Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Итоги 2008 года: экономика, социальная сфера

Занятость и демография

Численность экономически активного населения Ульяновской области к концу декабря 2008 года составила 653 тыс. человек. 92,6% экономически активного населения заняты в экономике области, 7,4% не имели работы, но активно ее искали.
На 1 января 2009 года в органах государственной службы занятости населения по Ульяновской области состояло на учете 11,1 тыс. человек, не занятых трудовой деятельностью. Из них 10,8 тыс. человек имели статус безработного. Уровень официально зарегистрированной безработицы по области составил 1,61% от экономически активного населения (на 1.01.08 года этот показатель равнялся 1,74%). Коэффициент напряженности на рынке труда составил 2,9 человека на одну вакансию (год назад — 1,9).
Численность постоянного населения области в 2008 году составит, по оценке, 1304,5 тыс. человек, уменьшится с начала года на 0,6% (7,7 тыс. человек). В расчете на тысячу населения число родившихся составило 10,3 промилле (2007 год — 9,3), число умерших — 15,3 промилле (2007 год — 15,8). Показатель естественной убыли населения снизился на 23,1%. Число умерших превысило число родившихся в 1,5 раза. Количество браков сократилось на 7%, количество разводов увеличилось — на 9,6%.
Миграционная убыль населения в 2008 году (по оценке) составила 640 человек, сократившись по сравнению с 2007 годом на 12,7%, за счет уменьшения числа выбывших в страны ближнего и дальнего зарубежья и другие территории РФ.


Строительство и инвестиции

В 2008 году, по оценке, предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы использовано 46,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 123% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.
Предприятиями, организациями и населением сдан в эксплуатацию на территории области 1661 жилой дом (5477 квартир) общей площадью 506,7 тыс. кв. метров, что на 77,3 тыс. кв. метров (18%) больше, чем в 2007 году.
Населением за свой счет и с помощью банковских кредитов построено 1568 жилых домов общей площадью 263,5 тыс. кв. метров, что составило 52% от общего ввода жилья по области. По сравнению с 2007 годом ввод индивидуального жилья увеличился на 17,8 тыс. кв. метров, или на 7,2%.
Объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» составил 23497,5 млн. рублей, или 113,5% в сопоставимых ценах. Рыночная стоимость 1 кв. метра жилья в четвертом квартале 2008 года на первичном рынке сложилась в размере 36,7 тыс. рублей, на вторичном рынке — 33,0 тыс. рублей.
В 2008 году в области введены: 115,32 км газовых сетей, 21,2 км водопроводных сетей, городские АТС на 40,82 тыс. номеров, АТС в сельской местности на 0,55 тыс. номеров.


Агропромышленный комплекс

Объем выпуска сельскохозяйственной продукции в 2008 году составил 23216,6 млн. рублей. Индекс объема производства — 113,9%. Такой индекс сложился за счет производства зерна. Валовой сбор зерновых (во всех категориях хозяйств) в весе после доработки — 1128,6 тыс. тонн, что на 47,4% больше, чем в 2007 году. В среднем урожайность зерновых составила 19,9 центнера c гектара (20,0 — год назад).
Поголовье крупного рогатого скота (во всех категориях хозяйств) сократилось по сравнению с 2007 годом на 2,6%. Поголовье коров уменьшилось на 5,2%, свиней — на 9,4%, овец и коз — увеличилось на 1,9%. В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходится 53,8% поголовья КРС, 59% свиней, 86,6% овец и коз. На крестьянские (фермерские) хозяйства — 4,4% поголовья КРС, 1,6% свиней, 6,6% овец и коз.
Производство мяса по сравнению с 2007 годом во всех категориях хозяйств составило 105,1%, молока — 98,8%, яиц — 103,8%. Удельный вес хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства мяса равен 78,2%, молока — 73,0%.
Финансирование агропромышленного комплекса за счет средств федерального и областного бюджета вышло на уровень 984,1 млн. рублей, что в 1,9 раза больше, чем в 2007 году.




Транспорт и связь

В 2008 году объем перевозок грузов предприятиями транспорта составил 8976,6 тыс. тонн, или 89,1%. Снизился объем перевозок грузов на железнодорожном транспорте (73,8% к уровню 2007 года), автомобильном — 90,7%, вырос на воздушном транспорте (107,5%), водном — 126,6%.
Грузооборот предприятий транспорта в 2008 году составил 8115,1 млн. тонно-км (85,6%). В общем грузообороте удельный вес железнодорожного транспорта равен 70,8%, автомобильного — 17,2%, воздушного — 7,6%, водного — 4,4%. Грузооборот автомобильного транспорта вырос на 10,5%; железнодорожного транспорта сократился на 18,3%, воздушного — на 6,4%, водного — на 31,8%.
Пассажирооборот предприятий транспорта составил 2424,0 млн. пасс-км (112,5%). Пассажирооборот автомобильного транспорта вырос на 16,8%, воздушного — на 13,1%, водного — на 17,8%, железнодорожного на 1,4%.
Общий объем услуг связи, оказанный всеми предприятиями связи области в 2008 году, оценивается в 7318,1 млн. рублей, в том числе услуг, оказанных населению, — 4742,1 млн. руб. По сравнению с 2007 годом их объем в сопоставимых ценах вырос на 21,6% и на 24,3% соответственно.


Уровень жизни населения

Денежные доходы на душу населения составили в 2008 году 9502,4 рубля (122,5% к 2007 году). Реальные располагаемые денежные доходы населения выросли по сравнению с 2007 годом на 3,6%.
Удельный вес оплаты труда в структуре доходов населения равен 44,4%, доходов от предпринимательской деятельности — 11,5%, социальных трансфертов — 17,1%.
В структуре расходов населения покупка товаров и оплата услуг составила 81,6%, обязательные платежи и добровольные взносы — 9,8%, сбережения во вкладах и государственных займах (включая покупку недвижимости) — 4,1%.
Среднемесячная заработная плата в 2008 году (по оценке) вырастет в 1,27 раза и составит в номинальном выражении 10700,0 рублей. Реальный размер зарплаты, исчисленный с учетом индекса потребительских цен, будет равен 109,5% к уровню 2007 года.
Областной уровень заработной платы превышен: в добыче полезных ископаемых в 1,5 раза, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в 1,2 раза, в строительстве в 1,1 раза, на транспорте и связи в 1,3 раза, в финансовой деятельности в 2,4 раза, в научных исследованиях и разработках в 1,9 раза. В то же время, в сельском хозяйстве заработная плата от областного уровня составила 59,5%, в образовании — 72,2%, в здравоохранении — 80,9%.




Потребительский рынок

Оборот розничной торговли составил 85,3 млрд. рублей. Индекс физического объема розничной торговли — 104,0% к предыдущему году. Оборот торгующих организаций вырос на 4,6%, вещевых, смешанных и продовольственных рынков сократился на 0,5%. В макроструктуре оборота розничной торговли преобладали непродовольственные товары, удельный вес которых составил 53,2%.
Оборот общественного питания составил 2339,4 млн. рублей, или 128,4% к прошлому году. Объем платных услуг, оказанных населению в 2008 году, составил 23,0 млрд. рублей, или 103,5%. Удельный вес услуг, оказанных предприятиями и организациями, составил 84%, предпринимателями — 16%.
В структуре платных услуг населению преобладают услуги коммунального хозяйства (26,8%), связи (21,8%) и транспорта (15,7%). В структуре бытовых услуг преобладают услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, машин и оборудования (29,9%), по ремонту и строительству жилья и других построек (21,9%) и ритуальные услуги (20,8%).
Индекс потребительских цен в декабре 2008 года к декабрю 2007 года составил 114,1%. В том числе: на продовольственные товары цены выросли на 16,8%, на непродовольственные товары на 9,4% и на платные услуги населению на 15,6%. Среднегодовой индекс потребительских цен составил 116,2%, а в РФ — 114,1%.
Стоимость минимального набора продуктов питания составила в декабре 1782,98 рубля, что выше декабря 2007 года на 14%.


Финансы

На 1 января 2009 года в бюджеты всех уровней поступило 24993,1 млн. рублей налоговых сборов и платежей. Из них перечислено в федеральный бюджет 8090,9 млн. рублей, или 32,4% к 2007 году.
Исполнение консолидированного бюджета области по собственным доходам в 2008 году (по оперативным данным) составило 19560,8 млн. рублей (больше 2007 года на 18,1%). Расходы консолидированного бюджета сложились в сумме 36320,4 млн. рублей (136,6%) к 2007 году.
Бюджетная обеспеченность региона, то есть доля собственных доходов в расходах консолидированного бюджета, составила 89,3% (в 2007 году — 65,5%).
За 2008 год на реализацию федеральных программ поступило 6111,8 млн. рублей, что на 41,1% выше уровня 2007 года (4331,1 млн. руб.).
В 2008 году (по оценке) по крупным и средним предприятиям и организациям области (без учета организаций, занятых сельхозпроизводством, банков, страховых и бюджетных организаций) сложился положительный сальдированный финансовый результат в размере более 6,0 млрд. рублей (прибыль минус убыток). Прибыли получено около 9,0 млрд. рублей. Наибольший положительный сальдированный финансовый результат ожидается в обрабатывающих производствах (2 млрд. рублей), в транспорте и связи (1,5 млрд.), в строительстве (1,0 млрд.). Отрицательный сальдированный финансовый результат ожидается на предприятиях, занимающихся управлением и эксплуатацией жилого фонда, удалением сточных вод и отходов, сбором, очисткой и распределением воды.
Количество убыточных предприятий составит 130 (25,5%, за прошлый год 23,3%), прибыльных — 379 (74,5%, за прошлый год 76,7%).
Кредиторская задолженность предприятий и организаций области составит в 2008 году более 57 млрд. рублей против 47 млрд. в 2007 году; из нее 13,4% — просроченная (в 2007 году — 17,7%).
Дебиторская задолженность составит, по оценке, более 53 млрд. руб., из нее 17,6% —просроченная. В 2007 году было 41 млрд. рублей, 16,5% просроченной.


Промышленность

Индекс промышленного производства в регионе составил 100,2%. По полному кругу организаций-производителей отгружено товаров, выполнено работ и услуг на 120,5 млрд. рублей.
В сфере добычи полезных ископаемых по итогам года индекс промышленного производства составил 95,8%. Предприятиями, занятыми добычей полезных ископаемых, отгружено продукции на 4,9 млрд. рублей. Нефти добыто 603,8 тыс. тонн (95,2%). Удельный вес этого вида экономической деятельности в промышленности области составляет 4,1%. Основными производителями являются ОАО «Ульяновскнефть» и ЗАО «СП Нафта-Ульяновск».
Наибольший вклад в прирост промышленного производства региона внесли обрабатывающие производства, удельный вес которых составляет 84,7%. Общая сумма отгруженных товаров — 102 млрд. рублей. Индекс производства в этом виде деятельности составил 101,4%.
Производство пищевых продуктов в 2008 году сократилось на 0,9%. Отмечено снижение производства напитков на 17%, из них: пива — на 44,7%, водки и ликероводочных изделий на 33,3%; сахара-песка — на 20,5%, цельномолочной продукции на 3%, муки на 6,9%. Возросло производство сыров (106%), масла животного (105%), хлеба и хлебобулочных изделий (103,8%), кондитерских изделий (107,5%).
Индекс производства текстильных и швейных изделий составил 97,8%. Отгружено продукции на 3,0 млрд. рублей. Отмечено снижение выпуска тканей (хлопчатобумажных — на 33,3%, нетканых материалов — на 18,5%), выпуска готовых изделий (чулочно-носочных —на 10,5%, верхнего трикотажа — на 10,5).
Вместе с тем увеличилось производство бельевого трикотажа (102,8%), ковров и ковровых изделий (138,4%).
Предприятия, занятые обработкой древесины и производством изделий из дерева, за 2008 год отгрузили продукции на 3,0 млрд. рублей. Индекс производства составил 101,5%. Наиболее значительный рост (на 28,1%) наблюдался в производстве деревянных строительных конструкций и столярных изделий.
Выпуск резиновых и пластмассовых изделий вырос по сравнению с 2007 годом на 31%.
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов сократилось на 16,2%. Спад по этому виду экономической деятельности произошел за счет сокращения выпуска цемента, извести и гипса (на 44,2%), кирпича, черепицы и других строительных изделий (на 21,4%).
Индекс металлургического производства составил 87% (отгрузка — 10,5 млрд.
рублей). Снижено производство изделий из металла, котлов отопительных (свыше 30%). Отмечено увеличение выпуска чугунных и стальных труб, прочей продукции из черных металлов, отливок.
Индекс промышленного производства машин и оборудования равен 100,3%. Отгружено товаров на 6,3 млрд. рублей. Больше уровня прошлого года произвели станков (114,1%), увеличено производство оборудования общего назначения (101,4%). Снижено производство гидравлической аппаратуры — 82,2%.
На 3,1% сократилось производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (отгружено на 9,5 млрд. рублей). Снижение отмечено в производстве электрической и распределительной аппаратуры, электро- и радиоэлементов, изделий медицинской техники, средств измерений, контрольно-измерительных приборов.
Наибольший удельный вес в общем объеме обрабатывающих производств (39%) приходится на производство транспортных средств и оборудования. Индекс этого вида экономической деятельности составил 99,8% (отгружено на 39,7 млрд. рублей). В 2008 году на 2,7% сократилось производство легковых автомобилей, на 1,2% — грузовых автомобилей, на 7,9% — автобусов. По итогам 2008 года произведено 6 самолетов на ЗАО «Авиастар-СП» (3 самолета в 2007 году).
Индекс производства и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды составил 97,3%. Производство электроэнергии сократилось к уровню 2007 года на 3,4%, тепловой энергии — на 2,9%.
В целом по региону в 2008 году отмечен рост выпуска 48% видов продукции, оказывающих влияние на величину индекса промышленного производства.




Малые предприятия

По оценке, в 2008 году на территории области действовало 1475 малых предприятий, из них 25,1% составили предприятия оптовой и розничной торговли, 24,7% малых предприятий сосредоточено в обрабатывающих производствах, 12,9% — в строительстве, 10,9% в предприятиях сельского хозяйства.
На малых предприятиях области в 2008 году работало 55 тыс. человек (97,9% к 2007 году), в том числе 94,1% — на постоянной основе.
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий (без выплат социального характера) составит более 8 тыс. рублей, что в 1,4 раза больше уровня прошлого года.
Оборот малых предприятий в 2008 году составит, по оценке, не более 50 млрд. рублей (115% к уровню 2007 года). Доля оборота малых предприятий в общем объеме оборота предприятий и организаций равна 14%.
На развитие экономики и социальной сферы области малыми предприятиями использовано около 4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах — 180,1% к периоду 2007 года). Удельный вес инвестиций малых предприятий в общем объеме инвестиций в основной капитал всех предприятий области составит не более 10%.

Материал подготовлен Министерством экономики Ульяновской области




Стратегические цели не меняются



На вопросы «ДО» отвечает министр экономики Ульяновской области Владимир Шерин.

— Каким был 2008 год для экономики Ульяновской области?

— Год был непростым, особенно его окончание. Бурный рост экономики региона продолжался три квартала 2008 года. Индекс промышленного производства, темпы роста строительства и инвестиций, сельского хозяйства и торговли превосходили наши самые оптимистичные прогнозы. По многим параметрам развития экономики Ульяновская область опережала среднероссийские.
Однако мировой финансовый кризис затронул и Россию в целом и, как часть ее, наш регион. Поэтому главной задачей на четвертый квартал стало недопущение рецессии. Считаю, что с такой задачей мы справились. Индекс промышленного производства составил 100,2% (средний по России — 102,1%), в сельском хозяйстве — 113,9% (110,8%), в строительстве — 113,5% (112,8%), в сфере инвестиций — около 120% (109%). Как видим, большинство из этих показателей превышает общероссийские.
Есть ряд направлений, где мы не смогли выйти на уровень прошлого года. Это производство текстильной и швейной продукции, производство электроэнергии, газа и воды, добыча полезных ископаемых, металлургическое производство. Но и по России в целом практически все эти показатели либо чуть «не дотягивают», либо лишь едва превышают планку в 100%.
Не менее важным было сохранить стабильность и рост показателей, которые характеризуют ситуацию в социальной сфере. Здесь цифры официальной статистики показывают, что мы прошли год уверенно, даже несмотря на кризисные процессы в экономике.

— За счет чего рос внутренний региональный продукт в 2008 году?

— Структура ВРП Ульянов-ской области за последние годы заметно стабилизировалась и имеет следующий вид: промышленность — 30%, оптовая и розничная торговля — 20%, транспорт и связь — 13%, сельское хозяйство — 10%, строительство — 7%, прочие производства — 20%.
Согласно нашим прогнозам, по итогам 2008 года рост валового регионального продукта в сопоставимых ценах достигнет 104,5%. Это немного ниже темпов, которые область демонстрировала в 2007 году (107,9%), но с учетом реалий четвертого квартала, согласитесь, очень неплохой показатель. Тем более что сегодняшние 104,5% — это же прирост к прошлогодним 107,9%.
То есть за два года рост ВРП составил 12,8%. И обеспечен он, прежде всего, ростом промышленного производства, сельского хозяйства, строительства и торговли.

— Первое заседание правительства в новом году губернатор начал со слов, что самые пессимистичные прогнозы конца 2008 года по факту оказались самыми оптимистичными. Какие отрасли экономики оказались наиболее чувствительными к условиям кризиса?

— У нас были серьезные опасения по поводу индекса промышленного производства, в частности, в обрабатывающих производствах. Были и опасения, что темпы роста строительства, сельского хозяйства и инвестиций в конце года могут значительно снизиться. К счастью, этого не произошло. Здесь стоит отметить особую роль губернатора и созданных им антикризисных штабов, на заседаниях которых в оперативном ежедневном режиме решались проблемные вопросы развития региональной экономики. Особое внимание уделялось взаимоотношениям банков и предприятий, инвесторам, малому бизнесу и сельскому хозяйству, проблемам занятости населения и ситуации на рынке труда.
Как показывает опыт, в кризисных ситуациях страдают, прежде всего, те сферы производства, где нет возможности гибко регулировать объемы выпуска продукции. А также предприятия, чья деятельность зависит от наличия кредитных ресурсов. Поэтому, на наш взгляд, сильнее всего кризис затронет промышленность и строительство, малый бизнес.
К сожалению, банки рассматривают строительство и малый бизнес как сферы экономики с высоким уровнем риска и идут по пути ужесточения условий выдачи кредитов и повышения требований к заемщикам. Это экономически объяснимый подход по снижению своих рисков, но задача антикризисных штабов и состоит в том, чтобы найти компромиссные решения между представителями банковской, производственной и предпринимательской сфер.

— Что уже дали антикризисные меры?

— Антикризисные меры, предпринимаемые органами государственной власти, не могут дать сиюминутный эффект, результат их реализации проявляется по истечении определенного времени. Что касается ключевых результатов по состоянию на январь 2009 года, то они следующие. Прежде всего, сохранена и стабильно работает банков-ская система, без которой нормальное функционирование экономики невозможно. В условиях непростой внешнеэкономической конъюнктуры удалось предотвратить панику населения, обвал рубля.
На федеральном уровне сформирован список предприятий (так называемый список 295 системообразующих организаций), которым в первую очередь будет оказана федеральная поддержка. В него опосредованно, через управляющие компании (холдинги), вошло 18 предприятий Ульяновской области. Например: ОАО «ОАК» — ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Соллерс» — ОАО «УАЗ», ОАО «ГАЗ» — ОАО «Ульяновский моторный завод», ОАО «АвтоВАЗ» — ОАО «ДААЗ», ГК «Ростехнологии» — ОАО «Утес», ОАО «УКПБ» и др.
Снижена налоговая нагрузка на малый бизнес, созданы условия для ограничения роста тарифов, для поддержания конкурентоспособности отечественных производителей, введены повышенные ставки ввозных пошлин на целый ряд импортных товаров.
Большое внимание уделено социальной поддержке населения. С 1 января повышены минимальный размер оплаты труда — до 4330 рублей и максимальный уровень пособия по безработице — до 4900 рублей. Планируется, что в 2009 году охват населения программами предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг будет расширен до 15-16%.
В сфере бюджетных отношений оперативное внесение изменений в бюджет Ульяновской области позволило уже в декабре перераспределить неосвоенные остатки средств и направить их на решение наиболее актуальных проблем. Не буду перечислять всех предпринятых правительством региона мер. Главное, и это показывают цифры, управляемую ситуацию в экономике области нам удалось удержать от рецессии.

— Какова стратегия преодоления кризиса для такого субъекта экономической деятельности, как Ульяновская область?

— Стратегия — в плане действий регионального правительства по снижению негативного воздействия мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие области. Кроме отмеченных мною штабов, в ежедневном режиме функционируют «горячие линии» по всем проблемным вопросам, возникающим у ульяновцев. Реализация всех антикризисных мероприятий находится на жестком контроле у губернатора.
Мы корректируем наши действия постоянно, ведь специфика влияния кризиса на экономику Ульяновской области должна рассматриваться с макроэкономических позиций, отличных даже от особенностей соседних регионов. Например, специфика расселения трудовых ресурсов: 70% нашего населения живет в городах, и лишь 30% в сельской местности, тогда как, к примеру, в Чувашии наоборот — 30% в городе, 70% в селе. Для Ульяновской области характерны высокая доля промышленности, в частности, производства транспортных средств в ВРП и ряд других особенностей.
Сейчас никто не может дать готового «рецепта выхода из кризиса» для каждого субъекта. Поэтому именно гибкость, оперативность решения возникающих проблем является для нас первостепенной задачей.

— Что в новых экономических условиях может стать резервом роста?

— К сожалению, в ближайшей перспективе сложно прогнозировать значительный рост в экономике региона. При выработке экономической политики правительства области на ближайший год мы ориентируемся на «свежие» макроэкономические параметры прогноза 2009 года Минэкономразвития России, предполагающие снижение ВВП и промышленного производства. При этом главная цель работы региональной власти, которую губернатор поставил еще в 2005 году, — «сбережение населения» — в новых условиях приобретает особую актуальность.
Речь, прежде всего, идет о программах занятости для высвобождаемых работников. Значительные бюджетные средства предусмотрено направить на переобучение и переквалификацию людей, потерявших рабочие места, на поддержку малого бизнеса, увеличение финансирования общественных оплачиваемых работ. Несмотря на неизбежность корректировки первоначально утвержденного бюджета области на 2009 год, расходы на оплату труда в бюджетной сфере будут значительно выше, чем в 2008 году.
Безусловно, большое влияние на экономическую ситуацию будет оказывать эффективность и своевременность наших действий по исполнению предпринимаемых на федеральном уровне антикризисных мер.
Во-первых, это работы по выполнению государственного оборонного заказа. Ряд региональных предприятий — НПО «МАРС», Ульяновский патронный завод, другие заводы — имеют значительный объем гособоронзаказа, и это позволит не только сохранить трудовые коллективы, но и создать новые рабочие места, как, например, на Ульяновском механическом заводе.
Во-вторых, очень важно продолжать развитие транспортной инфраструктуры региона. Мы вышли на подписание соглашения с Федеральным дорожным агентством о выделении дополнительных федеральных средств на 2009 год на строительство нового мостового перехода через Волгу. Выполнение этого соглашения позволит запустить в эксплуатацию первую очередь первого пускового комплекса моста к концу 2009 года.
В-третьих, поддержка и развитие сельского хозяйства, которое уже получило косвенную поддержку в виде удорожания импортного продовольствия в связи с ослаблением валютного курса рубля. Кстати, значительная часть финансирования программы занятости населения области на 2009 год ориентирована на сельских жителей.
Кроме того, благодаря нашей активной инвестиционной политике на 2009 год запланирован запуск производств — мировых лидеров в своих отраслях: «SABMiller» (пивоваренный завод), «MARS»(заводы кондитерских изделий и производства кормов для животных), «Кварцверке» (горно-обогатительный комбинат), «Хенкель Баутехник» (сухие строительные смеси) и ряд других.

— Основными источниками дохода регионального бюджета являются два налога — на прибыль предприятий и на доходы физических лиц. Именно эти налоги «просядут» наиболее существенно. На какие источники бюджетных доходов можно сейчас рассчитывать?

— Да, более 60% консолидированного бюджета области сформировано за счет налога на доходы физических лиц и налога на прибыль. Мы прогнозируем снижение уровня поступлений от налога на прибыль в результате общего снижения темпов экономического роста.
Поэтому сейчас для нас на первый план выходит задача недопущения снижения поступлений НДФЛ, а это, прежде всего, сохранение рабочих мест и уровня заработной платы. Мы планируем решить эти задачи, в том числе и за счет инвестиционных проектов, реализация которых начата в 2006-2008 годах. В 2009 году объекты будут выходить на свои проектные мощности. А значит, будут новые рабочие места, причем со средней заработной платой, превышающей сложившуюся в области.
Кроме того, в качестве дополнительной меры для компенсации регионам выпадающих доходов федеральное правительство приняло решение об изменении пропорции зачисления налога на прибыль. 2% из 20 будет поступать в федеральный бюджет, 18% — в бюджет субъекта. Также в региональные бюджеты будет поступать уже не 60% начисленных акцизов на ГСМ, а 100. Думаю, эти меры позволят сохранить наполняемость регионального бюджета.

— Изменилась ли первая десятка крупнейших налогоплательщиков региона в 2008 году по сравнению с 2007-м?

— Не изменилась. По-прежнему в числе лидеров по перечислению налогов в бюджет входят ООО «Кристалл», ОАО «УАЗ», ЗАО «Авиакомпания Волга-Днепр», Ульяновское отделение Сбербанка России, Куйбышев-ская железная дорога — филиал ОАО «РЖД», ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «ДААЗ», «УКБП», «УМЗ», «Утес». Внутри этой десятки проходят перемещения, но они незначительны. Можно сделать вывод, что костяк нашей экономики стабилен.

— Как меняется соотношение прибыльных и убыточных предприятий?

— Наблюдается тенденция уменьшения доли убыточных предприятий. В 2006 году из всех организаций области прибыльными были 55,6%, в 2007-м — 65,9%, в 2008-м — 66,3%. То есть мы приблизились к экономическому оптимуму: 70/30.
Таково эффективное соотношение прибыльных и убыточных организаций.

— Оптимисты рассматривают ситуацию кризиса как условие для оптимизации, эффективности и оздоровления. Какие «оздоровительные процедуры», по вашей оценке, нужны нашей экономике?

— Экономическая повестка, несмотря на изменение конъюнктуры, остается стабильной: снижение ресурсоемкости производства, повышение производительности труда. Мы видим, что в условиях нестабильности федеральное правительство для поддержки отечественного производителя снижает предельные индексы повышения цен на газ, переходит с ежегодной индексации на ежеквартальную. При этом конечная цель — либерализация ценообразования на газ, электроэнергию, коммунальные услуги — остается прежней. Поэтому другого пути, как внедрять энерго-, теплосберегающие технологии, у предприятий нет. Что касается производительности труда, то в условиях спада, как показывает опыт российской экономики 1990-х годов, она снижается. При этом те предприятия, которые сохранят трудовые коллективы в сегодняшних
непростых условиях, не прогадают: в долгосрочной перспективе дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров будет только нарастать.

— Меняются ли стратегические цели экономической политики Правительства Ульяновской области в новых экономических условиях?

— Нет, не меняются и не должны меняться ни в коем случае. Они лишь корректируются. Финансовый кризис изменил формы и методы воздействия на экономику, направление наших действий, но цели, определенные Стратегией развития Ульяновской области до 2020 года, неизменны. Главное для нас по-прежнему повышение темпов экономического роста до уровня, превышающего среднероссийские показатели, а также рост благосостояния жителей региона и качества жизни.
Для достижения поставленных в Стратегии целей предусмотрено проведение активной промышленной политики через развитие кластеров (авиационного, автомобильного, атомного, агропромышленного, производства строительных материалов); создание благоприятной среды для развития бизнеса и привлечения масштабных инвестиций в экономику области; развитие транспортной и инженерной инфраструктуры с целью снятия ограничений развития региона и ряд других мероприятий.
Уверен, что мы сможем не только сохранить все то, чего удалось достичь в последние годы, но и продолжить свое движение вперед и занять достойное место в числе сильнейших регионов России. Это наша главная цель, и мы готовы добиваться ее выполнения.

Людмила Алексеева

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: