Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Как нам благоустроить Ульяновск?

Внешний облик Ульяновска заметно преображается. Но все ли так просто, как кажется на первый взгляд? Об этом рассуждают ведущие архитекторы города.

— Управление архитектуры и градостроительства Ульяновска в настоящее время ведет работу по двум основным блокам. Первое направление — координация работ по разработке генерального плана развития города, которая включает в себя размещение новых объектов строительства, реконструкцию существующей застройки, капитальный ремонт зданий. Второе — улучшение архитектурного облика города. В частности, благоустройство городских территорий, установка малых архитектурных форм, озеленение парков и скверов — все то, что создает уют и красоту. Генеральный план города разрабатывается на расчетный срок двадцать-двадцать пять лет. На обсуждение общественности Ульяновска уже была представлена концепция генерального плана, которую разработал Санкт-Петербургский Институт урбанистики. Окончательное утверждение генерального плана города запланировано на 2006 год. С его принятием Ульяновск должен получить свое новое развитие. Уже сейчас достаточно большое число ульяновских инвесторов готовы построить в нашем городе многоэтажное жилье, возвести целые микрорайоны с развитой инфраструктурой. Это позволит улучшить жилищные условия горожан, увеличить число рабочих мест, пополнить городскую казну и т.д. Только за последние четыре месяца на комиссии по землепользованию и застройке рассмотрено большое количество заявок под строительство многоэтажного жилья. Сделан задел на предстоящие два года. Рассчитываем, что к концу 2007 года город получит более двухсот тысяч кв. м нового жилья. Для сравнения, в 2004 году было введено 96 кв. м жилья, из них около 30 за счет индивидуальных застройщиков.
Развиваясь, всякий город переживает различные периоды. И архитектура в полной мере отражает историю. Есть в Ульяновске районы с одноэтажной застройкой. К примеру, жилые дома по улице Радищева, которым там не место. Понятно, что город надо развивать, делать его более цивилизованным. Генплан определяет районы как многоэтажной, так и индивидуальной застройки. Индивидуальная застройка с грамотно подведенной инженерной системой может быть одним из самых лучших видов жилья.
Сегодня ульяновские предприниматели покупают в центре города по несколько частных домов под снос и приходят в управление архитектуры и градостроительства за разрешением для нового строительства. В свою очередь, на комиссии по землепользованию и застройке им предлагается подготовить генплан на весь жилой квартал с учетом этажности жилых домов, обозначением их типа. Есть градостроительные нормы и правила, в соответствии с которыми жилой дом размещается на определенном участке, где в обязательном порядке располагаются детские, спортивные, хозяйственные и другие площадки.
В целом, предложения о благоустройстве города находят широкий отклик как у самих горожан, так и у предпринимателей. Ощущение, что люди просто соскучились по такому роду занятий.

— Архитектурный облик нашего города полностью зависит от финансовых вливаний в эту сферу. Не будет финансов — не будет и города. Так было во все времена. Города, которые стояли на пересечении торговых, транзитных путей, процветали всегда. Формировались купеческие центры. Инвестиции же, которые идут в наш регион, сравнительно малы. Конечно, различных архитектурных и дизайнерских идей может быть сколько угодно. Но все они должны подкрепляться конкретными заказами.
В проектировке улиц города должен чувствоваться единый стиль. Строгий бордюр, бетонная дорожка, металлическая ограда вокруг деревьев и прочее. Как это принято на Западе, в крупных российских городах. А в каждой улице — своя индивидуальность. Для улицы Ленина это могут быть определенные виды фонарей, брусчатка, деревянные вкрапления на мостовой... Главный принцип работы — обязательное присутствие архитектурного вкуса и четкого решения. При благоустройстве любых городских улиц, как центральных, так и вспомогательных, важно обратить внимание на дороги. Чаще о благополучии города в целом судят по состоянию его дорог. Прогуливаясь по улицам, люди хотят в полной мере наслаждаться его красотами, не боясь при этом упасть в случайно открытый люк. Несколько слов о посадке зеленых насаждений. Удачный, на мой взгляд, пример озеленения территории — участок перед Центральным железнодорожным вокзалом. Здесь в свое время успешно поработали московские дизайнеры.
У нас в городе есть не менее грамотные специалисты, которым под силу самые смелые решения. Причем часть из них преуспела в создании стильных интерьеров торгово-офисных и развлекательных комплексов. В Ульяновске отчетливо наблюдается мода на проектировку и строительство такого рода объектов. В распоряжении горожан недостаточно культурно-развлекательных заведений, в которых они бы хотели провести свой досуг. Маленькие магазинчики по своему профилю не обеспечивают всех их потребностей. На мой взгляд, центр города должен обладать насыщенной инфраструктурой с торгово-офисными площадями, развлекательными комплексами, социальными объектами и т.д.

В первом полугодии 2005 года в Ульяновске сдано в эксплуатацию 40475 тысяч квадратных метров жилья и 15471 тысяча квадратных метров объектов соцкультбыта.

Введены в строй многоквартирные жилые дома в четвертом микрорайоне УЗТС, на улицах Красноармейской и Радищева, в микрорайоне «Искра». 9557 квадратных метров приходится на индивидуальное жилищное строительство.

В числе наиболее интересных объектов соцкультбыта — Торговый комплекс на улице Рябикова (ООО «Дарс-Инвест), автосервисный центр по Московскому шоссе (ЗАО «Взлет»), офисно-торговое здание на улице Гончарова (ФСК «Жилстройинвест»), комплекс объектов придорожного сервиса по Димитровградскому шоссе (ООО «Ресурс-Ойл») и др.

— Радует, что идет относительное благоустройство города. Ясно, что в один день облик Ульяновска измениться не может. Однако первые шаги к этому уже сделаны. Центр города требует большего числа кофеен, открытых летних кафе. Пусть они не будут отличаться на фоне других заведений шикарной отделкой, достаточно только привести их в порядок, чтобы радовали посетителей. Надо упорядочить работу со всевозможными рекламными щитами, растяжками, билбордами. Их беспорядочное расположение искажает облик города. И прежде всего облик исторических зданий.
Как показывает мировая практика, в центре города всегда есть потребность в пешеходных зонах. У нас это могут быть улицы Бебеля, Энгельса. «Освежить» облик этих улиц, сохранив исторические объекты, вполне реально. Конечно, вкусы людей различны. Художники-авангардисты творят в одном стиле, кубисты в другом, классики — в третьем... Всегда найдутся люди, которые будут недовольны, и те, кто похвалит. Нельзя сделать улицу полностью в авангардных традициях или только в старинном стиле. Мы всегда хотим совместить несовместимое. Так пусть все стили соседствуют рядом.
Надо больше внимания уделять новым «молодым» проектам. Выпускники вузов изобилуют различными идеями. Их обязательно надо поддерживать, внедрять идеи молодых совместно с опытными архитекторами и дизайнерами.
В Ульяновске есть здания, которые совершенно не пригодны для использования. Есть смысл такие объекты сносить, а на их месте возводить новое жилье. Здесь не принципиально, кто будет инвестировать в проекты: американцы, самарцы или еще кто-то. Недвижимость-то останется в нашем городе!

— У Ульяновска есть хорошая историческая основа. Еще двадцать лет назад он был самым красивым городом Поволжья. Сюда съезжались миллионы туристов. Хотелось бы возродить эти традиции. Появление в нашем городе зеленых скульптур, разнообразных клумб, декоративных скамеек оцениваю максимально положительно. Идеи сами по себе хорошие. Но не хватает, с точки зрения дизайнерской мысли, профессионализма. Удачен в этом отношении пример современного благоустройства города Чебоксары.
В Ульяновске есть потребность в проектировке самых разнообразных проектов: торговых, развлекательных.... Но это далеко не единственный способ благоустройства города. Изменить его облик можно и за счет реконструкции уже существующих объектов или сноса ветхого жилья. К примеру, одна из частей севера города представлена частным сектором. На его месте можно построить новое жилье. Или, как это делается в Москве, провести амортизацию хрущевок, срок службы которых давно истек. В идеале, город должен быть поделен на зону коттеджной застройки и зону многоэтажек. Главное, чтобы они не перемежевывались между собой. Иначе ломается структура города. В будущем обязательно будут строиться современные мегакомплексы. Уже сейчас в Ульяновск начинают привлекаться инвестиции для реализации крупных перспективных проектов. Надо сказать, что даже при том небольшом объеме строительства, которое ведется сегодня, настоящих специалистов дизайна архитектурной среды не хватает. При этом некоторые дипломные работы выпускников вузов этого года заслуживают внимания.
Так, выпускник кафедры архитектурно-строительного проектирования УлГТУ Сергей Фролов предложил проект «Ансамбль церкви Святого великомученника и целителя Пантелеймона на Нижней Террасе». При этом Сергей поработал не только над самим объектом, но и предложил план благоу-стройства прилегающей к нему территории. Как только закончится оформление всех необходимых документов, проект пойдет в работу. А выпускник той же кафедры Григорий Ледяев подготовил проект реконструкции Речного порта. К сожалению, для Ульяновска это пока фантастическая идея. Без развития водного туризма об этом не может быть и речи.

— Думаю, многие горожане уже смогли оценить заметные изменения в облике Ульяновска: появление цветочных клумб, фонтанов, объектов малой архитектурной формы. Но, на мой взгляд, не хватает в этом определенной системности, взвешенности. Нужна четко продуманная концепция, в соответствии с которой постепенно начнет выстраиваться облик города в целом. Как это делается, например, в других поволж-ских городах — Пензе, Саратове.
Благоустройство улиц, независимо от их масштаба и величины, должно быть проведено по принципу удобства и комфорта. Порой зеленые насаждения представляют собой серьезную помеху для транспорта и даже угрозу для жизни пассажиров. В идеале они должны быть красивы, функциональны, удобны, но не создавать ощущение опасности.
В Ульяновске существуют серьезные транспортные проблемы. Есть острая необходимость как в ремонте дорог, так и в их расширении. Не всегда грамотно продуманы парковочные площадки перед торговыми центрами. Обязательно должен выдерживаться принцип сбалансированного движения: безопасного для пешеходов и удобного для водителей. Удачные тому примеры — парковки у Торговых комплексов «Альянс» и «Дарс», что на улице Рябикова в Засвияжском районе.
Строительство торговых комплексов — новый виток в развитии Ульяновска. Потребность в этом есть как у самого города, так и у предпринимателей. Бизнесмены получают от сдачи в аренду таких помещений определенную прибыль, горожане — красивое и удобное место для покупок. Как правило, прежде чем возвести объект, необходимо отладить систему инженерных сетей. Завершив строительство — обустроить прилегающую территорию. Это большой плюс для города.
Безусловно, чтобы благоустроить Ульяновск, недостаточно возведения только новых объектов. Необходимо реконструировать и старые здания. Тут надо учесть, в чьей собственности находится объект. Как правило, руководители частных компаний заинтересованы в презентабельном виде собственных зданий. Муниципальная же собственность в силу нехватки средств, как правило, сложно восстанавливается. Но в Ульяновске есть здания, которые требуют не просто подкраски, а внутренней перепланировки или даже сноса. Снос ветхого жилья — очень сложный процесс, который надо только приветствовать.
Поскольку делается благое дело: и обновление инженерных сетей, и расселение жителей в новое жилье

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: