€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Интернет-торговля. Особенности и перспективы
http://androidreview.ru/
В кризисное время российские потребители все чаще предпочитают онлайн-продажи стационарной торговле. Как обстоят дела с этим бизнесом в Ульяновске, обсуждали участники круглого стола «ДО».
Ярослав Егоров Камиль Калимуллин Павел Макаров
Светлана Маркова Дмитрий Старчиков Виталий Улыбин
Николай Фетюхин Валерий Шипирев
«ДО»: Что сегодня представляет собой IT-среда региона?
Ярослав Егоров:
- Интернет - саморегулируемая среда, и с точки зрения власти мы на нее оказываем минимальное влияние. Поэтому задача государственных органов - сделать так, чтобы IТ-компаниям, которые составляют основу этой среды, было удобно работать и зарабатывать. Чтобы ульяновское IT-сообщество нормально существовало, мы должны создать соответствующие их потребностям условия. И создаем. Например, для айтишников в регионе упрощается налоговое законодательство, компенсируется часть затрат на ипотечное жилье. Власть помогает организовать IT-мероприятия.
У нас в области существует кластер IT-технологий: если по-простому, то это совокупность ИТ-предприятий, компаний, образовательных учреждений и т.д. Одна из его ключевых задач - решение проблемы дефицита профессиональных кадров. Она озвучена самими IТ-компаниями и решается, в том числе, при участии региональных властей, при поддержке (в том числе финансовой) программ обучения и повышения квалификации в сфере IТ.
Все эти меры дают пусть скромные, но реальные плоды. Так, за последние годы в нашем регионе число IТ-компаний увеличилось, сегодня их зарегистрировано порядка полутора сотен.
«ДО»: Как, на ваш взгляд, изменился рынок интернет-торговли за последнее время?
Камиль Калимуллин:
- Сегодня в России работает порядка
40 тысяч интернет-магазинов, это около одного процента от количества всех торговых компаний страны. По объемам продаж цифры похожие - один-два процента от всех объемов торговли - это онлайн-продажи. Ульяновск повторяет общероссийские тренды. И по потреблению, и по товарному предложению.
Торговые компании в регионе все чаще осознают, что Интернет - это тоже важный канал продаж, и начинают им заниматься. Медленно, инертно, но все-таки торговля через Интернет становится каналом продаж. Активизируются и ульяновские производители, получившие возможность реализовывать товар по всей стране, им даже выгоднее торговать в других регионах. Есть сайты, которые нацелены только на ульяновского потребителя, например, торгующие электроникой. Много мелких незарегистрированных игроков, которые пользуются прорехами в законе и ведут бизнес нелегально. Наконец, есть огромный сегмент домохозяек, торгующих всем и вся.
Самый высококонкурентный рынок -
это бытовая техника. Согласно исследованиям порядка 50% всех продаж происходит в онлайне. Мебель. Буквально два года назад этот сегмент буквально взорвался. Люди начали покупать мебель через Интернет! Детские вещи - тоже большой сегмент в онлайн-продажах. В Ульяновске, как и в целом в стране, плохо покупают через Интернет продукты, причина - нет пока предложения, которое способно конкурировать с продуктовыми сетями шаговой доступности.
Светлана Маркова:
- У Tele2 тоже есть свой интернет-магазин. Для нас это дополнительный канал продаж, где мы повторили идею супермаркета мобильной связи. В сети покупатель также может самостоятельно выбрать номер, тарифный план и необходимые опции. При этом выбор номеров здесь существенно больше, чем в салоне связи. Сегодня интернет-магазин показывает объем продаж, сопоставимый со стационарной точкой продаж, и мы видим перспективы развития этого канала. Для потребителя, привыкшего к покупкам в сети, это удобный сервис, для нас - выгодный канал сбыта, не требующий затрат на содержание торговой точки.
Павел Макаров:
- Наш тренинговый центр активно использует интернет-площадку для платежей. Порядка половины клиентов оплачивают наши услуги через сайт центра, это удобно. Видим, что ульяновский бизнес все активнее использует такой инструмент, как интернет-продажи. Кто-то действует самостоятельно, кто-то обращается к услугам посредников: в Ульяновске есть образовательные курсы, на которых учат, каким образом организовать интернет-магазин.
Камиль Калимуллин:
- В городе есть агентства, которые разрабатывают «интернет-магазины под ключ», но весь мир приходит к сервисам, позволяющим буквально за тысячу рублей в месяц быстро и без особых изысков организовать интернет-магазин за один день. В целом же продажи через Интернет для многих ульяновских предпринимателей - новая история, в отличие от той же Москвы, где проникновение передовых информационных технологий куда глубже и, соответственно, интернет-магазинов очень много.
Светлана Маркова:
- Мы активно взаимодействуем с абонентами в соцсетях и видим, что довольно много ульяновских предпринимателей выбирают их как способ продвижения товаров и услуг. К примеру, салон красоты вместо сайта создает группу в соцсети. Выкладывают не только прайс-лист и стандартное описание услуг, но и фотографии работ, там же клиенты оставляют отзывы, задают вопросы. За счет вовлечения живой аудитории, комментариев и репостов группа с хорошим наглядным контентом быстро набирает участников, а участники конвертируются в устойчивый поток реальных клиентов. Такой салон уже не нуждается в затратах на дополнительную рекламу, а сама группа легко ищется внутри соцсети и внешними поисковиками.
Павел Макаров:
- Еще недавно у нас львиная доля клиентов приходила благодаря SEO-продвижению - купленным объявлениям в популярных поисковых системах. Полтора года назад этот инструмент практически перестал работать. Нам пришлось искать другие способы поиска клиентов, в том числе через соцсети. Так что у социальной интернет-коммерции вижу большое будущее.
Николай Фетюхин:
- Мы говорим сейчас о разных инструментах e-commerce. Онлайн-магазин - не просто сайт, это бизнес, который включает в себя достаточно обширную инфраструктуру. А она серьезно меняется. Например, у нас был клиент, который занимается доставкой еды по Подмосковью. Семь лет назад мы делали для него «продающий» сайт, и сто процентов клиентов к нему приходило именно оттуда -
с помощью поисковой оптимизации, контекстной рекламы. Сегодня у него 52% продаж - через мобильные приложения, ими пользуются постоянные заказчики: удобно, не нужно грузить сайт. Около 20% клиентов приходят через соцсети. Остальная доля - это сайт, обслуживающий в основном новых клиентов, которые находят оператора в поисковой системе.
Уверен, что мобайл будет и дальше увеличивать свою долю, постоянные пользователи начнут активнее пользоваться мобильными приложениями любимых сервисов и компаний, потому что это наиболее удобно.
«ДО»: Какие проблемы вы видите в сегменте web-коммерции?
Виталий Улыбин:
- На региональном рынке есть немало мелких предпринимателей, которые производят уникальную продукцию, что подтвердил форум «Сделано в Ульяновской области». Взять ту же индейку - местная продукция на порядок дешевле, чем в сетях, но кто об этом знает? А вот если бы фермер создал свой региональный интернет-магазин, где любой ульяновец мог заказать товар, то обороты производителя выросли бы, и он в своей сбытовой политике не зависел от одного крупного заказчика, как это часто бывает.
К сожалению, бизнес в провинции пока отличается интернет-безграмотностью. У многих мало того, что нет понимания, как это делать, но и нет соответствующих ресурсов, чтобы организовать свой интернет-магазин и продвигать его (в частности, с помощью поисковой оптимизации). Минимальный ценник SEO-продвижения начинается от 40 тысяч рублей, для мелкого бизнеса это много. Но нужно понимать, что это нужно, что в итоге предприниматель получит больше.
Камиль Калимуллин:
- Согласен, многие ульяновские предприниматели не занимаются простыми, понятными вещами, которые они делают в обычной рознице: нужно выложить товар, назначить цену, привлечь покупателя. Некоторые думают, что открыв виртуальную торговую точку, можно не заниматься рекламой, продвижением, трафиком. Можно, но результаты будут гораздо скромнее.
Валерий Шиперев:
- Наша компания предоставляет услуги доступа в Интернет, что способствует развитию e-commerce в том числе в селах, где даже нет сотовой связи. В качестве провайдера плотно работаем и с мелкими предпринимателями, в том числе сельскими. Их основная проблема - непонимание и неготовность инвестировать в инфраструктуру. Но ведь одно дело -
производство товара, другое дело - сбыт. А за этим стоит логистика, маркетинг, продвижение товара и все, что связано с размещением товаров в канале продаж.
Мелкие ульяновские производители как правило, кооперируются с крупными торговыми площадками, которые берут на себя создание каналов продаж и продвижение среди целевой аудитории.
Николай Фетюхин:
- В прошлом году интернет-торговля уперлась еще в один барьер: служба доставки. «Почта России» была перегружена заказами, как и другие логистические компании. По три месяца шли товары людям. Но надо отдать должное государству, которое сейчас активно реформирует главного логиста страны!
Валерий Шиперев:
- Еще один камень преткновения: цифровое неравенство. Был период, когда в состав государственной программы социального развития села входили мероприятия по созданию телекоммуникационной структуры. Наша компания также принимала в ней участие. К сожалению, в новую ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» такие мероприятия не вошли. И кто сейчас способен потянуть такой серьезный объем затрат в развитие сельской связи? Один оператор не в состоянии.
Да, частично эту проблему решает программа «Устранение цифрового неравенства», которая финансируется из федерального бюджета и подразумевает организацию публичных точек доступа к Интернет по технологии WiFi. Причем программа охватывает только населенные пункты с численностью населения от 300 до 500 человек. Но этого недостаточно.
Светлана Маркова:
- В мировой практике цифровое неравенство рассматривают в двух аспектах: технологическом и социальном. Причем наибольшим барьером для роста пользователей часто служит именно социальный. Суть в том, что, несмотря на всеобщую «цифровизацию», для определенного процента населения доступ в Интернет не является необходимостью, потому что их повседневный образ жизни этого не требует. Например, в сельской местности проникновение Интернета растет медленнее, чем в городах, даже при наличии технических возможностей. А это барьер - в том числе для e-commerce.
Дмитрий Старчиков:
- Где торговля, там и нарушения, и дистанционных каналов продаж это тоже касается. Порой ульяновцы покупают через интернет-магазин товар - а он некачественный. Вторая очень распространенная проблема заключается в том, что покупатель оплачивает товар дистанционно, но ничего не получает. Так чаще всего действуют мошенники, организующие фирмы-однодневки. Возникают проблемы и при покупке товаров с крупных международных сервисов,
бывает сложно идентифицировать продавца, порой непонятно, кто перед потребителем - физическое или юридическое лицо. А если юрлицо, то какая у него организационно-правовая форма, данные о контрагенте отсутствуют. Стоит отметить, что в сфере виртуальной торговли нарушения случаются пока реже, чем в стационарной. Но это связано с тем, что рынок недостаточно развит.
Камиль Калимуллин:
- Наша компания реально столкнулась с ситуацией, когда мошенники использовали наш сервис, например, для торговли семенами конопли, «левыми» смартфонами. Когда ими потом начинаются интересоваться правоохранительные органы - просто «сливаются». Поэтому обязательно перед покупкой в интернет-магазине посмотрите реквизиты на сайте ООО или ИП, которое вам продает товар (наличие этой информации обязательное условие), оплачивайте проверенным сервисам, смотрите на отзывы о данном интернет-магазине.
«ДО»: Каким вы видите дальнейшее развитие интернет-торговли в регионе?
Камиль Калимуллин:
- Все, что сейчас происходит в сфере, - это только начало. Эксперты прогнозируют: в ближайшее время динамика прироста интернет-торговли составит 30-40% в год. И никакие кризисные явления здесь не помеха.
Основные драйверы роста - проникновение Интернета, а также доступность сделок в Сети, плюс низкие цены, огромный ассортимент товаров. Наиболее мощно развивается китайское направление. В самом Китае интернет-торговля имеет долю в 5-6% от общего вала, США – 10%. То есть каждый десятый доллар в Америке тратится в Интернете. В России сейчас насыщение идет за счет регионов, в том числе Ульяновска.
Дмитрий Старчиков:
- Интернет-торговля будет развиваться семимильными шагами. По данным InSales.ru объемы продаж материальных товаров (статистика продаж цифрового сегмента, билетов и купонов при расчетах не учитывались) в прошлом году в России составили порядка 780 млрд руб-лей. Прогноз на 2016 год - триллион, а на 2017-й - 1,25 трлн рублей. Ульяновскому бизнесу нужно это учитывать.
Камиль Калимуллин:
- Сегодня происходит, по сути, четвертая индустриальная революция - интернет-революция. Меняются не только способы потребления, но и каналы. Телефония, например, становится настолько простой и доступной, что бизнесу уже не нужна большая АТС. Мы, например, за небольшие деньги имеем неограниченное число каналов связи с нашими клиентами.
Развиваются и предприниматели, и потребители. Интернет-образованность -
серьезный аспект, важно, чтобы новые технологии органично вписывались в жизнь людей, надо быть готовым к этому, так как новые технологии неизбежны.
Николай Фетюхин:
- Если глобально смотреть на развитие рынка e-commerce в России, то еще недавно основным драйвером роста здесь была западная продукция - одежда, гаджеты. Но в связи с курсовой разницей, которая произошла за последние полтора года, западная продукция стала неконкурентной по цене. Многие интернет-магазины снизили объемы продаж, мы работаем с крупнейшими производителями мебели, бытовой техники и электроники и видим, что обороты реально снизились. Но это никого практически не убило, просто заставило людей перестраиваться на отечественные продукты, искать российские аналоги.
Так, у крупного онлайн-магазина мебели раньше было до 90% объемов китайской продукции, сейчас этот показатель снизился до 50%, остальное -
продукция отечественная.
Так что импортозамещение распространяется и на web-торговлю и инфраструктурные вещи - логистику, платежные системы. И это, безусловно, полезно для экономики России.
Фото: А. Яковлев