€ 110,48
$ 103,95
¥ 13,96
Инновации в моде
Бизнес-инновации (новые технологии)
Начиная разговор про новые технологии, давайте определимся с термином «инновации», который сейчас используют крайне часто, порой забывая, что же на самом деле значит это слово. Термин “инновация” лет 10-12 назад употребляли лишь исследователи-экономисты, занимающиеся проблемами научно-технического прогресса. Инженеры и управленцы промышленных предприятий использовали понятия “новая техника” или просто “новшество”. Сегодня понятие “инновация” используется более широко, оно стало просто модным. Однако, несмотря на распространенность термина, общего определения на сегодняшний день нет.
Итак, электронная энциклопедия Википедия:
Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация — это результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.
Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.»:
ИННОВАЦИЯ — 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса. Определяющим фактором инновации является развитие изобретательства, рационализации, появление крупных открытий.
Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенствование продукта - связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики. Процессная инновация - это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.
По степени новизны инновации подразделяются на: принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Принципиально новые виды продукции, технологии и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании которых тиражированием получают новшества-имитации, копии.
Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и продукцию рыночной новизны, новой сферы применения и новшества сравнительной новизны (имеющие аналоги на лучших зарубежных и отечественных предприятиях) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь нововведения-усовершенствования по предметно-содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и проч.
В законодательстве России до сих пор отсутствует четкое определение данного понятия.
Чтобы не оставить нашу колонку без практического материала, приведу пример наиболее яркой инновации, которую я наблюдал у своих клиентов: Производственная компания, в бизнес-процессе изготовления продукции есть этап, в котором требуется механическая (токарная и фрезерная) обработка заготовки. На этом этапе компании приходилось мериться с высокими затратами на оплату высококвалифицированного труда. В конце концов, дело дошло до прямого шантажа работниками. Они требовали увеличения оплаты труда даже при снижении количества производимых ими деталей. Два месяца руководство компании совместно с техническими специалистами думали, как разрубить этот гордиев узел. В результате, было модернизировано несколько станков (добавлены гидравлические и пневматические элементы управления) и на этот этап была принята женщина, которая раньше совсем не касалась механической обработки металлов. С высококвалифицированными профессионалами с неуемным денежным аппетитом расстались по соглашению сторон. Экономия на данном этапе бизнес-процесса по совокупному объему затрат составила 70 процентов, а общий размер себестоимости сократился на 0,5 процентов.
Оптимизация (аутсорсинг, маркетинг, управление)
Слыша сейчас термин «оптимизация затрат» или «оптимизация» первое, про что Вы наверняка подумали, сокращение персонала, раньше на год или два – сокращение налоговых платежей и затрат на закупки…
Но эффективная оптимизация это несколько иное… Скажите, кто будет выполнять ту нужную работу, которую раньше делал сокращенный сотрудник и за счет каких ресурсов? Как прошла передача функционала и документов сокращенного сотрудника? Какую прибавочную стоимость он нес по отношению к готовой продукции или услуге? Если Вы ответили на данные вопросы, тогда можете не читать эту колонку. Если Вы затруднились ответить, тогда эта колонка для Вас. Для начала мы предлагаем посмотреть на очевидные вещи под новым углом зрения.
Год назад очень активно на рынок вышли компании, которые предлагали аутсорсинговое бухгалтерское обслуживание, здесь необходимо четко просчитывать, за что Вы платите своему бухгалтеру и во сколько обойдется стороннее сопровождение, но на этом аутсорсинг не заканчивается… На рынке есть услуги правового обслуживания, кадрового сопровождения и сопровождения в сфере управления персоналом, есть ИТ сопровождение, сопровождение в сфере маркетинга и рекламы, есть аутсорсинговые услуги по ведению переговоров и даже по управлению бизнесом. Базовый принцип построения цен на данные услуги, как правило, состоит в том, что услуга должна обходиться дешевле, чем наемный работник при более высоком качестве выполнения. В противном случае компания, которая предлагает данные услуги, вылетит с рынка через полгода-год.
Новые направления, идеи (диверсификация)
Именно сейчас, в кризис - лучшее время для старта нового бизнеса. Старый мир рушится, создается новый, и мы можем поучаствовать в его создании. Происходит большая перетряска, передел рынка: кто-то из прежних игроков рынка уйдет, и его место освободится. Появилось много дешевых ресурсов. Самое время проявить смекалку, и найти им хорошее применение. Все успешные бизнесмены, с которыми я общаюсь, сейчас активно ищут новые рынки новые продукты, зачастую это продукты спутники, на которые внимание раньше не обращали.
Чтобы не быть голословным приведу несколько примеров:
Компания производитель керамических изделий узко специализировалась на продукции для радиоэлектроники и шлифования. С приходом кризиса постоянный казалось объем заказов начал сокращаться, в результате после 2 недельного штурма и генерации идей запушены в серию керамические сопла для аргонных сварочных горелок и изоляторы для электротранспортных сетей.
Средних размеров станция технического обслуживания платила специализированной компании за утилизацию смазочных материалов. В ноябре 2008 года в разгар слухов и первых ласточек кризиса после совещания по оптимизации затрат собственники бизнеса по нашей рекомендации закупили специализированную печь. За отопительный сезон они не только получили экономию по затратам на утилизацию смазочных материалов и экономию электроэнергии, которая раньше шла на отопление, но и начали реализовывать тепло и горячую воду своим соседям. Как это ни парадоксально, но сейчас после завершения зимнего сезона, который характеризуется спадом в бизнесе автосервиса, в компании объем прибыли увеличился. Сейчас в новый сезон компания входит с финансовым резервом и планирует расширять данное направление. Расчетная окупаемость по закупленной печи наступила через 3,5 месяца после наступления отопительного сезона.
Владислав Россошанский,
генеральный директор «Р-Консалт»
(8422) 41-29-17, r-consult@mail.ru