Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

К приему готовы?

Ожидается, что поток туристов и экскурсантов в Ульяновскую область через несколько лет увеличится на 500 тысяч человек в год

Ожидается, что поток туристов и экскурсантов в Ульяновскую область через несколько лет увеличится на 500 тысяч человек в год.

Один рубль к трем

Ожидания эти связаны с принятием в 2010 году Концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» и участием в ней региона. Программа предполагает софинансирование крупных региональных проектов в пропорции: один федеральный рубль на три рубля из регионального, муниципального бюджетов и внебюджетных средств (доля последних в общем объеме – 63,6%). 

Сумма в программе первоначально заявлена скромная – 96 млрд. рублей федеральных средств на шесть лет и на всю Россию (Турция при развитой инфраструктуре на туриндустрию ежегодно тратит 30 млрд. долларов). Однако Минспорттуризма считает, что перед туристической отраслью страны открываются новые горизонты. К 2017 году российский гостиничный фонд планируется нарастить на 50%. А поток иностранных туристов – увеличить до 40 млн. человек в год.

Задача сложная – особенно с учетом реальной статистики. По данным Росстата, в прошлом году Россию в качестве туристов посетило 2 133 869 иностранцев. Это больше, чем в 2009 году, но всего на 2%. Зато активно идут процессы в обратном направлении: российских туристов в 2010 году за рубеж выехало на 32% больше, чем в 2009-м.

В марте в открытых источниках был опубликован рейтинг стран по конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий, составленный экспертами Всемирного экономического форума (ВЭФ). Россия в нем заняла 59 место из 139-ти возможных. Страны оценивали по 14 критериям, часть из которых, казалось бы, не имеет прямого отношения к сфере туризма. Итак, российские достопримечательности (их качество и количество) получили достойную оценку – четвертое место. Зато по качеству отелей Россия на 80 месте (по их цене и вовсе на 105-м), по экологической устойчивости – на 98-м, по безопасности – на 113-м, по качеству дорог – на 125-м, по законодательству и государственному регулированию – на 126-м. Ну а по уровню госзатрат на развитие туризма мы 91-е в списке.

Колобка и Ильича – под общий знаменатель

И все-таки в государственных отчетах есть повод  для оптимизма: в прошлом году органы статистики зафиксировали рост интереса российских туристов к «родным березкам» – на 1,6%. Правда, эксперты отмечают, что такой прорыв случился за счет «дикарей», которые путешествуют самостоятельно. Скорее всего, их ряды пополнили те, кто вынужден был отказаться от недорогого отдыха на чужих берегах из-за снижения заработков в пору экономической нестабильности. То есть пока рано говорить, что ситуация меняется и внутренний российский туризм набирает обороты. Пока больше говорят о перспективах, причем неблизких.

В ближайшие три года в рамках федеральной целевой программы предусмотрено развивать восемь инвестиционных проектов в шести регионах России: в Ярославской, Ивановской, Псковской, Ростовской, Рязанской областях и Алтайском крае. Ульяновской области в первом списке нет. Наши проекты федеральный центр рассматривает в ближайшей перспективе. Но и это воспринимается с энтузиазмом.

Так или иначе, но с принятием ФЦП индустрия путешествий вошла в число приоритетных проектов по всей России разом, а это значит, что конкурентная борьба за потребителя турпродукта будет только ожесточаться.

- Регионы, где власть обращает внимание на въездной туризм, развиваются, ищут свое лицо, инвесторов, – говорит директор областного государственного бюджетного учреждения «Ульяновский областной ресурсный центр развития туризма и сервиса» Сергей Лаковский. – Конкурировать в рамках культурно-исторического или развлекательного туризма трудно, поскольку человек, у которого  есть время и деньги, может поехать  за впечатлениями практически куда угодно – в любой российский регион или за границу. Во всяком случае, это касается туров на достаточно длительный срок. Зато у Ульяновской области хорошие перспективы в плане короткого отдыха. Мы занимаем выгодное положение среди крупных, густонаселенных городов. «Самостоятельным» туристам, в частности семейным, было бы интересно приехать к нам дня на три, чтобы провести день в городе, а два – где-то на природе, в рекреационной зоне.

Богатый экскурсионный потенциал города только отчасти стимулирует туристический поток.  Достаточно мощный мотив для поездок в соседний регион – шопинг, который мы, как правило, не рассматриваем в плане туризма. И, наконец, – индустрия развлечений.  Все это необходимо развивать, считает господин Лаковский:

- Но начать надо с идеи, с миссии, как принято говорить в бизнесе. Все символы – авиационная столица, Ленин, Колобок, культурная столица – необходимо объединить общей идеей, которая отражала бы специфику региона. Можно, например, позиционировать Ульяновскую область как перекресток поволжских культур и цивилизаций. Как вольный край на Волге, которому свойственны широта, простор, воля. Нам нужен яркий образ, который будет основываться на своеобразии нашей территории. И в соответствии с этим образом нужно создавать тематический парк развлечений. Конечно, это потребует больших средств, но без такого развлекательного объекта самодеятельный туризм развить сложно.

Будет ли спрос на наши региональные достопримечательности и развлечения, во многом зависит от  того, сможем ли мы их «упаковать» в привлекательный турпродукт – предложение, объединяющее проезд, проживание, питание, экскурсионное обслуживание.

Этим должен заниматься туроператор. В регионе в сезон работают больше ста турагентств, которые заняты продажей чужого турпродукта. Продажей местного занимаются  три оператора – ГИМЗ «Заповедник им. В.И. Ленина», ПАТП-1 и Ульяновское бюро путешествий. Этого мало. Призывы к бизнесу переключиться на продвижение местных достопримечательностей, которые со стороны власти звучат несколько лет кряду, не возымели действия. А в результате на рынке отдыхательной индустрии появился продукт государственно-частного партнерства – Ульяновский областной ресурсный центр развития туризма и сервиса. Он призван поддержать малый бизнес, который готов разрабатывать  региональные турпродукты, но не обладает для этого достаточным опытом и знаниями.

- На первых порах мы готовы создавать такие продукты в показательном режиме, чтобы передавать бизнесу, – говорит заместитель директора Областного ресурсного центра  Владислава Слепова. – Но специализация ресурсного центра в том, чтобы создать первое предприятие В2В. У нас нет конкурентов в этой сфере, зато есть знания, ресурсы, наработана хорошая база,  деловые связи.

Две беды

Сегодня на региональном туристическом рынке две первоочередные задачи, отмечает госпожа Слепова, – обновить инфраструктуру (и начать создавать новые объекты там, где туристические тропы уже проложены и бизнес созрел) и повысить уровень сервиса. Согласно данным Росстата за 2009 год, по числу гостиниц Ульяновская область занимает в ПФО шестое место с конца (за нами Пензенская область, Чувашская, Удмуртская республики,  а также республики Марий-Эл и Мордовия). И пятое с конца – по объему платных услуг, которые они предоставляют.

– Прежде всего, нам необходима кадровая политика в сфере туризма. Кадры – это наша проблема номер один, – говорит Владислава Слепова. – Когда к нам приезжают специалисты из других регионов, мы показываем им наши возможности и обязательно просим указать на слабые места. И гости говорят, что обслуживание у нас не выдерживает никакой критики.  Это касается транспорта, гостиничного и особенно (!) ресторанного бизнеса. Нам говорят, что это советский период, когда гость заведения садится за пустой стол. На столе должна быть хотя бы бутылочка воды или угощение. Это стандарт, но в Ульяновске его придерживаются всего в нескольких заведениях. Никто, по большому счету, не занимается обучением официантов, поэтому временные разрывы между подачей блюд грубо нарушаются, а гости надолго остаются без внимания. В чем проблема? Наш регион – кадровый донор. Хорошие специалисты востребованы за пределами области и, получив достойное предложение, уезжают.

Удерживать золотой кадровый фонд повышением зарплаты рестораторам трудно: большие затраты идут на аренду помещений (их на нахоженных туристических «тропах» не так много, поэтому собственники диктуют условия). Плюс рост цен на энергоносители, коммунальные услуги, налоговое бремя.

Еще жестче ситуация в районах области, где развивается популярный ныне экотуризм.

- Инфраструктура – это дороги, коммуникации, связь. Дороги в области оставляют желать лучшего. И с кадрами на агротуристических комплексах непросто, – говорит руководитель турбазы «Налитово» в Инзенском районе Елена Куприянова. – В целом можно сказать, что двигают сейчас отрасль вперед настоящие подвижники, фанаты своего дела, им приходится преодолевать эти и другие проблемы каждый день.

Председатель ремесленной палаты Андрей Натариусв числе проблем, мешающих развитию региональной туриндустрии, называет и «отсутствие крупных местных инвесторов, верящих в возможность развития туристического бизнеса в нашей области». Но отмечает большой ее потенциал:

- У нас много  интереснейших объектов – палеонтологические заказники, археологические памятники. Кроме того, на территории региона хорошо развиты все виды  транспортной инфраструктуры – водной, воздушной, автомобильной, железнодорожной, что очень удобно для туристов, если они заинтересуются нашим регионом.

Из проблем и возможностей логично вытекают задачи. На взгляд экспертов, необходимо сделать акцент на разработке стратегии въездного туризма, на сотрудничестве с крупными туроператорами, работающими во всероссийском масштабе, на формировании при их содействии межрегионального продукта, конкурентоспособного на российском и зарубежном рынках.

Все флаги в гости были…

В конце марта Ульяновск принимал всероссийское совещание по вопросам круизного туризма, в рамках которого представители федерального агентства морского и речного транспорта, ведущих круизных туристических операторов, руководители речных портов и речных служб Волго-Балтийского бассейна, а также сотрудники крупных музейных структур обсуждали расписание круизных теплоходов на предстоящий сезон.

Такие совещания проходят ежегодно, в три этапа, и регионы борются за право принимать их у себя, поскольку заодно получают возможность показать свои ресурсы специалистам, от которых напрямую  зависит, сколько теплоходов зайдет в «нашу гавань», а главное – сколько с них на берег сойдет туристов, чтобы пересесть на экскурсионные автобусы.

Для Ульяновска это вопрос ключевой.  Львиная доля экскурсантов к нам приплывает по воде. В девяностые годы из-за утраты интереса к имени Ленина круизные компании вычеркнули Ульяновск из расписания. И переломить эту ситуацию до конца до сих пор не удалось.

- В прошлом году Ульяновск принял 5 тысяч экскурсантов, которые сошли с круизных теплоходов, – говорит Владислава Слепова. –  Только 48 теплоходов из 111, причаливших в нашем речпорту, выпустили туристов на экскурсионное обслуживание в город. Остальные ограничились технической стоянкой.

Борьба за туриста круизного теплохода сейчас идет и на других берегах: Казань строит пристань в Свияжске и Булгарах, Елабуга обзавелась собственным дебаркадером.

Но конкуренция нам не помеха, считает Владислава Слепова:

- Но нашему бизнесу, работающему на приеме, надо быть поактивнее. Бывает, теплоходы причаливают во внеурочное время, а их некому обслужить: в 17.00 – конец рабочего дня.

Специально для участников совещания принимающая сторона устроила экскурсию по городу и показала ряд музеев. Конечно, речь шла о возможности увеличить количество заходов теплоходов в наши края, и менеджеры круизных компаний заверили, что в этом направлении можно работать. Но конкретная информация появится только в конце мая, когда будет утверждено расписание движения лайнеров, которые повезут по Волге путешественников. На этот раз масштабы экскурсионного потока в Ульяновск зависят еще и от уровня воды в реке. Специалисты до сих пор не могут определиться, чего нам ждать в этом сезоне – избыточного полноводия из-за обилия снегов или, напротив, падения уровня воды из-за очередного знойного лета.                     

Татьяна Захарычева

9701
comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: