Госзакупки по контракту
Два года между МЭР РФ и ФАС идет спор в области госзакупок. Первые признают существующий закон несовершенным из-за низкого качества работ на выходе и предлагают контрактную систему. Вторые считают, что в нынешнем варианте эта система развяжет «руки» коррупции. Будет ли новый закон принят, и если да, то станет ли он удобнее для бизнеса?
Острые углы
Точка в этом споре должна была быть поставлена еще в сентябре прошлого года. Тогда Владимир Путин на совещании в Ново-Огареве объявил реформу госзаказа задачей федерального значения. Старый закон «создает благоприятную среду для коррупции, приводит к необоснованным увеличениям сроков исполнения заказа, к многократному завышению реальной стоимости контрактов, к погоне за так называемым освоением бюджетных ресурсов», - говорил год назад глава кабмина. Но после совещания текст законопроекта «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» так и не появился в прессе. В разговоре с журналистами участники говорили, что остались спорные вопросы…
Напомним, что этим документом предполагается заменить действующий 94-й закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По замыслу авторов (то есть Минэкономразвития РФ), федеральная контрактная система будет регламентировать не только этап размещения госзаказа, но и его исполнение.
В июле 2012 года законопроект принят в первом чтении. Дальше этого дело пока не пошло.
ФАС ставит под сомнение саму необходимость такой меры для решения проблемыкачества. Контроль исполнения, по их мнению, доступен самим заказчикам. Никто не заставляет их платить деньги исполнителю без квалифицированной проверки работы на выходе.
25 октября руководитель Ульяновского УФАС России Геннадий Спирчагов провел пресс-конференцию на тему ситуации в сфере госзакупок. Главный минус федеральной контрактной систему, по его мнению, - это возможность менять условия контракта уже после заключения сделки. «Заказчик по новому законопроекту практически свободен делать все что угодно. Он может выбрать любую форму заказа - конкурс, аукцион или что-то другое. Он может менять объемы уже в ходе работы. Что самое страшное - он может менять сумму», - отметил г-н Спирчагов.
Возможные «схемы» вырисовываются сразу. При сумме заказа в 100 млн. рублей участник аукциона искусственно занижает ставку до 50 млн. рублей, выигрывает заказ, а потом договаривается с заказчиком увеличить сумму снова до 100 - под предлогом повышения цен на материалы.
Компромисс возможен
Федеральная контрактная система, по-видимому, будет принята, но ФАС намерен внести в нее свои поправки. «Начинка будет по сути фасовская и генпрокупатуры, - заявил г-н Спирчагов. - Заказчик получит больше возможностей, однако права менять параметры заказа после заключения договора у него не будет».
Известно и то, что будут снижены штрафные санкции для заказчиков. По мнению антимонополистов, одинаковый штраф в 50 тыс. рублей и для москвичей, и для жителей провинции в корне не верен. Тем более что нарушения могут быть и случайными. «Иногда допускаются неумышленные ошибки, когда, скажем, главврач, покупающий два унитаза, просто не разбирается в некоторых вещах. Почему он должен досконально знать 94-й закон? Он главврач, у него своей работы море. А в итоге его на полгода лишают средств к существованию», - привел пример глава Ульяновского УФАС.
За «брак» - в черный список
Вместе с уменьшением штрафов появится и дисквалификация. В антимонопольной службе уверены: если заказчик уже не в первый раз нарушает правила оформления документации, он должен быть дисквалифицирован- например, на три года. Формально дисквалификацию будет означать попадание в «черный» список. Но речь здесь идет не о существующем списке нарушителей ФЗ №94, а о новом реестре - учредителей фирм и их ИНН.
Тот список, что действует сейчас, предполагает дисквалификацию юрлица на два года. Но практика показывает: учредитель может за несколько дней создать новую фирму.
ФАС предлагает открыть второй реестр нарушителей закона - из лиц, которые являются собственниками фирм, или их ИНН. В этом случае, по мнению специалистов антимонопольной службы, учредитель будет контролировать своих директоров, чтобы они качественно выполняли работу по госзаказу. Иначе три года ни одна из его компаний не сможет участвовать в закупках.
На вопрос, когда же федеральная контрактная система вступит в силу, точного ответа в УФАС не дают. Причина - отсутствие какой-либо информации о движении проекта в Госдуме.
Значение нового закона для бизнеса специалисты также пока оценивать не берутся. Отмечается, что на первоначальном этапе он будет сложным и для заказчиков, и для предпринимателей. И в любом случае необходима определенная проверка на практике.
Как бы то ни было, раньше 2014 года нововведений ожидать, скорее всего, не стоит. Согласно документу, федеральная контрактная система вступит в силу только по истечении года после его официального опубликования.
Эльмира Мухаметшина
фото предоставлено пресс-службой Ульяновского УФАС