Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Источник жизни в упаковке

В периоды стабильной экономики производство и доставка бутилированной воды набирает обороты. Как и в любом другом сегменте, здесь есть свои лидеры - но достаточно свободные ниши все же остаются.

 

В периоды стабильной экономики производство и доставка бутилированной воды набирает обороты. Как и в любом другом сегменте, здесь есть свои лидеры - но достаточно свободные ниши все же остаются.

Спады и подъемы

Рынок бутилированной воды объединяет два направления - питьевую воду и минеральную. Первую отличает пониженное содержание солей. Предприятия, реализующие ее в бутилированном виде, добывают свой продукт из подземных источников (артезианских скважин, родников и пр.), соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям (качество продукции производителей питьевой воды проходит проверку в ходе сертификаций и независимых лабораторных исследований), очищают его от песка и камней, упаковывают и доводят до потребителя. Минеральная же вода содержит растворенные соли в большей концентрации. Добычи минеральной воды, как таковой, нет: она выходит на поверхность земли под действием пластового давления, поэтому ее сбор сохраняет естественный химический состав, который часто обладает лечебным действием.

До наступления финансово-экономического кризиса 2008-2010 специалисты отмечали ежегодный 15-16%-ный рост производства бутилированной воды. По информации DISCOVERY Research Group, в 2001 году объем этого рынка составил 1,7 млрд. литров, а в 2008-м уже 3,3 млрд. Однако в 2009 году продажи бутилированной воды упали на 10%, и в последующие один-два года производство замедлило темпы. Так, в 2011-м производство негазированной минеральной воды в России сократилось на 2,6%, производство газированной минеральной воды - на 2,5%, производство сладких «газировок» - на 6,1%. (Впрочем, последнюю тенденцию связывают не только с экономическими процессами, но и социальными: в России растет число потребителей, ориентирующихся на здоровые напитки, а, следовательно, продажи воды с ароматизаторами и синтетическими добавками падают).

В посткризисный период региональные производители питьевой и минеральной воды, занимающие 75% этого рынка в России, снова отмечают рост своего сегмента. Высоким спросом пользуется питьевая вода в 19- и пятилитровых емкостях. В одной из компаний, реализующих питьевую воду в 19-литровой таре в Ульяновске, отмечают:

- В 2012 и 2013 годах мы наблюдаем рост спроса на нашу продукцию - как со стороны организаций, так и со стороны частных лиц. Люди стремятся вести здоровый образ жизни, а воде из-под кранов «доверять» сложно, - скорее всего, именно этим можно объяснить тенденцию увеличения спроса на бутилированную воду.

Где свободные ниши

Рынок бутилированной минеральной воды можно считать устоявшимся. Он концентрируется вокруг разведанных месторождений минеральных вод почти во всех округах России. «Липецкая», «Солуки», «Боржоми», «Назран», «Ессентуки», «Обуховская» - далеко не полный список широко известных марок минеральной воды. У ульяновской «Волжанки» свое место в этом ряду: как утверждают на Ундоровском заводе, «Волжанка» не имеет аналогов в России. Согласно данным гидрохимических исследований Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии, эта минеральная вода относится к сульфатно-гидрокарбонатным магниево-кальциевым слабоминерализованным водам с высоким содержанием органических веществ. До начала 60-х, пока это месторождение не было разведано, единственной водой такого типа в Советском Союзе считалась украинская «Нафтуся» курорта Трускавец. «Волжанку» используют в лечебных и профилактических целях в санаториях имени В. И. Ленина, «Дубки», областном реабилитационном центре ветеранов войны им. Е. М. Чучкалова, доме отдыха «Серебряный источник» и др.

По оценкам аналитического агентства Дискавери, среди производителей минеральной и питьевой воды России Ундоровский завод занимает пятое место из 300. Среди предприятий ПФО по объемам производства «Волжанка» первая.

В Ульяновской области помимо Ундоровского месторождения минеральной воды разведано еще два, в Новоспасском районе. Это «Банкет» и Репьевское. К слову, вода из последнего под маркой «Бестужевская», хоть и добывается в Ульяновской области, является продуктом самарской компании.

Рынок питьевой воды, в отличие от рынка минеральной, более подвижен. Сегмент HOD (home and office delivery - доставка питьевой воды в дома и офисы) достаточно новый для России, но его потенциал огромен, считают эксперты. Прогнозы его роста варьируются в пределах 20-25% ежегодно, причем наиболее высокими темпами будут расти объемы продаж пятилитровых бутылей, считает Newchemistry.Ru. В первую очередь это касается столицы и городов-миллионников, уточняют эксперты.

Однако и в Ульяновске уже говорят высокой конкурентности рынка питьевой воды. По данным 2ГИС, ее продажей в городе занимаются 15 организаций, представляющих бренды «Богдашкинская», «Кристальная», «Лесная долина», «Сестрица» и др. Ставка делается на качество: чем меньше нареканий со стороны клиентов, тем лучше идут продажи. В компаниях отмечают: клиент стал более разборчивым в вопросах добычи воды и оснащения производства. Цене отводится третье, а то и четвертое место: все больше внимания уделяется качеству, бренду и уровню сервиса.

Эльмира Мухаметшина

фото - christiannews.net

12992
comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: