€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Инвестиции как путь развития
Повышение инвестиционного потенциала региона объявлено губернатором Ульяновской области одной из стратегических задач. Как отражается на региональной экономике потепление инвестиционного климата?
В приоритете — потенциал
В 2005 году в экономику Ульяновской области было привлечено 12,9 млрд. рублей инвестиций — лишь на 2,2 процента больше, чем в 2004-м. Аналитики из Правительства области склонны объяснять это, прежде всего, пассивной инвестиционной политикой предыдущей региональной власти. Логично вести речь и о значительных политических рисках, связанных с губернаторскими выборами 2004 года. Какой дружащий с головой инвестор рискнет вкладывать деньги в регион, где власть вот-вот сменится?
Впрочем, последнее исследование рейтингового агентства «Эксперт РА» показывает, что акценты в соотношении инвестиционных рисков и потенциала в России несколько смещаются. По сравнению с серединой 1990-х годов инвесторы стали гораздо смелее.
— Адаптировавшись, по-видимому, к российской специфике инвестирования, они дружно стали ориентироваться в большей мере на инвестиционный потенциал, отодвинув риски на второй план, — отмечает, презентуя свое исследование, директор регионального направления «Эксперта РА» Григорий Марченко.
Напомним, что рейтинг инвестиционной привлекательности регионов состоит из двух частей — оценки возможностей региона и оценки рисков. Инвестиционные возможности включают в себя такие показатели, как развитие инфраструктуры, производственных мощностей, потребительский спрос и т.д. А под инвестиционными рисками, которые показывают вероятность потери инвестиций и дохода от них, понимаются политическая, социальная, экономическая стабильность, качество законодательства, криминальная обстановка в том или ином субъекте федерации. Ранг региона (место среди субъектов Российской Федерации) рассчитывается по сумме всех показателей.
Рейтинг агентства «Эксперт РА» ориентирован, в первую очередь, на прямых инвесторов, и экспертами при его составлении тоже являются представители потенциальных инвесторов.
Накануне принятия ульяновского закона «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области» (он вступил в силу в марте 2005 года) по рангу инвестиционного потенциала мы были 46-ми, по рангу риска — 56-ми.
Причем, если кривая инвестиционного риска в послед-ние годы вырисовывалась у нас резко отрицательной (с 20 места в 2000 году мы с каждым следующим годом опускались все ниже и ниже: 31 место, 40, 48, 56...), то потенциал менялся совсем незначительно (40 место в 2000 году, далее — 44, 46, 48, 46...).
Сорок шестые — по сути, середнячки. Из числа тех регионов, где риски умеренные, но потенциал пониженный. Переломить эту «усредненную» тенденцию решительно настроена нынешняя региональная власть.
Первые результаты
Справедливости ради нужно уточнить, что закон, регулирующий инвестиционную деятельность в Ульяновской области, разрабатывался еще администрацией Владимира Шаманова. Инвесторам законодательно был обещан целый ряд преференций — от льгот по налогу на имущество, на землю и на прибыль до снижения ставок арендной платы и режима максимального административного благоприятствования.
Механизм реализации этого документа разрабатывала новая исполнительная власть, а утвердил его в июне 2005 года губернатор Сергей Морозов. К тому времени при губернаторе уже работал общественный совет по инвестициям — коллегиальный орган, цель которого формулировалась следующим образом: «формирование областной государственной политики и обеспечение интенсивного и стабильного развития области за счет притока инвестиций».
Однако все нуждается в постоянном совершенствовании. Адаптацией закона об инвестиционной деятельности к современным реалиям занимается созданное в структуре Правительства области министерство инвестиций и внешних связей. Важная задача — увязать инвестиционное законодательство с земельным и налоговым.
Курс же на повышение инвестиционной привлекательности региона начал давать первые результаты в 2006 году. За десять месяцев текущего года в экономику региона привлечено 12,7 млрд. рублей инвестиций, что на 29,9% больше, чем за аналогичный период года 2005-го.
Значительный объем инвестиций по-прежнему направляется в объекты государственной и муниципальной собственности (47,4%), 27,2% денежных средств вкладывается в развитие и создание объектов частной собственности и 21,1% — смешанной формы собственности.
— Столь небольшая доля частных инвестиций объясняется тем, что многие организации, зарегистрированные как малые предприятия, элементарно не предоставляют отчетность по данному виду деятельности в органы статистики, поскольку это не является для них обязательным, — поясняет заместитель директора департамента инвестиций одноименного министерства Александр Смекалин. — При этом значительная часть инвестиционных проектов реализуется именно малыми предприятиями.
В текущем году реализовано десять инвестиционных проектов общим объемом порядка 2 млрд. рублей. Сформирован областной реестр наиболее крупных инвестиционных проектов. В него включены 87 проектов, которые находятся на разных стадиях реализации. По данным Правительства области, на ближайшие три года общий инвестиционный портфель региона составляет 50 млрд. рублей.
В результате реализации этих «взятых на заметку» проектов планируется создать 20 тысяч новых рабочих мест, выпустить товарной продукции на 23,7 млрд. рублей, перечислить свыше 2,7 млрд. рублей дополнительных налогов.
Кроме того, на уровне муниципалитетов приступили к реализации еще более 150 мелких проектов с общим объемом свыше 10 млрд. рублей.
Оптимизируется работа в федеральных целевых (ФЦП) и адресных инвестиционных программах. Если в 2004 году по линии этих программ Ульяновской области было выделено менее 800 млн. рублей федеральных средств, то в 2005 году — 1,3 млрд. рублей, в 2006 году будет привлечено более 3,6 млрд. рублей.
Принципиальное условие ФЦП — софинансирование. Традиционное соотношение такого тандема 50 на 50 или, в лучшем случае, 70 на 30. Однако сегодняшняя ситуация с самым знаменитым ульянов-ским долгостроем — мостовым переходом через Волгу — для Ульяновской области складывается более чем благоприятно. Долевое инвестирование в возведение этого проекта (уникального не только по своим техническим характеристикам, но и по затягиванию работ и былому безнаказанному «уводу» бюджетных средств) — 95 на 5. В 2006 году на строительство волж-ского моста из федерального бюджета поступил 1 млрд. рублей, еще 1,6 млрд.
обещаны в декабре. Столь серьезные федеральные инвестиции должны позволить довести-таки эту строительную эпопею до логического завершения. Называемый сегодня срок сдачи первого пускового комплекса — 2009 год.
Если это удастся осуществить, то какие бы инвестиционные проекты ни были реализованы в Ульяновской области, эпоха губернаторства Морозова будет ассоциироваться, в первую очередь, с завершением строительства второго мостового перехода через Волгу.
Реальные инвестиции
Инвестиционные средства федеральных целевых программ идут только в инфраструктурные проекты. Развитие новых производств, реализация новых бизнес-идей — это задача бизнеса.
В числе инвестиционных проектов, реализованных в Ульяновской области в 2006 году, — запуск производства высококачественных нетканых материалов на фабрике «Октябрь» в Барыше (объем инвестиций — 450 млн. рублей); строительство завода по производству продуктов питания и создание молочного комбината (агропромышленным союзом «АЛЕВ» вложено в проект порядка 300 млн. рублей); организация производства
полипропиленовых нитей, жаккардовых ковров и реорганизация производственной площади ОАО «Ковротекс» (объем инвестиций — 225 млн. рублей); строительство в Ульяновске десяти социально значимых магазинов компании «Пятерочка» (привлеченные инвестиции — 250 млн. рублей).
По данным на 1 ноября, инвестиции в проекты действующих предприятий оцениваются в общей сумме около 3,5 млрд. рублей. Эти проекты предполагают создание около 1600 новых рабочих мест.
На ноябрьской конференции «Инвестиции — путь развития Ульяновской области» заместитель председателя Правительства области Александр Пинков особо выделил два перспективных соглашения, подписанных между нашим регионом и цементными компаниями. «Евроцемент-групп» обязуется к концу 2007 года увеличить объемы производства на Ульяновском цементном заводе практически вдвое (показатель 2006 года — 1,3 млн. тонн). Компания «Мордовцемент» — провести техническое перевооружение Сенгилеевского цементного завода и довести объемы производства до 1 млн. тонн цемента в год, что в десятки раз больше, чем в настоящее время.
Однако зачастую жизнь вносит свои коррективы в, казалось бы, бесспорные планы. Так и не начав работать, оказалось ввергнутым в процедуру банкротства ООО «ННТ-Фарма». В этот перспективный проект было вложено свыше 800 млн. рублей, степень готовности к началу производства высокоэффективных лекарственных средств оценивалась в 92 процента. Согласно бизнес-плану, предстояло освоить мощности по производству медицинских инфузионных растворов до одного миллиона ПВХ-пакетов в месяц. Сегодня идет поиск нового инвестора — который, во-первых, вывел бы предприятие из процедуры банкротства (рассчитавшись с государством по накопленным налоговым долгам), а во-вторых, завершил подготовку
производства и запустил-таки проект. Цена вопроса — порядка 7 млн. долларов...
В числе основных точек роста экономики региона называлось создание межрегионального логистического центра на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный». В 2005 году этот проект презентовался и в Москве, и на Лондонском экономическом форуме. В нынешнем году федеральная пресса ведет речь о том, что межрегиональные логистические центры — прерогатива, прежде всего, москвичей. Сегодняшний вопрос вопросов — сохранит ли ульяновский аэропорт статус международного...
Увеличение объемов производства на ЗАО «Авиастар-СП» также значится в числе бизнес-приоритетов. Но невыполнение авиастроителями производственной программы по выпуску самолетов привело в четвертом квартале 2006 года к резкому падению индекса промышленного производства во всем регионе...
Не просто статистика
Так что же с сегодняшним ульяновским инвестиционным потенциалом? Отложим в сторону исследование агентства «Эксперт РА» и посмотрим на последние данные статистики.
Главный индикатор стабильности любого субъекта федерации — внутренний региональный продукт. В рейтинге Приволжского федерального округа по этому показателю в 2004 году Ульяновская область была последней (четырнадцатой), в 2005-м — десятой, по итогам первого полугодия 2006 года — восьмой. Если в 2004 году наш ВРП составил 68,1 млрд. рублей, то прогноз нынешнего года — 101,7 млрд. рублей. С учетом инфляции индекс роста ВРП по сравнению с 2004 годом составит 115%.
Интересен инвесторам и такой показатель, как рентабельность действующих предприятий. На сегодня по удельному весу убыточных юрлиц мы в ПФО лишь одиннадцатые (в убыточных числится 40% наших заводов и фабрик). А по столь серьезному показателю, как сальдированный финансовый результат деятельности предприятий, Ульяновская область остается двенадцатой. В 2006 году наши хозяйствующие субъекты заработали 2,1 млрд. рублей, а предприятия Татарстана — 67 млрд. Что называется, почувствуйте разницу.
Разница чувствуется и в уровне безработицы, и в уровне жизни в целом.
В современных условиях инвестиционная привлекательность региона в значительной степени определяется состоянием социальной сферы, качеством жизни населения и качеством самого населения — тем, насколько высок его платежеспособный спрос. Все это формирует условия, благоприятные для размещения многих производств.
Но вот закономерность: чем ниже в регионе официальный средний уровень заработной платы, тем интереснее этот регион для инвесторов. Дешевые квалифицированные кадры — одно из сегодняшних конкурентных преимуществ Ульяновской области.
При этом «кадровый вопрос» содержит в себе и фактор сдерживания.
— Мы уже сегодня чувствуем, что, когда реализуемый в Барыше такой крупный проект, как фабрика «Октябрь», заработает на полную мощность, мы не сможем больше завести в этот город крупных инвесторов, — замечает министр инвестиций и внешних связей Ульяновской области Дмитрий Рябов. — Потому что на новых предприятиях просто физически некому будет работать.
Кстати говоря, западные страны, по-настоящему озабоченные поддержкой инвесторов, всерьез вкладываются в профессиональное обучение. Скажем, в Америке практически половина финансовых средств государственных инвестиционных фондов идет на компенсацию инвесторам обучения кадров. Появляется подобная практика и в России. Правительство Ульяновской области планирует если не в 2007 году, то в 2008-м разработать совместную программу с вузами и ссузами и часть средств регионального инвестиционного фонда направить на обучение кадров.
Факторы сдерживания
В сентябре 2005 года в Ульяновской области был проведен Первый инвестиционный форум. Вот как сформулировал он условия, необходимые для привлечения инвестиций в регион:
- обеспечить открытость власти и прозрачность процедур;
- создать инфраструктуру для инвестора;
- готовить проекты и площадки для инвестиций;
- повышать квалификацию кадров;
- иметь стратегии и программы инвестиционного развития всех муниципальных образований региона.
Готовя сегодняшний номер к печати, мы опросили ульяновских предпринимателей и инвесторов, как они оценивают выполнение этих условий. В плюсе оказались открытость и стратегические программы. В минусе — отсутствие подготовленных инвестиционных предложений и площадок для инвесторов.
Как показывает практика, предоставление налоговых льгот является важным, но не решающим фактором в принятии инвестором окончательного решения. Основной вопрос, который его волнует, — это отсутствие административных барьеров и максимальное сокращение сроков прохождения документов через согласующие инстанции.
— Именно тот факт, что нам удалось построить систему, которая во многом решает эти вопросы, стал определяющим при размещении в нашем регионе таких проектов, как строительство завода стеклянной тары в поселке Красный Гуляй компанией «Клин-Стеклотара», строительство компанией «Сагмар» нефтеперерабатывающего завода в Чердаклинском районе, строительство завода по производству алюминиевых дисков, инициатором которого выступила компания «ЦветМетСервис», и многих других, — отмечает Александр Смекалин.
А еще для эффективного ведения инвестиционной деятельности не помешают развитая инфраструктура, современные коммуникационные системы, хорошие дороги, наконец. Здесь Ульяновской области, что называется, есть над чем поработать.
Сдерживающий фактор общероссийского уровня — часто меняющееся и противоречивое налоговое законодательство плюс возможность его неоднозначного толкования. Иностранные инвесторы называют одним из факторов сдерживания и заявительный порядок предоставления инвесторам налоговых льгот. В отличие от западных стран, в России инвестор не может автоматически исчислять сумму налога, подлежащую уплате, с учетом предоставляемых инвестиционным законодательством льгот.
Однако российские предприниматели, как и представители исполнительной власти, особой проблемы в этом не видят.
— Заявительная форма получения льгот утверждена Налоговым кодексом Российской Федерации, — говорит Дмитрий Рябов. — Мы не можем обязать всех инвесторов пользоваться льготами, так как не всегда инвестор заинтересован в них. Использование льгот связано с необходимостью предоставления дополнительной отчетности и активизацией деятельности контролирующих органов. А предоставление льгот на конкурсной
основе действительно имеет место, и я считаю, что это и есть стимулирующий фактор для инвестора, который может использовать регион.
В отдельно взятой Ульяновской области рост инвестиционного процесса сдерживает дефицит природного газа. Единственный газопровод давно исчерпал свою пропускную способность, и некоторые проекты, требующие большой энергетической «подпитки», уже пришлось отложить. Вопрос строительства нового газопровода так и не удается сдвинуть с мертвой точки. Но недавно совместно с ОАО «Газпром» утверждена программа реконструкции действующей газовой магистрали на 2007-2010 годы. В результате объем поставок природного газа в Ульянов-скую область будет увеличен минимум вдвое.
Однако вице-президент Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области» Александр Елюкин называет еще одну «газовую» проблему — федерального масштаба. Наряду с постоянным ростом тарифов на энергоресурсы производится скрытая форма резкого повышения цены природного газа через снижение лимитов на его реализацию по фиксированным ценам.
Фондовый потенциал
— Еще один минус — отсутствие инфраструктуры фондового рынка в регионе, — заявил на областной конференции «Инвестиции — путь развития Ульяновской области» Александр Елюкин. — В области есть ряд компаний, которые обладают необходимым потенциалом и ресурсами как для публичного размещения акций, так и для последующего роста капитализации. Совершенствование управления пакетами акций, находящихся в госсобственности, поддержка публичного размещения корпоративных ценных бумаг — вот несколько задач, решение которых повысит
инвестиционный потенциал нашего региона.
Логическим продолжением этих слов вице-президента регионального отделения РСПП стало выступление руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе РФ Сергея Кожевникова. Территориальный отдел по обеспечению деятельности Регионального отделения ФСФР в ЮВР открыт в Ульяновске в ноябре, заключено соглашение о сотрудничестве между региональным представительством ФСФР и Ульяновской областью. Намечен комплекс мер, который позволит ускорить развитие фондового рынка региона и обеспечит защиту законных прав и интересов инвесторов. А значит, есть основания рассчитывать, что этот инвестиционный ульяновский пробел будет закрыт.
Однако применительно к фондовому рынку уместно напомнить, что «неразборчивость» в инвестиционных связях чревата выводом из региона наиболее ликвидных активов, поглощением рентабельных конкурентов и как следствие — ухудшением экономической ситуации в целом. Механизмы акционерного законодательства успешно используются не только как вариант привлечения инвестиций, но и как способ передела собственности. Рассказ Сергея Кожевникова о технологиях рейдерских захватов предприниматели слушали очень внимательно.
Впрочем, опасность с акциями может поджидать где угодно. Недавний пример — ОАО «Ульяновский сахарный завод». Мало того, что преж-няя администрация области продала крупный пакет акций предприятия неизвестному покупателю, недавно регион лишился своей доли в этом акционерном обществе вполне законным способом. Акции Ульяновского сахарного завода «ушли» через исполнительное производство в счет взыскания задолженности областного бюджета за потребленный газ. Это серьезное предостережение всем и каждому: строя планы, не забывайте о насущном, серьезно относитесь к своим долговым обязательствам.
Муниципальная вертикаль
А что с инвестиционным потенциалом районов Ульяновской области? Вертикаль власти здесь действует жестко. Есть постановление губернатора, которое описывает, что должен делать глава муниципального образования в рамках инвестиционной деятельности. Он должен ездить на выставки, продвигать свой район; подбирать земельные участки под инвестиционные проекты; вести реестр проектов; сообщать, какое движение по каждому проекту произошло за месяц и что сделала власть района, чтобы этот проект реализовывался как можно быстрее. Существует ежемесячная и ежеквартальная система оценки.
«Кто нормально работает, у того есть результаты», — отмечают в Правительстве области. В передовиках — Чердаклин-ский, Мелекесский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Старомайнский, Тереньгульский, Вешкаймский районы. Есть и отстающие.
— Но тут важно понять: если для города Ульяновска реализация какого-то инвестиционного проекта, может, не очень и заметна, то если новый завод строится в селе, это кардинально меняет жизнь всего района, — говорит министр инвестиций и внешних связей. — Возьмите Сенгилеевский район, Красный Гуляй. Инвестор намерен двести человек отправить на стажировку в Москву, тридцать — в Чехию. Для жителей, которые живут в селе, это очень важно. А десятитысячная зарплата — это уже знаковый момент. И еще один показательный факт: в течение двух месяцев с начала строительства стекольного завода цены на жилье в Красном Гуляе подскочили почти на 20 процентов.
Жизнь после «свадьбы»
По большому счету, сегодня удачное время для инвестиций. Едва ли ульяновский АПК мог бы хвалиться столькими проектами, если бы не федеральная целевая программа развития агропромышленного комплекса страны. И давняя ульяновская боль, серьезный тормоз для развития экономики — ограниченность пропуск-ной способности газопровода — наверное, решалась бы сложнее, не заяви Газпром о своем «пятом нацпроекте» — газификации российских регионов.
Да и изобилие в сегодняшней России свободных денег, ищущих «точек приложения», — отнюдь не расхожая фраза. С инвестициями в стране действительно «потеплело». Однако инвестиционный климат в каждом российском регионе выстраивает сам регион.
Режим максимального благоприятствования всякому достойному инвестору — так была сформулирована суть инвестиционной стратегии Ульяновской области на первом областном инвестиционном форуме в сентябре 2005 года. И если в массе своей участниками форума были ульяновцы, то в ноябре 2006 года на конференции «Инвестиции — путь развития Ульяновской области» назывались реальные проекты, которые уже в работе, конкретные компании и фамилии конкретных инвесторов. А с трибуны выступали инвесторы, уже пришедшие в Ульяновскую область и ощутившие на себе потепление инвестиционного климата.
Директор Национального агентства прямых инвестиций Игорь Вдовин сравнил инвестиционный процесс со свадьбой. А дальнейшая жизнь может пойти по нескольким вариантам: одни расстаются через неделю; другие всю жизнь маются, но несут свой общий крест; третьи живут долго и счастливо, в мире и согласии. И вероятность этих вариантов зависит уже от совместных усилий — как инвестора, так и «принимающей стороны».
...А Второй инвестиционный форум Ульяновской области есть намерение провести за пределами региона, поближе к потенциальным инвесторам.
Мария Мишина
Как найти общий язык с инвестором
На вопросы «Делового обозрения» отвечает министр инвестиций и внешних связей Ульяновской области Дмитрий Рябов.
— В настоящее время у нас в работе порядка 80 новых инвестиционных проектов и предложений. Привлечение инвестиций — процесс непростой и длительный.
На то, чтобы найти инвестора, заинтересовать, создать условия для его вхождения в регион, провести всю подготовительную работу, а затем, к примеру, построить завод и вывести его на проектную мощность, требуется минимум три года.
Так как министерство начало свою активную деятельность только в 2006 году (в 2005-м велась серьезная подготовительная работа), то достижение достойных внимания показателей для экономики региона мы ожидаем с 2008 года. Но несколько крупных проектов, которые нам удалось привлечь в регион, так сказать «первые ласточки», дадут серьезный результат уже в будущем году.
Если же говорить об общем объеме инвестиций, то за десять месяцев 2006 года в экономику области привлечено 12,7 млрд. рублей. Это почти на 30
процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года — это второй показатель по Приволжскому федеральному округу.
— Кого вы относите к «первым ласточкам»?
— Конечно, завод тарного стекла в селе Красный Гуляй Сенгилеевского района. Инвестором выступает компания «Клин-Стеклотара». Мы вышли на него после презентации Ульяновской области в посольстве Чехии. Инвестору был предложен ряд площадок, оказано оперативное содействие в решении всех юридических вопросов, и в настоящее время уже начато строительство.
Есть твердая уверенность в том, что в середине 2007 года завод будет запущен. По срокам реализации проекта этот пример просто уникальный.
Второй проект — создание производства металлоконструкций в Ульяновске. Инвестор — самарская компания «Электрощит», владелец завода по производству стеновых панелей. Компания приобрела корпус площадью порядка 12 тыс. кв. метров на территории завода имени Володарского, очищает площадку, закупает импортное оборудование. Планируемый годовой оборот — порядка 1 млрд. рублей. Для Ульяновской области предприятия с миллиардным оборотом — это штучный товар. На сегодняшний день их у нас всего семь. Появление еще двух предприятий такого уровня — очень серьезный вклад в экономику региона.
— А что с инвестиционной деятельностью уже действующих предприятий?
— По статистике, 60 процентов инвестиций делаются компаниями, которые уже находятся в регионе. Это мировая практика. Поэтому, конечно же, в реализации инвестиционных проектов мы, в первую очередь, пытаемся опираться на те предприятия, которые есть в области. Яркий пример — проект «ISUZU», который реализован на Ульяновском автомобильном заводе. Стратегически мыслящее руководство УАЗа загружает свободные площади такими перспективными инвестиционными проектами.
Серьезный инвестор у Ульяновского ликероводочного завода — московская компания «Кристалл». В свое время Правительство области оказало ему необходимую поддержку, в итоге объемы производства выросли в 14 раз. Предприятие работает с полной загрузкой, продукция продается даже в элитных московских ресторанах. Кроме того, инвестором были приобретены и восстановлены три спиртзавода. В результате регион получил действующее предприятие, а значит, рабочие места и налоги.
Не могу не упомянуть компанию «Алев», которая подняла буквально из руин третий городской молочный завод в Ульяновске.
Еще один пример, тоже относящийся к молочной промышленности, — у завода на улице Можайского появился новый собственник — компания «Молвест», которая входит в пятерку крупнейших молочных компаний в России.
Ярчайший пример — Ульяновский патронный завод, который выведен из процедуры банкротства. Его владельцем стал Тульский патронный завод. В 2006 году выходят на 1 млрд. рублей товарной продукции. Если до этого предприятие сокращало штаты, то теперь оно ведет активный набор персонала.
Но мы, конечно же, заинтересованы в привлечении в регион новых инвесторов, поскольку реализация проекта с нуля, как это модно теперь говорить, «грин-филд», имеет наибольший эффект для экономики. Это связано с тем, что уже на первоначальном этапе загружены местные подрядчики, проектные институты, соответственно, сразу же в бюджет начинают поступать дополнительные налоговые отчисления.
— Конкуренция за привлечение инвесторов между регионами сегодня огромная. Как здесь опередить конкурентов?
— Это зависит от очень многих факторов. От привлекательности законодательства, от позиции властей, отсутствия административных барьеров, наличия инженерной инфраструктуры, сформированных земельных участков, от активности региона в продвижении своего бренда.
Очень показательный пример — Краснодарский край. На форуме в Каннах регион направил делегацию из 200 человек, куда вошли представители всех краевых муниципальных образований. Была представлена очень яркая культурная программа, организована огромная выставка. Они проехали уже и Сингапур, и Канны, и Берлин, и Лондон — и везде такие масштабы. Только на организацию выставок и презентаций регион тратит 10 млн. долларов в год.
Что касается нас, то мы не потратили ни копейки бюджетных средства на выставочно-ярмарочную деятельность. Презентации потенциала Ульяновской области проводятся за счет предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций, выходе на новые рынки и, соответственно, реализации своей продукции.
Но уже в 2007 году часть средств инвестиционного фонда мы планируем потратить на выставочно-ярмарочную деятельность. Потому что без грамотного и правильного продвижения региона мы никогда не будем привлекательными для крупных иностранных компаний.
— Как вы оцениваете сегодняшний уровень инвестиционной привлекательности Ульяновской области?
— Я думаю, на оценку «хорошо» его уже можно оценивать. Главное, что нам удалось сделать, — это уйти от имиджа депрессивного региона. Теперь надо идти дальше, развиваться, предлагать конкретный инвестиционный продукт. Если мы сможем выполнить все те
мероприятия, что запланировали на ближайшие полгода, возможно, будем оценивать инвестиционный потенциал области на «отлично».
— Что это за мероприятия?
— До конца года мы должны сделать более привлекательным наше инвестиционное законодательство. Принимается новая схема выделения земельных участков для реализации инвестиционных проектов. К сожалению, в настоящий момент при выделении земельных участков эффективность и целесообразность проекта практически не учитывается. Мы считаем это недопустимым пробелом. В целях его ликвидации необходимо создать систему, позволяющую добросовестному инвестору избежать проблем с оформлением всех необходимых документов. Планируется внедрить принцип «единого окна». В этом случае инвестору необходимо направить сформированный пакет документов в ответственный орган власти и через определенный промежуток времени получить готовое решение. А мы и наши коллеги из областного Правительства с помощью органов местного самоуправления и федеральных структур через 139 дней (мы это строго фиксируем!) обеспечим оформление всех необходимых документов. Однако эта система должна применяться исключительно для проектов, получивших одобрение совета по инвестициям.
— Что еще в инвестиционном законодательстве области будет откорректировано?
— В первую очередь, как я уже говорил, мы планируем увязать процесс выделения земельных участков с оценкой инвестиционных проектов.
Также необходимо завершить формирование залогового и инвестиционного фондов с целью оказания государственной поддержки инвестиционным проектам.
И, наконец, завершить формирование налогового законодательства в части предоставления инвесторам льгот.
— Насколько эффективна, на ваш взгляд, работа областного совета по инвестициям?
— Максимально эффективна. Я вообще не знаю, как раньше могла строиться работа без такого органа. Если проект не выносится на публичное обсуждение, если неизвестно, по каким критериям он оценивается, как реализуется, если о нем не знает общество — появляются слухи, домыслы. Это абсолютно неверно.
Есть определенные правила игры. Они открыты и одинаковы для всех — для местного инвестора, иностранного, для любой российской компании. И все решения совета публичны.
— А что в работе совета все-таки не устраивает?
— Не устраивало, что совет являлся рекомендательным органом. Инвестор защищал на совете проект. Члены совета либо одобряли проект, либо высказывали замечания, после чего инициатор проекта подавал заявку в органы местного самоуправления. Причем решение пос-ледних могло быть любым, вне зависимости от мнения членов совета.
Сейчас решения областного совета по инвестициям становятся обязательными для исполнения. Новый порядок будет установлен на уровне регионального закона. Члены совета, осознав, что одобренный ими проект получает реальную административную поддержку, начали более пристрастно рассматривать вносимые №3» агропромышленным союзом «Алев», «Создание агропромышленного предприятия в Тереньгульском районе» казахской компанией «Иволга-Холдинг» и многие другие.
Такого крупного инвестора, как «РуснРус Агро», нам рекомендовали из федерального центра, благодаря налаженным отношениям с Министерством сельского хозяйства РФ. Мы нашли общий язык, инвестор в течение недели переправил в Ульяновскую область сельскохозяйственную технику и, не дожидаясь официального оформления документов, начал обрабатывать землю. Сегодня он разместил на территории региона 350 млн. рублей, подписаны соглашения с четырьмя районами — Новомалыклинским, Чердаклинским, Мелекесским, Старомайнским. В течение двух лет «РуснРус Агро» инвестирует в наш регион порядка 2 млрд. рублей. Это огромные деньги.
Сложно определить, где наша заслуга, а где нет. Основная задача власти — создать условия для реализации инвестиционных проектов. И неважно, местный это инвестор или иногородний, россий-ский или иностранный.
Людмила Алексеева