Готовы ли мы к вступлению в ВТО?
Грядущее вступление России в ВТО концентрирует внимание на внешнеэкономических возможностях ульяновской экономики. И выявляет ряд проблем, которые необходимо решать.
Это вызвано, прежде всего, будущей либерализацией условий внешней торговли. На фоне снизившихся ввозных таможенных пошлин на импорт станут более видимыми слабые стороны местных предприятий, что приведет к потере рынка и даже к банкротству тех, кто окажется не в состоянии выдерживать растущую конкуренцию во все более глобализирующейся мировой экономике.
Поскольку конкурентоспособность ульяновской продукции создается не на пустом месте, а опирается на сложившиеся тенденции и динамику экспортно-импортных операций, постольку ответ на поставленный в заголовке статьи вопрос возможен только после анализа сложившейся ситуации в этой области.
Анализ динамики экспорта товаров за 1995-2005 годы (см. таблицу 1) позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, в 1995-2001 годах действовала тенденция сворачивания экспортного потенциала региона. Выразилась она в двукратном сокращении объемов поставок ульяновской продукции за рубеж (без учета явно «провального» по этому показателю 2001 года). Затем эта тенденция сменилась на противоположную: за 2002-2005 годы объемы экспорта выросли на 1/3.
Продолжается рост и в 2006 году. По результатам восьми месяцев объемы экспорта увеличились на 32%. В целом можно прогнозировать, что по итогам текущего года мы выйдем на уровень 1995 года либо даже несколько превысим его. Растущие поставки ульяновской продукции за рубеж позволяют утверждать, что в региональной экономике, по крайней мере, существуют отдельные секторы, способные выдержать конкуренцию на мировом рынке, и их позиции с течением времени укрепляются.
Экспорт товаров из Ульяновской области в 1995-2005 годах (млн. долл. США)
Экспорт продукции из Ульяновской области в Республику Беларусь (млн. долл. США)
Во-вторых, достаточно позитивна динамика развития торговых отношений Ульяновской области со странами СНГ. После периода разрыва хозяйственных связей (за 1995-1999 годы объемы экспорта в бывшие советские республики упали в пять раз) наступает период активного восстановления потерянных было рынков. За 1999-2005 годы объемы экспорта в страны СНГ превысили уровень 1995 года более чем на 40%. В 2006 году эта тенденция укрепляется: рост восьми месяцев — еще 40%. Такое интенсивное освоение постсоветского пространства существенное облегчает интеграцию местных товаропроизводителей в мировой рынок через знакомую «промежуточную» зону. И позволяет как совершенствовать характеристики торгуемой продукции, так и «оттачивать» способы стимулирования продаж.
Сегодня географическая структура экспорта в государства-участники СНГ выглядит следующим образом (по итогам восьми месяцев): Украина — 38%, Казахстан — 34%, Узбекистан — 18%, Азербайджан — 3%, Армения, Грузия, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан — все вместе — 7%. Только на Украину и Казахстан приходится более 2/3 ульяновского экспорта в страны СНГ. Такая диспропорция имеет все перспективы быть исправленной за счет активного расширения сотрудничества с другими странами.
Товарная структура ульяновского экспорта с этой группой стран в целом выглядит достаточно благоприятно: на продукцию машиностроения, приборостроения и металлообработки приходится более 80%, сырьевой ориентации здесь и близко нет.
Особое внимание — Республике Беларусь (см. таблицу 2). Если в 2001 году на эту республику приходилось 6,8% ульяновского экспорта в страны СНГ, то по итогам восьми месяцев 2006 года — 12,7%. Мы поставляем в Беларусь легковые и грузовые автомобили, автомобильные двигатели, части и принадлежности моторных транспортных средств, автоматические выключатели, гидрораспределители, нетканые материалы, техническое сукно, химические элементы и радиоактивные изотопы. При этом на продукцию местного автопрома приходится около 85% всего ульяновского экспорта в Беларусь.
В-третьих, более сложным выглядит выстраивание отношений ульяновских товаропроизводителей на рынках стран дальнего зарубежья. Объемы экспорта испытывают резкие колебания, и о наличии какой-либо устойчивой положительной тенденции говорить пока не приходится (хотя за восемь месяцев 2006 года экспорт в эту группу стран увеличился еще на 22%).
Хотелось бы обратить внимание на сдвиг, произошедший в 2004 году, когда объемы экспорта в дальнее зарубежье стали меньше, чем в страны СНГ. При тенденции роста общих объемов экспорта это означает переориентацию ульяновских товаропроизводителей на более слабые рынки стран СНГ и наличие значительных проблем в сфере конкурентоспособности на мировых рынках.
Очевидно, что без существенного повышения качества проникновение и закрепление на международных рынках, где господствуют крупнейшие ТНК, попросту бесперспективно. Это создает реальные угрозы ульяновской экономике в условиях либерализации импорта из стран с развитой рыночной экономикой (как одно из следствий вступления России в ВТО). Такое положение может быть воспринято как явно не соответствующее стратегическим интересам экономики Ульяновской области и требует пристального внимания как со стороны менеджмента предприятий, так и правительства региона.
В настоящее время продукция из нашей области экспортируется более чем в 50 стран мира. Наиболее крупные страны-импортеры — Египет (35%), Германия (12%), США (10%), Монголия (7%), Вьетнам (5%), Япония (4%). На них приходится около 3/4 ульяновского экспорта в дальнее зарубежье. Такая структура не может быть признана удовлетворительной и нуждается в увеличении доли стран с развитой рыночной экономикой, что будет свидетельствовать о повышении конкурентоспособности местной продукции в мировом масштабе.
Товарная структура экспорта оценивается хорошо, но менее благоприятно, чем для торговых отношений со странами СНГ (на продукцию машиностроения, приборостроения и металлообработки приходится более 50%). Это является отражением сложившейся отраслевой структуры региональной экономики, где доминирует машиностроение. Сохранение доли этой отрасли при увеличивающихся объемах экспорта говорит о наращивании ее экспортного потенциала.
Отметим, что такая структура экспорта не типична для России уже на протяжении более чем трех десятилетий, где с середины 1970-х годов явно проявился перекос в пользу продажи газового и нефтяного сырья и продукции черной и цветной металлургии.
Одним из возможных резервов диверсификации экспортного потенциала региона является экспорт продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, тем более что водный транспорт, как самый дешевый, позволяет осуществлять его с наименьшими затратами. Начать следует, естественно, в первую очередь со стран СНГ, где население традиционно более благоприятно воспринимает российскую продукцию и имеет близкие к нам предпочтения.
Подводя итог, сформулируем вывод. В Ульяновской области существуют серьезные проблемы в области конкурентоспособности производимой продукции и услуг, в особенности на международном уровне стран дальнего зарубежья, что резко актуализирует угрозы, связанные с предстоящим вступлением России в ВТО. Вместе с тем, остаются значительные резервы наращивания экспортного потенциала, в том числе за счет расширения номенклатуры производимых на экспорт продукции и услуг, выхода на новые территориальные рынки и, главное, повышения их качества.