Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Инвестиции в регионах: конкуренция по компетенциям

Насколько инвестиционная деятельность поддается стандартизации? Об этом рассказывает руководитель Отдела специальных проектов Департамента по развитию партнерской сети Агентства стратегических инициатив ВЕРА АДАЕВА.

Одной из главных тем ульяновской конференции «Требования инвесторов - действия власти» стало обсуждение Стандартов инвестиционной деятельности, разработанных  «Деловой Россией» совместно с регионами-лидерами в сфере инвестиций.

Как идет внедрение Стандарта и насколько инвестиционная деятельность поддается стандартизации?  Об этом «ДО» побеседовало в кулуарах конференции с руководителем Отдела специальных проектов Департамента по развитию партнерской сети Агентства стратегических инициатив  ВЕРОЙ АДАЕВОЙ.

- Можно ли инвестиционную деятельность - непростую, творческую, индивидуальную - унифицировать, задав единый стандарт?

- Стандарт – это необходимый минимум, который должен быть в любом регионе. То есть, когда инвестор заходит в регион, он понимает, что этот обязательный минимум получит. Но принятие Стандарта не ограничивает регионы в дальнейшем развитии. Для некоторых регионов Стандарт становится не способом достижения некоего минимума (потому что этот минимум у них уже есть), а способом переосмысления действия всех институтов, для которых этот минимум существует.

Мы должны перейти от конкуренции по налоговым ставкам к конкуренции по компетенциям регионов. Это первое. Второе: Стандарт - это не ЧТО должно быть сделано, а КАК должно быть сделано. Корпорации развития есть в 63 субъектах Российской Федерации. Но результативных мы знаем не более десятка. И то, как они работают, должно стать образцом, примером. Это будет стимулировать передовые регионы двигаться, а у тех, которые отстают, появляется эффект догоняющего.

- Какие коррективы претерпел Стандарт после его апробации в регионах?

- В мае принята новая редакция Стандарта. Основные изменения коснулись внутренней структуры документа: Стандарт стал более структурированным с точки зрения клиентского, маркетингового подхода. Первый аспект - видение регионом своей инвестиционной политики, второй - что регион может дать инвесторам, третий - что регион гарантирует. В этой логике мы выстроили сам Стандарт. Это первое изменение.

Второе изменение коснулось инвестиционной стратегии. Абсолютно все экспертные группы, которые действуют в регионах, сказали, что ключевая проблема лежит не только в плоскости региона, но и в плоскости муниципалитетов. Нужны действия, направленные на синхронизацию деятельности муниципалитетов и региональных органов власти. То, что принято на уровне региона, должно быть принято и на муниципальном уровне - поскольку по Конституции местное самоуправление у нас независимо. Поэтому мы предусмотрели Положение об инвестиционной стратегии: инвестиционная стратегия региона включает также элементы развития муниципалитетов. Когда все действуют в одной общей логике, ориентированность на предпринимателя возрастает.

- Шестью пилотными регионами, на которых апробировались и оттачивались Стандарты, стали лидеры инвестиционной деятельности:Татарстан, Пермский край, Калужская, Ульяновская, Свердловская, Липецкая области. Что изменилось по прошествии года?

- Присоединиться к пулу «пилотов» захотели еще более 10 регионов.  Пять из них мы смогли включить в работу. Сейчас по решению наблюдательного совета у нас 11 пилотных регионов, где проходит апробация Стандартов. В семи регионах подписаны дорожные карты: это шесть первых пилотных и Астрахань. Сейчас мы планируем подписание дорожных карт еще в нескольких субъектах.

Планы таковы: по шести регионам дорожные карты должны оканчиваться точкой 31 декабря 2012 года. Здесь должны быть внедрены все 15 пунктов стандарта. Что касается других регионов, то Стандарт должен быть внедрен в течение года с начала работы.

- Если количество  желающих воспользоваться помощью Агентства стратегических инициатив  будет разрастаться до бесконечности, вы готовы включиться  в такую работу?

- Мы думаем о системе масштабирования. Агентство физически не сможет охватить все 83 субъекта. И это при том, что задача такая есть: она поставлена в послании Президента страны Федеральному Собранию и затем была озвучена на наблюдательном совете агентства.

Но нужно понимать, что внедрение «руками» - это не выход из ситуации, поэтому мы сейчас думаем об организационной модели внедрения стандарта. А за АСИ  сохранится роль коммуникатора и структуры, которая отвечает за бизнес-составляющую, за оценку внедрения стандарта.

То есть, работу, которую мы проводим сейчас с экспертными группами, мы за собой с большой вероятностью оставим. А организационное техническое взаимодействие с органами исполнительной  власти субъектов, скорее всего, - вполне логично - должно лечь в компетенцию какого-то федерального органа исполнительной власти.

- В формате внедрения Стандарта в регионах создаются не только экспертные группы, но и региональные офисы Агентства стратегических инициатив. В каких регионах планируется открытие представительств АСИ?

-  Сейчас идет подготовка к открытию представительств Агентства в Республике Татарстан и Свердловской области. Следующим шагом станет открытие офиса в Ульяновской области.

- Региональный бизнес порой ревностно относится к инвесторам, приходящим из других регионов и стран. К работе в экспертных советах вы привлекаете только внешних инвесторов или мнение регионального бизнеса тоже важно?

- В работе экспертных групп работают и местные предприниматели, и те, кто пришел в регион как стратегический инвестор. Нужно понимать, что задача по внедрению стандарта - это не просто повышение инвестиционной привлекательности региона, но создание комфортных условий ведения бизнеса на конкретной территории. Обе эти цели друг с другом коррелируют. Потому что ровно в тот момент, когда заканчивается внедрение инвестиционного проекта – инвестор становится местным предпринимателем.

Беседовала Людмила Ильина

Справка «ДО»:  

Агентство стратегических инициатив, созданное в 2011 году по инициативе Владимира Путина,  занимается разработкой и внедрением «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе». Стандарт призван кардинальным образом улучшить инвестиционную привлекательность регионов и распространить в них наиболее успешные практики по построению отношений между инвесторами и местными властями.

Стандарт включает 15 обязательных пунктов:

- наличие инвестиционной стратегии

- принятие инвестиционной декларации

- утверждение плана строительства инфраструктуры

- принятие закона о защите инвесторов

- принятие регламента для оценки ОРВ

- наличие совета по улучшению инвестиционного климата

- наличие специализированной организации по привлечению инвестиций

- наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных объектов

- наличие механизмов подготовки кадров, востребованных инвесторами

- наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности чиновников

- создание коллегиального совещательного органа при РЭК

- наличие канала прямой связи инвесторов с руководством региона

- наличие двуязычного сайта об инвестиционной деятельности

- ежегодное послание главы региона о достижениях и инвестиционных планах

- наличие единого регламента сопровождения по принципу «единого окна».

10711

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: