€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Госконтроль реформируют
В законопроект «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)» вносятся последние коррективы. Уже в 2015 году часть контрольных функций будет передана на уровень регионов, а главным критерием проверок станет риск-ориентированность.
Три степени риска
Экспертный совет при Правительстве РФ в октябре рассмотрел проект реорганизации контрольно-надзорных функций государства, разработанный Минэкономразвития по поручению президента РФ. Одна из основных новаций - риск-ориентированный подход к системе государственного контроля и надзора.
- Он уже положительно себя зарекомендовал в ряде ведомств, - сообщил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. - Основы этого подхода применяются в Ростехнадзоре: законом о промбезопасности, который обсуждался в формате Открытого правительства и дорабатывался с учетом замечаний экспертов, количество действительно опасных производств снижено с 290 тысяч до девяти тысяч. В Федеральной налоговой службе в разы повысилась эффективность проверок. Их количество сократилось, они стали понятны и прозрачны. Имидж ведомства преобразился: налоговая служба совмещает фискальные и сервисные функции в формате открытого взаимодействия с бизнесом. Оценку рисков - распространения заболеваний, эпидемий и прочего - ввел и Санэпидемнадзор.
Эксперты предлагают разделить объекты контроля по трем степеням риска. Для объектов с низкой и средней степенью - контроль упростить, заместить другими механизмами, передать или делегировать на уровень регионов.
В России сегодня 123 тысячи должностей контролеров. При переходе на новую модель число контролеров снизится на 30%, количество проверок - на 40%
Контроль в регионах
От имени губернаторского корпуса глава Ульяновской области Сергей Морозов заявил на экспертном совете, что регионы готовы включиться в этот процесс и разрешить, наконец, целый клубок проблем, которые мешают развитию регионов. Основных проблем - три. Во-первых, дублирование контрольных полномочий федеральными территориальными органами исполнительной власти и региональными полномочными органами. Во-вторых, совмещение одним и тем же органом исполнительно-распорядительных функций и функций госконтроля (надзора). А еще - «недополномочия» на уровне субъекта, когда, с одной стороны, полномочия прописываются, а с другой - у регионов нет права привлекать виновных к ответственности.
- Нужно законодательно изменить ситуацию, при которой федеральные органы и их территориальные подразделения не несут ответственность за развитие регионов, - заявил ульяновский губернатор. - Необходимо дополнить КоАП нормой, закрепляющей ответственность конкретных должностных лиц, которые допускают ущемление прав предпринимателей, включая и возмещение ущерба.
Также Сергей Морозов предложил перейти от карательных принципов работы к предупредительным, законодательно исключив возможность наложения штрафов уполномоченными органами и обязав их выдавать только предписания об устранении выявленных недостатков. Еще одно принципиальное предложение - исключить возможность наложения штрафа при проведении проверки по инициативе бизнеса.
Предложение бизнес-омбудсмена Бориса Титова - полноценно запустить работу Единого электронного реестра проверок, чтобы четко знать: кто, кого и когда проверяет.
Кто станет пилотом
Эксперты считают, что регионам надо передать контрольные функции, которые оказывают непосредственное влияние на их социально-экономическое развитие. Это госконтроль в следующих сферах:
- трудовые отношения
- организация общественного транспорта
- земельный контроль
- ветеринарный контроль
- экологический контроль, включая фитосанитарный надзор
- государственный строительный надзор
- лицензионный контроль в области розничной продажи алкогольной продукции
- надзор в сфере сохранения объектов культурного наследия
- контроль за сохранностью автомобильных дорог.
При этом перечень передаваемых полномочий должен определяться после тщательного аудита и с учетом специфики каждого региона.
Естественно, для столь кардинальных изменений потребуется переходный период. Эксперты предложили выбрать три-четыре пилотных субъекта РФ. Кто окажется «пилотами», станет известно в ближайшее время. Работу по приему полномочий они начнут с 1 января 2015 года.
Кроме того, предложено вернуться к планам по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций. По данным Минэкономразвития, планы в отдельных сферах выполнены только на 60%, а в некоторых (сельское хозяйство, связь, рыболовство) - всего на 25-30%.
Законопроект «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)» планируют внести в Государственную Думу до конца года.
Ольга Петренко