран отмечают, что имя Ульяновска «зазвучало»:
- Мне говорят, что про Ульяновск стало интересно читать - то один конкурс, то другой, в городе постоянно что-то происходит… Зайдите в Интернет, об Ульяновске там всегда что-то есть. Если мы даем повод для разговора, значит, мы меняемся, движемся.
Как любим
Наш город действительно «звучит»: последние несколько лет здесь проходили ежегодные международные фестивали - кинофестиваль «От всей души», театральный - «Герои Гончарова на современной сцене», классической музыки «Мир. Эпоха. Имена», форумы джазменов, мероприятия в рамках международного культурного конгресса... И много чего еще.
Но! То же исследование «Артефакта» обнажило горькую истину: 80% горожан (из числа опрошенных) не принимали участия ни в одном из крупных фестивальных мероприятий. 20% - участвовали в них пассивно. Вспоминая всероссийские и международные события на территории города за последние два года, респонденты «Артефакта» назвали программу «Ульяновск - культурная столица СНГ» - 58%, музыкальные фестивали
(в общем, без конкретики) - 42%, КВН - 31%, различные специализированные форумы (врачей, учителей и т.д.) - 23%, авиафорум - 19%, праздник Гончарова - 15%. То есть целый ряд ярких событий остался за «бортом».
И молодые, и пожилые ульяновцы любят проводить время с друзьями и близкими, отмечают исследователи. Мужчины - на рыбалке, на охоте, на даче. Женщины смотрят телевизор, правда, не исключают и культурную программу - ходят в театры, кино.
Но в целом исследование на лояльность горожан к их городу дало оптимистичный результат. Пусть почти четверть наших земляков не замечают никаких перемен в жизни города, чуть меньше десятой части - видят негативные перемены. Но почти 70% убеждены, что год от года Ульяновск становится только лучше.
Татьяна Захарычева