Господа предприниматели, объединяйтесь!
23 апреля состоялся IV съезд предпринимателей Ульяновской области. Инициаторами и организаторами форума выступили Ульяновское объединение предпринимателей, ульяновские региональные отделения общероссийских общественных организаций «Опора России» и «Деловая Россия».
Семь-десять — где-то так
Итак, что имеем. Наряду с 4800 малыми предприятиями в области зарегистрировано порядка 20 тысяч ИЧП. После недавней обязательной перерегистрации их количество значительно уменьшилось, и сейчас можно утверждать, что называемая налоговыми органами цифра действительно отражает реальную картину дел.
На малых предприятиях Ульяновской области работают 49,5 тыс. человек, в том числе 44 тыс. — на постоянной основе. Это порядка 7% от общей численности занятых в экономике области. Первые три места в отраслевой структуре малого бизнеса приходятся на торговлю и общепит (48%), промышленность (15%) и строительство (11%). На малых предприятиях производится 4,4% регионального объема промышленной продукции и 3,7% — сельскохозяйственной. Однако удельный вес строительных работ, выполненных малыми предприятиями, гораздо значительнее — 26,9%. А оборот малой розничной торговли и вовсе составляет 58,6% от общеобластного.
В 2004 году малыми предприятиями привлечено 525 млн. рублей инвестиций. Это 4,7% от общего объема инвестиций, привлеченных в экономику области.
Для оценки состояния малого бизнеса и факторов, мешающих его развитию, ВЦИОМ и общественная организация «Опора России» провели масштабный опрос предпринимателей по всей стране. Согласно итоговому рейтингу, Ульянов-ская область оказалась на 42 месте среди российских регионов. «Не аутсайдеры, но и не лидеры», — оценил эту цифру губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и с трибуны съезда заявил, что неэффективность малого бизнеса — показатель неэффективности работы чиновников. Поскольку именно органы власти формируют среду для малого бизнеса.
В числе факторов, сдерживающих развитие бизнеса, выступавшие на съезде представители власти называли административные барьеры, неразвитость инфраструктуры поддержки малого бизнеса, несовершенство информационной политики. Однако сам бизнес из этой предложенной триады останавливался только на первой составляющей. А затем говорил о несовершенстве налогового законодательства, инертности финансово-кредитной системы, продолжающемся диктате монополистов и... законопослушании местных чиновников.
А мы — по максимуму
Налоговые же новшества федеральных законодателей оборачиваются все новыми и новыми проблемами. По оценке директора фирмы «Строммаш» Геннадия Плотникова, отмена инвестиционной льготы по налогу на прибыль привела к тому, что за последние два года в обновление основных фондов компании не вложено ни рубля. Пора выходить в Госдуму с предложением ввести эту льготу вновь, поскольку она дает реальную возможность модернизировать производство.
Снижение единого социального налога тут же «компенсировалось» тем, что оплату больничных листов переложили на работодателя. По сути, Единый социальный налог лишь называется Единым. На деле все фонды требуют отдельных отчетов и соответствующей документации, что отнюдь не упрощает работу предпринимателя. Закон об упрощенной системе налогообложения в целом, несомненно, хорош. Но чтобы попасть под его действие, необходимо «укладываться» в 15 млн. рублей оборота в год. Однако за время действия закона только официальная инфляция «съела» порядка 40% этой суммы! Кроме того, «за бортом» упрощенного налогообложения оказываются производственные предприятия. Предпринимателям, которые пользуются «упрощенкой», становится тесно в заданных законом рамках, и они вынуждены регистрировать новые фирмы. «Это, конечно, улучшает статистические данные по количеству субъектов предпринимательства в регионах, но реально не приносит никакой пользы ни государству, ни предпринимателям. Одна только лишняя беготня и пустая трата средств на открытие предприятия», — считает руководитель компании «Нисса-Пресс», член Ульяновского Клуба Бизнесменов Олег Афанасьев.
Снижение выкупных ставок на землю под промышленными предприятиями, месяц назад принятое Законодательным Собранием области, малым бизнесом только приветствуется. Однако даже максимально низкие региональные ставки для многих по-прежнему непосильны. Поэтому предприниматели предлагают ввести рассрочку платежей за выкупленную землю, а территорию, на которой стоят производственные цеха, считать не земельным участком, а местом расположения. И, соответственно, передавать ее в собственность предприятию бесплатно.
Выступления делегатов съезда изобиловали примерами чиновничьей нерасторопности, наносящей реальный вред не только бизнесу, но и местному бюджету. Вот один из типичных примеров, приведенный председателем правления ульяновского регионального отделения «Деловой России» Исааком Гринбергом. Предприниматель покупает у фирмы небольшой нежилой дом. Фирма, как и положено, уведомила комитет по управлению земельными ресурсами о расторжении через два месяца договора аренды земли под зданием. Предприниматель подал заявку на аренду этого же участка. На переоформление договора аренды комитету понадобилось... 15 месяцев! То есть 13 месяцев бюджет города Ульяновска не получал от предпринимателя арендную плату.
С 1999 по 2004 год базовая ставка за аренду муниципальной площади в Ульяновске увеличилась в семь раз. Возросли и коэффициенты, применяемые при расчетах. В итоге сегодня в Ульяновске самая высокая в Приволжском федеральном округе арендная плата. При этом по уровню развития предпринимательства мы намного отстаем от наших соседей по округу.
Удивительно, но во многих муниципальных образованиях области все еще требуют обязательной регистрации торговых точек. И это при том, что действующим законодательством подобного не предусмотрено! А в Новоульяновске, например, для регистрации малого предприятия необходимо почему-то разрешение милиции. Находится масса причин для оттягивания перехода на принцип «единого окна». Но почему бы не начать с малого? В Димитровграде, к примеру, разместили все разрешительно-согласующие организации в одном здании. Уже значительный плюс.
К сожалению, многие хорошие начинания не находят своего логического продолжения. В Ульяновске, например, утвержден порядок инвестирования частных средств в муниципальную собственность. Но из 328 городских объектов, нуждающихся в инвестициях, в инвестиционно-адресный перечень включено лишь 22. Договоров заключено вдвое меньше. Исаак Гринберг подсчитал: при заключении 300 договоров Ульяновск получил бы 7 млрд. рублей в виде частных инвестиций. Городу они не нужны?
Много вопросов вызывает оформление земельно-правовых документов. Делегатам съезда пообещали, что методика совершенствования этого процесса будет разработана на областном уровне и передана в районы. Получается, что информационная поддержка нужна не бизнесу, а самой власти: достаточно лишь обобщить имеющийся опыт и снабдить каждого чиновника готовой методикой. Сдержанный оптимизм у депутатов вызвали нововведения в ульянов-ской городской администрации. По сообщению мэра Ульяновска Сергея Ермакова, сейчас пересматривается форма так называемого листа согласований (число «подписантов» обещано значительно уменьшить), а наряду с учетом поступающих в мэрию заявлений введен мониторинг их прохождения по всем административным инстанциям.
Взаимные предложения
Участники съезда поддержали законопроект, внесенный в Госдуму «Опорой России» и Торгово-промышленной палатой РФ, — об отмене обязательного применения контрольно-кассовой техники для работающих по системе ЕНВД. Активное неприятие вызывает витающая в недрах Госдумы идея технического усовершенствования ККТ:
«в целях усиления антитеррористической деятельности» предписывается снабдить контрольно-кассовые машины специальными чипами и регулярно проводить техосмотр ККМ. Подобное новшество обернется звонкой монетой для изготовителей этих чипов и фактическим разорением пользователей «усовершенствованными» аппаратами.
От сельских предпринимателей прозвучало предложение разработать методику реорганизации СПК в крестьянско-фермерские хозяйства для дальнейшего ее использования. Настаивали селяне и на том, что нужно поставить во главу угла проблему кредитной кооперации: на интерес крупных кредитных учреждений к малому бизнесу рассчитывать уже не приходится.
В числе предложений делегатов съезда — снижение тарифов на оформление разрешительных документов, принятие законодательной базы для оказания спонсорской помощи и даже введение в практику ежегодного обновления производственной характеристики федерального чиновника (по утверждению большинства делегатов, наиболее велико административное давление именно чиновников федеральных структур, не подотчетных местной власти).
Делегаты предлагали равноудалить от власти всех участников рынка. А еще — прекратить помощь нерентабельным муниципальным предприятиям, дав гарантии стабильных отношений рентабельному и социально ответственному бизнесу.
По большому счету, бизнес хочет строить с властью долговременные отношения, с горизонтом предсказуемости хотя бы три-пять лет. Власть гарантировала предсказуемость. Заявив, что поддержка предпринимателей — один из приоритетов областной администрации, губернатор пообещал обязательные аукционы по предоставлению права пользования землей, открытые торги в рамках муниципального заказа по оказанию услуг предприятиям бюджетной сферы, а в ближайшем будущем — электронные торги, позволяющие свести на нет влияние чиновников на этот процесс. Малому бизнесу обещано, что в ходе грядущей приватизации унитарных предприятий приоритет будет отдан местному предпринимательству. Однако при определении наиболее эффективного потенциального собственника во главу угла встанут два принципиальных момента: объем предполагаемых налоговых отчислений и количество вновь созданных рабочих мест.
Прозвучал на съезде и самый актуальный на сегодня призыв: давайте благоустраивать город и область вместе. Власть продолжает настаивать на социальной ответственности предпринимателей. И, в первую очередь, — на готовности платить наемному персоналу достойную зарплату. Пока же уровень официальной заработной платы на предприятиях малого бизнеса составляет 2,8 тыс. рублей — это 62% от средней величины оплаты труда на средних и крупных предприятиях региона.
Зачем Ульяновску «Автолайн»?
Одна из самых больных проблем ульяновского бизнеса — при- стальный интерес к нашей области «варягов». Предприниматели склонны винить в этом, прежде всего, власть. Но подобное обвинение (в чем-то, наверное, не лишенное оснований), по большому счету, звучит странно. На дворе — рынок. Активную региональную экспансию сегодня ведут крупные ритейловые, сотовые, страховые компании, банковские структуры, промышленные холдинги. Слияния и поглощения идут в масштабах всей России. Как противостоять этому региональным административным ресурсом? Если и говорить о протекционистской политике, то, скорее, в масштабах не региона — страны.
А «протекционизм» в виде различных арендных и налоговых ставок для «мест-ных» и «иногородних» мы уже пережили. Сегодня это называется нарушением закона о конкуренции. Впрочем, когда иногородние компании уходят от налогообложения — это уже нечто другое. «Если они увозят наши деньги, то почему не платят у нас налоги? Куда смотрит налоговая инспекция?» — вопросы председателя совета предпринимателей Вешкаймского района Андрея Бычкова прозвучали почти риторически. Но, скажем, в Майнском районе первым обязательным условием для стороннего инвестора становится регистрация предприятия в районе. Потому налог на прибыль здесь составляет порядка 30% доходной части бюджета. Что же касается конкурентных преимуществ, то они заключаются как в высоком качестве продукции и услуг (по данным заместителя руководителя Центра по сертификации при ООО «СК» Николая Коваля, аттестацию системы качества по стандарту ИСО-2000 прошли лишь 16 предприятий области), так и в ценовой политике. Поэтому вполне реален вопрос о снижении в стоимости ульяновской продукции энергетической составляющей. Член совета ульяновского регионального отделения «Деловой России» Игорь Кузнецов, например, предлагает с помощью Независимого энергетического альянса пересмотреть структуру энерготарифов — «с пользой для обеих сторон».
И все же бизнес может противостоять конкуренту лишь в конкурентной борьбе. Весьма показательна в этой связи прозвучавшая фраза исполнительного директора НП «Симбирский маршрут» Виктора Сидоренко: «Никакие переговоры с предложением объединиться не действовали на ульяновских частных перевозчиков так, как появившееся сообщение о приходе в регион компании «Автолайн».
Кстати, об объединениях. Одной из основных «болевых точек» нашего бизнеса по-прежнему остается разобщенность. Во многом это — принципиальная позиция (предпринимаемые попытки объединить в профессиональные гильдии участников хлебного рынка, туристического бизнеса, рынка рекрутинга и т.д. все время оказываются безрезультатными), во многом — организационная недоработка. Малый и средний бизнес региона до сих пор не является серьезной общественной силой, поскольку он разобщен. Разобщенность значительно осложняет и диалог с властью. На съезде звучало настойчивое предложение объединяться — «не для того, чтобы противостоять власти, а для того, чтобы работать сообща». Идею создать областной совет по предпринимательству Сергей Морозов поддержал без лишних раздумий. Решено, что возглавит совет губернатор, а заместителями председателя станут предприниматели. Кроме того, принято решение возобновить работу экспертно-аналитического совета при Главном федеральном инспекторе по Ульяновской области.
Программа развития малого предпринимательства в Ульяновской области на 2005-2010 годы предусматривает:
создание в районах области специализированных информационно-ресурс-ных центров по поддержке малого предпринимательства;
создание упрощенного механизма обеспечения доступа субъектов предпринимательства к финансово-кредитной системе Ульяновской области;
формирование открытого доступа субъектов предпринимательства к реестру государственной и муниципальной собственности на территории Ульяновской области;
организацию семинаров и целевых программ переподготовки субъектов малого предпринимательства.
По истечении пятилетнего срока предполагается получить от Программы следующий эффект:
увеличить количество субъектов малого бизнеса на 1,5 тыс. единиц;
создать 10 тыс. новых рабочих мест;
получить 400 млн. рублей дополнительных доходов в бюджеты всех уровней.
Из резолюции IV съезда предпринимателей Ульяновской области
Для преодоления обозначенных на съезде проблем делегаты обращаются с предложениями к органам федерального, регионального и муниципального управления и предпринимателям региона:
разработать принципиально новую систему налогообложения, предусматривающую радикальное упрощение исчисления налогов, значительное сокращение их величины, а также резкое упрощение учета и отчетности для малого предпринимательства, освобождение от налогообложения средств,
направляемых субъектами малого предпринимательства на развитие производства;
перейти на взимание единого социального налога единым платежом «Единый налог — единая платежка», реализуя принцип «одного окна» в сфере администрирования ЕСН;
утвердить законодательно «Программу развития малого предпринимательства в Ульяновской области на 2005-2010 годы»;при корректировке бюджета области предусмотреть выделение средств на финансирование мероприятий программы в сумме 25 млн. рублей, в том числе 20 млн. рублей на компенсацию процентов по банковским кредитам при получении малыми предприятиями инвестиционных кредитов, необходимых для закупки современного оборудования при модернизации производства;
проанализировать темпы роста платы за аренду областной, муниципальной собственности и земли по сравнению с другими регионами ПФО и привести ее в соответствие с фактическим уровнем развития предпринимательства;
выполнить условия соглашения между предпринимателями и администрацией области по проведению единой политики, направленной на легализацию реального уровня заработной платы и обеспечить работникам размер заработной платы не ниже величины прожиточного минимума (2600 рублей в месяц);
в целях консолидации предпринимателей и развития взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и власти созывать съезд предпринимателей Ульяновской области ежегодно.