Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

ГОРОД И ЕГО ГОРОЖАНЕ

Качество любой территории напрямую зависит от людей, которые здесь живут.

Качество любой территории напрямую зависит от людей, которые здесь живут. Если они  креативные, творческие, работоспособные, если любят свой город и нацелены на созидание, то их территория будет притягивать к себе ресурсы: человеческие, финансовые - разные.  Если горожане считают, что их жизнь протекает на задворках мироздания, то переубеждать их в этом нет смысла. Все так и есть.

Какие мы

Нас становится больше. За год численность населения  Ульяновска подросла на 12 тыс. человек (если сравнивать данные 2010 и 2011 года, более свежих, к сожалению, нет). Сухая статистика местами вселяет оптимизм: рождаемость - вверх, смертность - вниз. Местами - нет: официальных браков за год заключили меньше, зато официальные разводы стали регистрировать чаще.

В Ульяновске на 50 тысяч больше пенсионеров, чем детей до 15 лет. У нас чаще  рождаются мальчики, чем девочки. Зато бабушек почти в два с половиной раза больше, чем дедушек. Но в этом смысле мы вполне вписываемся в общемировые тенденции - женщины природой скроены крепче.

Наше будущее - молодежь, именно она определяет, каким городу быть. И в этом мы тоже не оригинальны. К молодым ульяновцам земляки часто относятся предвзято, считают в НИЦ «Регион». Например, вопреки утверждению, что молодые пристрастились к горячительным напиткам, исследования показывают, что только 5% молодежи из опрошенных регулярно пьют энергетические напитки. 19% никогда не пробовали пива.

- Невозможно дать типичный портрет юноши или девушки Ульяновска, - говорит заместитель директора НИЦ «Регион» Евгения Лукьянова. - У нашей молодежи разнообразные культурные интересы - музыка, искусство, кино, многие увлекаются экстремальными видами спорта. Но при всем разнообразии интересов есть общая черта - прагматизм.

Кто уезжает

Главные цели жизни молодых горожан так или иначе связаны с ценностями трудовыми: они хотят сделать карьеру, открыть свое дело, реализоваться как специалисты. Соответственно, и свой город оценивают, прежде всего, с этих позиций. Исследования показывают, что количество респондентов, ориентированных на карьеру, и тех, кто убежден, что здесь ее сделать невозможно, -  примерно одинаковое.

- Проблему миграции из Ульяновска принято связывать с молодежью. И властные решения, нацеленные на то, чтобы остановить отток населения из города, как правило, принимаются в контексте молодежной политики, - говорит Евгения Лукьянова. - Между тем оценивать привлекательность Ульяновска только с позиций молодежи - неправильно. Кроме выпускников школ и профессиональных учебных заведений, город часто покидают родители детей дошкольного возраста, которые ищут в крупных городах не только возможности больше зарабатывать, но и более радужных перспектив для своих детей. Решение покинуть город людей старшего возраста, как правило, более обдуманное и мотивированное и поэтому заслуживает особого анализа.

Кто приезжает

25% студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений Ульяновска - приезжие. Большинство - из районов области. Тем не менее, их выбор в пользу ульяновского образования (а не соседних Самары или Казани) - городу плюс.

Жить в Ульяновск перебираются не только из районов области. Прошлогодние исследования адаптации детей-мигрантов на территории России, которые проводил НИЦ «Регион», показали, что Ульяновск - привлекательная территория для миграции из-за пределов страны, потому что здесь спокойная этническая ситуация.

Чего не хватает

- Если посмотреть, как молодежь любит проводить свое свободное время и отбросить варианты «у себя во дворе» или «в гостях у друзей», то в лидерах окажутся… магазины, - говорит Евгения Лукьянова. - Торговые центры как место тусовки рассматривают не только девушки, но и юноши тоже. Это верный показатель, что в городе для проведения досуга лучших мест нет.

Еще один момент: опросы показывают значительный интерес городской молодежи к спорту, но он не подкрепляется готовностью заняться спортом. Регулярно посещают катки, фитнес-центры всего 18% ульяновской молодежи. Остальные занимают места в «зрительном зале». Не исключено, что причины этого не только в самой молодежи, но и в инфраструктуре, которую предлагает город, считают исследователи.

Как оцениваем

Маркетинговое агентство «Артефакт» провело исследование на предмет лояльности горожан к Ульяновску и выяснило, что те, кто прожил в городе больше десяти лет, воспринимают его как родину Ленина, город советских времен. Их большинство. Городом развивающимся, чистым Ульяновск назвали респонденты, которые поселились здесь шесть-девять лет назад (8%).

В остальном рейтинг ассоциаций, которые возникают со словом «Ульяновск», выглядит так:

Вообще, Ульяновск - город, недооцененный своими жителями. В августе прошлого года на заседании круглого стола в «ДО» директор «Ульяновск-Кинофонда» Лидия Саурова сказала, что многие ее знакомые из других городов и  стран отмечают, что имя Ульяновска «зазвучало»:

- Мне говорят, что про Ульяновск стало интересно читать - то один конкурс, то другой, в городе постоянно что-то происходит… Зайдите в Интернет, об Ульяновске там всегда что-то есть. Если мы даем повод для разговора, значит, мы меняемся, движемся.

Как любим

Наш город действительно «звучит»: последние несколько лет здесь проходили ежегодные международные фестивали - кинофестиваль «От всей души», театральный - «Герои Гончарова на современной сцене», классической музыки «Мир. Эпоха. Имена», форумы джазменов, мероприятия в рамках международного культурного конгресса... И много чего еще.

Но! То же исследование «Артефакта» обнажило горькую истину: 80% горожан (из числа опрошенных) не принимали участия ни в одном из крупных фестивальных мероприятий. 20% - участвовали в них пассивно. Вспоминая всероссийские и международные события на территории города за последние два года, респонденты «Артефакта» назвали программу «Ульяновск - культурная столица СНГ» - 58%, музыкальные фестивали
(в общем, без конкретики) - 42%, КВН - 31%, различные специализированные форумы (врачей, учителей и т.д.) - 23%, авиафорум - 19%, праздник Гончарова - 15%.  То есть целый ряд ярких событий остался за «бортом».

И молодые, и пожилые ульяновцы любят проводить время с друзьями и близкими, отмечают исследователи. Мужчины - на рыбалке, на охоте, на даче. Женщины смотрят телевизор, правда, не исключают и культурную программу - ходят в театры, кино.

Но в целом исследование на лояльность горожан к их городу дало оптимистичный результат. Пусть почти четверть наших земляков не замечают никаких перемен в жизни города, чуть меньше десятой части - видят негативные перемены. Но почти 70% убеждены, что год от года Ульяновск становится только лучше.

                           Татьяна Захарычева

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: