Источник успеха
Ирина Алексеевна Яковлева родилась в городе Ангарске Иркутской области.
Образование – высшее экономическое.
С 1991 года работает в Группе Компаний «Волга-Днепр».
В 2005 году назначена руководителем проекта «Общеобразовательная авторская школа «Источник».
- Ирина Алексеевна, шесть лет назад в Ульяновске появилась первая частная школа «Источник». Чем руководствовалась авиакомпания «Волга-Днепр», взявшись за реализацию столь сложного социального проекта?
- Создание школы «Источник» родилось из стратегии развития компании и является частью ее корпоративной культуры и социальной направленности «бизнеса с человеческим лицом». В миссии компании прописаны профессионализм и важность преемственности поколений при формировании кадрового потенциала. Порядка половины учеников нашей школы – дети сотрудников авиакомпании «Волга-Днепр». Мы тесно связаны с нашим учредителем и в процессе обучения.
- Мы встречаемся с вами накануне Дня защиты детей. Каким, на ваш взгляд, должно быть детство у современных мальчишек и девчонок?
- Прежде всего, детство должно быть спокойным. Ненормальна современная тенденция оценивать человека по результатам контрольных и брендовой одежде, предпочитать виртуальное общение и быструю еду. Кроме того, детство не должно быть перегруженным занятиями и заданиями. Зачастую дети вынуждены воплощать нереализованные мечты родителей и амбиции учителей. Дети считают, что должны быть умнее, быстрее и лучше. Очень мало детей наделены верой в себя и учатся естественным образом.
Обучение не должно иметь ничего общего со сбором знаний, это результат исследования, движимого любопытством. Сбор информации – не самоцель, а полезный сопутствующий процесс, и собранные сведения используются как инструмент для дальнейшего исследования. Двумя словами – детство должно быть, а наша задача – помочь ребенку раскрыть его собственный потенциал.
- В прошлом году «Источник» отпраздновал первый юбилей – пятилетие со дня основания. Расскажите об этапах большого пути.
- Прошлый год стал для нас годом подведения итогов, школа вышла на новый виток, были открыты новые направления. А первым этапом проекта было создание загородной начальной школы. Спустя четыре года школа получила лицензию на следующую ступень образования. И сейчас мы на пороге очередного этапа – открытия новой школы. Подводя итоги, можно отметить, что школа стала устойчивой. Теоретические принципы, инновационные технологии, такие непривычные пять лет назад, сегодня стали повседневной жизнью и традициями. Школа состоялась. Нам доверяют.
- Где будет расположена новая школа?
- В настоящее время мы заканчиваем строительство. Это большое специально спроектированное для нашей школы здание в районе Нового города. Место для строительства мы выбрали еще пять лет назад, когда осознали, что для реализации наших идей необходимо создать условия для полного цикла обучения. Приоритетами при выборе месторасположения были близость к городу и экологичность среды. В результате наша новая школа вновь оказалась в лесном массиве. В августе мы открываем двери для ребят с нулевого по 11 класс.
- Кто вас поддерживал в проекте «Источник»?
- Изначально шесть лет назад, когда было принято решение о создании проекта корпоративной школы «Источник», мы предполагали его реализацию в тесном сотрудничестве с УлГУ. Поэтому школу возглавила кандидат психологических наук, заместитель декана факультета гуманитарных наук и социальных технологий Галина Евгеньевна Пазекова. Под ее научным руководством была разработана концепция школы, которая успешно реализуется, обеспечивая союз науки и практики. Большинство учителей, преподающих в среднем звене – преподаватели-ученые УлГУ, благодаря их профессионализму качество преподавания достаточно высокое и подтверждено независимыми экспертами и результатами всероссийских образовательных конкурсов.
- Ключевая фигура учебно-воспитательного процесса в «Источнике» – педагог. Какой он?
- В наше время работать учителем непросто. Надо иметь смелость, чтобы вместе с ребенком изучать современные технологии и научные достижения. Сотрудничать, не доминировать, быть интересным и развиваться вместе. Я могу сказать уверенно, что наш учитель такой. Это результат совместной планомерной работы внутренней Школы Эффективного Учителя. Вначале было тяжело, катастрофически не хватало времени, теперь мы уже не можем по-другому. Потребность двигаться вперед и совершенствоваться присуща всему педагогическому составу. Я горжусь нашими педагогами. Их отличают неравнодушие, высокая психолого-педагогическая и предметно-методическая грамотность.
- В чем, на ваш взгляд, главные отличия частной школы от государственной?
- Школа любого статуса в первую очередь обязана решать задачу, ради которой она создавалась, – учить детей. Есть федеральный стандарт, и мы обязаны его выполнять. Вместе с тем, мы понимаем, что стандарт минимален, и авторская школа имеет право давать и дает больше. Свободы у частного образовательного учреждения больше, однако и ответственности – тоже. Позиция «Источника» – дать качественное классическое образование, соединив его с системой дополнительного образования в едином пространстве школы.
Еще одно отличие частного образования от государственного заключается в том, что источник успеха частной школы – в ориентации руководства на единство педагогического и экономического результата. Для нас характерна четкая постановка целей – как индивидуально по каждому ребенку, так и для школы в целом. Мотив к достижению этих целей становится движущей силой развития школы.
- В чем, как вы считаете, заключается главный секрет успеха «Источника»?
- Основной принцип, который мы закладывали при организации «Источника», – это принцип ресурсосбережения, который отражен в оригинальной структуре и учебного года, и учебного процесса. Ребята учатся пять недель, шестая неделя – творческие каникулы, на которых ведется работа по индивидуальным развивающим программам – отработка материала с отстающими и обогащение с опережающими учениками. В это же время проводятся экскурсии и проектная деятельность. В результате у нас нет традиционных в системе образования спадов учебной деятельности.
Низкий уровень заболеваемости и повышенная мотивация к обучению – следствие тщательно рассчитанных нагрузок в течение дня, смены видов деятельности и мониторинга утомляемости. Понимаете, очень легко нагрузить ребенка и отбить у него всякую охоту к обучению. В нашей школе все наоборот, дополнительные задания даются не отстающим, а успевающим ребятам, активно развиваем те виды деятельности, в которых ребенок одарен. Домашние задания ребята в основном делают в школе, что позволяет не только получить квалифицированную помощь педагога, но и освободить время для живого общения с родителями.
- Вы отметили «низкий уровень заболеваемости», значит ли это, что у вас не бывает эпидемий?
- Можно сказать и так, за все время работы школы мы ни разу не закрывались на карантин по гриппу. На мой взгляд, это следствие малой наполняемости классов, прогулок, сбалансированного питания, и, конечно же, отсутствия переутомления. Однако дети, как и везде, болеют. В прошлом году мы дружно переболели ветрянкой, не обошла эта участь и некоторых учителей. Зеленый цвет волос сразу вошел в моду, и некоторые модницы намеренно старались его не смывать.
- Является ли частное платное образование синонимом элитарности ученического состава школы?
- Да, но мы говорим не о детях современной элиты, а о будущей элите. В школе своя особая атмосфера, свой дух, своя элитарность. Эти дети, как и выпускники Итона, в будущем не потеряют связи, будут поддерживать друг друга, образуют свою касту.
А сейчас это просто дети из семей неравнодушных родителей, среди которых есть учителя, летчики, врачи, офисные служащие, руководители, часто бывает, что обучение финансируют бабушки и дедушки. Один из наших проектов предполагает набор в школу одаренных детей из региона. Будем искать Ломоносовых, опять же будущую элиту.
- Как вы осуществляете набор детей в школу?
- Наша школа открыта для всех, мы детей не селектируем, не отбираем лучших. Единственное требование при приеме в нулевой и первый классы – сохранность интеллекта. В последующие классы идет тестирование по программе и психологическое тестирование. Здесь мы иногда отказываем в приеме, не всегда ребенок способен адаптироваться к нашему режиму и программе обучения.
В целом наша позиция такова: каждый ребенок – уникален, изначально талантлив, важно обеспечить условия и создать образовательную среду для реализации его потребностей и возможностей.
- Частная школа – это закрытая система?
- Наша – нет. Мы регулярно проводим Дни открытых дверей, активно участвуем во всероссийских олимпиадах для школьников – «Русский Медвежонок», «Кенгуру», «Британский бульдог», интеллектуальном марафоне учеников-занковцев, в «Гагаринском турнире» по каратэ. В этом году наш педагог впервые выступал в качестве конкурсанта на всероссийском конкурсе «Воспитать человека».
Школа, как и человек, является живой системой, которая должна развиваться и быть открытой. Мы с удовольствием делимся с коллегами из других школ образовательными технологиями, наработками, организуем круглые столы, конференции. И видим, что принцип – «чем больше отдаешь, тем больше получаешь» – действует.
- Какой коварный вопрос чаще всего задают вам родители?
- Родители подчас боятся, что, выходя из стен школы, дети будут социально не адаптированы к обычной жизни, что мы создаем тепличные условия. Но вообще-то это нормальные человеческие условия, которых достоин каждый. И потом, опыт показывает, что ребенок в такой среде становится психологически устойчивым, благодаря высокой культуре он легко адаптируется в любых условиях, корректно ведет себя с людьми, в том числе со сверстниками, находит нестандартный выход из любых ситуаций. Чтобы ребенок мог выжить в любых условиях, необходимо дать ему уверенность в собственных силах. История доказала, что культурный человек всегда выживаем, он обладает богатым внутренним миром.
- В вашей школе большое внимание придается не только экологии души…
- Экология внешнего пространства – важный компонент школы. В хорошую погоду мы выносим часть занятий на свежий воздух: математика – на асфальте, окружающий мир – в лесу, литература – в яблоневом саду.
Экология среды, экология взаимоотношений лежат и в основе оздоровительного отдыха на «Летних дачах». Каждая смена – тематическая и имеет свои традиции, атрибутику и, конечно же, легенду. Секрет успеха в оригинальных орлятских технологиях.
Экология личности – и в новом летнем проекте для подростков, для него мы уже разбили палатку на территории школы, разработали молодежную программу.
- По профессии вы экономист, почему же работаете в образовании?
- Это очень благодарное поле деятельности. Я получаю большое удовлетворение от работы в школе, прежде всего, потому, что вижу результаты своей работы. Чувствуешь себя немножко волшебником: меняешь технологию, расставляешь акценты, добавляешь щепотку любви, горсточку здравого смысла – и задачи решаются. Я не совсем понимаю, почему говорят об отложенных дивидендах от вложения в образование. Не стоит ждать, когда ребенок вырастет, сделает карьеру и обеспечит старость родителям. Наши ученики уже сегодня любопытные почемучки и прекрасные собеседники, начинающие футболисты, вокалисты, гитаристы, шахматисты. С ними очень интересно, они перспективны.
- Вы настояли на изменении формата обложки нашего журнала, изменяете систему школы. Судя по всему, вам не впервой ломать стереотипы. Почему?
- Потому что изменилось время. Школа – длинный отрезок жизни человека, когда он учится, когда его наполняют не только знаниями, но и определенными социальными установками. Как правило, учебный процесс организован как процесс передачи знаний, в то время как масса новых человеческих качеств, востребованных сегодня, в осознанной форме не транслируется. Сегодня необходимо развивать целый блок социальных качеств: лидерство, умение структурировать свое время, работать в команде, выстраивать межличностные коммуникации.
В моем проекте акцент сделан на максимальном развитии кругозора и множественного интеллекта, ученику дается возможность попробовать себя в различных областях, раскрыть свой творческий потенциал. Задача школы – научить ребенка учиться, учиться с радостью, со смыслом; научить использовать полученные знания в жизни, научить самостоятельно добывать и систематизировать необходимые знания и быть активным «менеджером» своего будущего.
Татьяна Задорожняя