Интересно быть первым
Гость декабрьского номера — директор филиала ОАО «МТС» в Ульяновской области Михаил Кашин.
С 1956 года живет в Ульяновске. Окончил школу №1, Ульяновский политехнический институт (специальность «инженер-конструктор — технолог радиоаппаратуры»), аспирантуру при Томском политехническом университете.
Работал старшим инженером, начальником научно-исследовательского сектора УлПИ, ведущим конструктором, начальником отдела в УКБП, начальником отдела, заместителем директора по научной работе советско-американского предприятия «Симбирск-Диалог».С 1995 по 2004 год — генеральный директор ЗАО «Ульяновская Сотовая Связь». В настоящее время — директор филиала ОАО «МТС» в Ульяновской области.
Женат, имеет двух сыновей, внука.
— Михаил Гаврилович, в свое время вы получили Премию Совета Министров СССР за закрытую разработку. Каков главный результат того, «научного», периода вашей жизни?
— Этот период получился достаточно длинным — 12 лет. В научно-исследовательской лаборатории Политеха мы занимались разработками в области космоса и авиации, причем эти разработки были связаны с человеко-машинными системами. Тогда руководитель нашей лаборатории выдвинул идею: лет через пятнадцать компьютеры станут такими маленькими, что основной проблемой будет взаимодействие между человеком и компьютером. И мы занимались разработками в области нетрадиционных способов обмена информацией с человеком. Был получен очень серьезный экономический эффект. А моя дипломная работа имела такое красивое название, просто гипнотизировала людей: «Многоканальный стимулятор для исследования электрокожного канала информации». Наш прибор побывал на многих выставках, объездил десяток стран мира. А главный результат — это понимание сложности управления людьми, создания условий для их эффективной деятельности в производственных коллективах.
— Вы всего в жизни добивались своим трудом, или были случаи везения, счастливого совпадения?
— Интересный и неожиданный поворот в моей судьбе произошел десять лет назад, когда я стоял перед выбором сферы деятельности. Я нашел весьма реализуемый вариант: занимался организацией первой в Ульяновске пейджинговой компании. Именно в это время у меня появилось неожиданное предложение. Мне сказали: «Займись лучше сотовой связью!». За новое дело никто в Ульяновске не брался, а я согласился. В общем, судьба дала шанс, и я им воспользовался.
— И вы вошли в историю как первый руководитель первого в Ульяновске сотового оператора. Каково это — быть первым?
— Это, вне всякого сомнения, очень интересно. Когда еще я работал в УКБП, мы делали ряд разработок первыми в России. И почувствовали достаточно серьезное противодействие! Ведь первый — это тот, кто делает не так, как другие. Не обязательно должна быть какая-то глобальная идея — так в жизни редко бывает, просто человек отказывается от существующих штампов, находит другую дорогу. А отказ от штампов для многих людей является неприемлемым. Кроме того, тот, кто от них отказывается, берет на себя дополнительную ответственность. С сотовой связью оказалось так же. Таких услуг в Ульяновске раньше не было, поэтому возникало много сомнений даже у тех, кто финансировал проект, — окажется ли он экономически эффективным, востребованным. Позиция поначалу была такова: не станем отставать от других, просто сделаем. В то, что новый проект будет толчком к широкому развитию услуг мобильной связи в Ульяновске, мало кто верил.
— Говорят, вы лично приезжали к своим первым клиентам, если у них возникали проблемы.
— Все вопросы, в основном, были связаны с использованием сотового телефона. Он оказался гораздо более сложным аппаратом по сравнению с привычным тогда проводным телефоном.
— И без курьезов не обходилось...
— Однажды мне даже пришлось защищать известного в городе человека перед его мамой, очень строгой женщиной. Во время командировки сына она позвонила ему поздно вечером в гостиницу и... услышала в трубке приятный жен-ский голос: «В настоящее время абонент не может с вами разговаривать». Не только по-русски, но и по-английски!
Я долго убеждал разгневанную женщину, что она слышала всего лишь автоответчик.
— Как вы думаете, каким будет мобильный «телефон будущего»?
— Есть одна идея, она как раз из тех семидесятых годов, касается разработок нашей лаборатории. Оставить человеку зрительный и акустический каналы для общения с внешним миром, а техническим средством управлять и получать информацию через кожу. Так что, если помечтать, человечество обретет сотовый телефон, который не нужно вынимать из кармана, прикладывать к уху, а просто разговаривать с нужным человеком.
— Ваш сегодняшний аппарат тоже не из простых. Вы с его помощью даже книги читаете. Сделали какие-то выводы для себя, прочитав книгу Ричарда Фарса об искусстве управления?
— Да, есть некие выводы, навеянные этой книгой. Я бы сформулировал так: самый главный парадокс сегодняшнего менеджмента заключается в том, что для достижения результата надо создавать, обучать, мотивировать, лелеять команду и в то же время быть морально готовым в одночасье сменить эту команду для достижения того же самого результата.
— Когда вы впервые познакомились с аббревиатурой МТС?
— Десять лет назад. Компания МТС в то время уже существовала на московском рынке, и я знал о ее деятельности, в том числе, посещая ряд конференций по становлению сотового бизнеса в стране. Уже тогда у компании были все задатки занять лидирующее место на рынке.
— А с какими чувствами приняли приглашение возглавить ульяновский филиал лидера сотового пространства России? МТС стала третьим федеральным оператором на ульяновском рынке...
— Это даже сложнее, чем прийти первым. Первого не осудят: что получилось — то получилось. А прийти по-следним и стать лидером — это очень сложная задача, еще более интересная.
30 ноября исполнился год с момента запуска сети МТС в Ульяновской области. Хотелось бы отметить, что достигнута очень высокая динамика развития. Успех МТС стал возможным благодаря постоянному улучшению качества оказываемых компанией услуг. В октябре МТС запустила новую линейку тарифных планов, которая удовлетворяет большинство потребностей наших абонентов. Сегодня как частные, так и корпоративные клиенты, легко могут выбрать для себя оптимальные тарифы и оценить качественный сервис МТС.
— Минул год с начала работы ульяновского филиала МТС. Подводя промежуточные итоги: какие поставленные цели достигнуты?
— Если делать акцент на технические аспекты сотового бизнеса, то мы успешно справились со всеми поставленными задачами. По качеству связи, количеству базовых станций в Ульяновске, Димитровграде приблизились к конкурентам. В этом плане динамика развития очень высокая: за год МТС построила столько, сколько не строил за первый год работы ни один сотовый оператор в Ульяновской области. МТС создает максимальные удобства для абонентов, дилерская сеть компании в Ульяновской области насчитывает сегодня около 160 пунктов продаж. Постоянно разрабатываются актуальные маркетинговые предложения, которые оценили абоненты МТС всей России. В течение этого года создана эффективная, работо-способная команда. Образно говоря, я работаю и не «оглядываюсь» на своих сотрудников. Знаете, как бывает: если людям не доверяешь, если они решают поставленные задачи некачественно, более того, теряют направление, в котором нужно двигаться, то руководитель, который идет впереди, вынужден «оглядываться». У нас необходимости в этом нет: команда идет туда, куда нам надо идти всем. Каждый на своем месте, и что мне особенно нравится — коллектив работает творчески. Таким образом, мы сообща достигаем тех целей, которые ставим.
— Очень жизнелюбивый слоган сегодня у МТС.
Людям по душе призыв:
«Ты — лучше!».
— Да. И к компании, и к нашему филиалу это также относится. Мы действительно стали лучше, мы вышли на качественно новый уровень развития, и совсем скоро жители Ульяновской области это оценят в полной мере. Приходите в МТС и лично оцените преимущества услуг компании.
— Успех МТС наверняка подразумевает постоянное следование незыблемым приоритетам?
— МТС во всех регионах присутствия, в том числе и в Ульяновской области, имеет под собой три незыблемые основы — это постоянное улучшение работы сети, повышение качества сервисного обслуживания абонентов и доступные цены. Брэнд МТС — это не только название, но единые унифицированные стандарты обслуживания, одинаково высокое качество, предлагаемое компанией для всех категорий абонентов.
— Новый год не за горами. Сегодняшним и будущим абонентам ульяновского филиала МТС будет интересно узнать о ближайших планах компании.
— Главным приоритетом этого этапа является развитие сети и повышение качества связи. Темпы строительства, взятые техническими службами МТС, поистине рекордные для Ульяновской области. При этом, в отличие от других операторов, по всему поволжскому макрорегиону МТС устанавливает единое технологическое оборудование, полностью сопрягаемое друг с другом. Единый стандарт оборудования дает МТС возможность быстрого и одновременного запуска различных услуг по всей сети. Так, летом этого года состоялся запуск услуг на базе GPRS для абонентов МТС в Ульяновской области. МТС будет активно продолжать освоение территории области. Абонентов ждут новые маркетинговые акции и привлекательные тарифные предложения. Ну, а новогоднюю акцию МТС жители Ульяновской области уже успели оценить.
— Ульяновский офис МТС — один из самых стильных в городе. А что вам нравится особенно?
— Если честно, то для меня главное не стены, не картины со светильниками, а люди. Когда я прихожу в наш офис, мне на душе комфортно, потому что комфортна атмосфера, которая существует вокруг. Часто бывает: заходишь в современный офис, а все давит, ничто не радует, выражение лиц у людей такое: все им в тягость.
— Значит, согласны с «королевой трикотажа» Соней Рикель: «Если вы ни разу не рассмеялись, день прошел попусту»?
— Да, готов это поддержать! Когда сотрудники искренне улыбаются, когда у них позитивный настрой, клиентам это передается. Сегодня, чтобы вести действительно эффективный бизнес, нужно создавать атмосферу, при которой клиент был бы уверен — если у него возникнут вопросы, он придет к нам в офис, и все проблемы будут решены. Добиться такого непросто, но мы постоянно над этим работаем. Это непрерывный процесс.
— Вы производите впечатление жизнерадостного, оптимистично настроенного человека. А что вас может вывести из себя?
— Подлость, глупость, необязательность. Неуважение к людям, своему городу. Хоть я и родился не в Ульяновске, но считаю себя его коренным жителем, и для меня этот город родной.
— За десять лет, что вы работаете в сотовом бизнесе, ваш характер сильно изменился?
— Я стал мудрее, терпимее к обстоятельствам. К людям. Сегодня придерживаюсь позиции, которая появилась именно в процессе работы в последние годы. Результат любого предприятия определяется не технологиями, не оборудованием, а только персоналом, который здесь работает. И люди — самый главный и самый сложный объект для управления. К сожалению, на определенном этапе у каждого руководителя появляется ощущение, что он достиг такого уровня, когда может управлять людьми, как пешками. И это большая ошибка! Люди никогда не будут пешками, к ним надо относиться, как к людям, у которых есть свое мнение, свои проблемы. Сам процесс управления я не рассматриваю буквально: я сказал, и все побежали делать. Нет, это постоянное взаимодействие, обмен информацией. Для меня теперь важно получить не отчет на бумаге, а услышать человека: что получилось, что нет, интересно увидеть выражение лица, услышать, как он это говорит.
— Со своими детьми вы обсуждаете накопленный опыт, делитесь «секретами управления»?
— Конечно, у нас есть общение по этому поводу. Я не боюсь рассказывать о своих неудачах. Конечно, сыновья соберут свои «шишки», но у меня, как у отца, есть надежда, что они совершат меньшее количество ошибок в жизни.
— А много ли среди ваших знакомых счастливых пар?
— Всякие есть, по средней статистике. Считаю, что наша — самая счастливая. Я всегда говорю, что мне повезло с супругой. Мои достижения в жизни, в том числе и в карьерном плане, состоялись благодаря ее поддержке.
— Чем увлекаетесь?
— Осваиваю такой экстремальный вид спорта, как виндсерфинг — здесь у нас, на Волге. Уже добился определенных результатов. До этого были интересны автогонки. Я даже участвовал в спонсорских заездах в гонках на выживание в Тольятти, на последнем повороте уступил мэру города.
— Михаил Гаврилович, у вас есть жизненный принцип?
— Уважая себя, я уважаю людей, с которыми иду рядом — живу, работаю.
— От имени редакции желаем вам и компании МТС успехов в Новом году.