Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Как нам стоит город строить?

Валентина Шувалова - руководитель социологической лаборатории «Перспектива», кандидат философских наук


В последнее время активно ведется застройка центра Ульяновска крупными архитектурными комплексами различного формата и целевого назначения. Судя по публикациям в СМИ, еще более грандиозны планы на перспективу. Как к этому относятся горожане?

А кто эксперты
Перспективы пространственно-архитектурного развития центра Ульяновска и отношение общественности к застройке исторической части города — лишь один из аспектов комплексного исследования, который можно и нужно рассматривать только в контексте общих стратегий социально-экономического развития региона.
По данному вопросу высказали свое мнение около тысячи горожан, в том числе три группы экспертов — из числа лиц, компетентных в этой сфере (архитекторы, дизайнеры, представители культуры), причастных к принятию решений (представители органов власти и управления), влияющих на отношение горожан к этой проблеме (священно-служители православной и мусульман-ской церквей), формирующих общественное мнение (журналисты, теле- и радиоведущие, редакторы газет), а также представители деловых кругов, крупного, среднего и мелкого бизнеса, испытывающие потребность в новых объектах и площадях и способные инвестировать их строительство.

Возможные направления развития
В принципиальном отношении к пространственно-архитектурному развитию города эксперты, независимо от рода их деятельности и статуса, разделились на три группы.
1. Приверженцы крайней историко-культурной концепции развития города, которую условно можно назвать консервативной (сохранение и возрождение облика старого Симбирска), составили примерно четверть экспертов. Прежде всего, это дизайнеры, священнослужители, отдельные представители культуры и СМИ. Эксперты этой группы твердо убеждены, что: «Симбирск нужно сохранять в том виде, в каком он нам достался. В кварталах с небольшими домами человек отдыхает душой»; «Памятники культуры не должны пропадать, они — творение наших предков, необходимо восстановить то, что разрушено»; «Если разрушить исторические постройки, сложившийся облик улиц, то город лишится индивидуальности, станет похож на сотни других».
2. Приверженцы крайней цивилизационной, или постиндустриальной концепции, которую условно можно назвать радикально-конструктивистской (около 20%), среди которых также есть архитекторы, часть работников СМИ и управленцев. Они убеждены в противоположном: «Нельзя цепляться за старое и сохранять «мертвый город»; «Когда-то построенные здания уже выполнили свою функцию и должны уступить место новым архитектурным творениям»; «Все старые постройки надо снести, город освободить от ветхого жилья, несовременных строений. Вместо них возвести современные здания с использованием современных технологий и материалов».
3. Приверженцы умеренной — культурно-цивилизационной — концепции (60% экспертов) предлагают путь разумных компромиссов, конструктивной гармонии старого и нового и убеждены, что областной центр может и должен сочетать старину и современность: «Историко-культурный и цивилизационный подходы могут и должны существовать вместе в рамках эволюционной стратегии — неторопливой и выверенной»; «И уцелевшая старина, и новые постройки сейчас крайне необходимы городу, нужно найти оптимальный баланс между историей и современностью».
Таким образом, большинство экспертов поддерживает путь разумного, но безусловно поступательного пространственно-архитектурного развития города. С учетом радикальных настроений, сторонников такого позитивного, прогрессивного развития нашего города подавляющее большинство — 80%.

Застройка исторического центра
Принципиальная позиция в отношении развития города в целом во многом повлияла на характер мнений экспертов относительно застройки его центра.
Так, приверженцы консервативного историко-культурного подхода считают, что «исторический центр неприкосновенен и должен быть сохранен полностью» (10-15%):
«Если в этом есть необходимость, то административный центр нужно воздвигать за пределами зоны, очерченной улицами Минаева, К. Маркса, Гончарова»; «Нужны финансовые вложения не только в сохранение, но и в воссоздание исторического облика старого Симбирска, его архитектурных ансамблей».
Суть отношения к этой проблеме более многочисленной группы экспертов, разделяющей умеренно-конструктивный культурно-цивилизационный подход, состоит в том, что исторический, административный и деловой центры могут быть удачно совмещены, если:«Точно выделить ценные старые здания и сохранять их облик (возможно, меняя все внутреннее устройство)»; «Одновременно на месте ветхих, не представляющих интереса строений можно строить современные здания делового и административного назначения»; «Деловой центр хотелось бы видеть в современном, динамичном стиле, но новые здания должны органично вписываться в историческую канву города».
Большинство экспертов считает, что территориально современный административно-деловой и общественный центр города должен быть расширен за счет улиц, примыкающих к историко-мемориальной зоне и входящих в сегмент, за счет которого должна изменяться и реконструироваться центральная часть. Это так называемая «красная линия» — зона ближайшей пешеходной и транспортной доступности общественно значимых общегородских доминант и ориентиров (примерно 2 кв. км), в границы которой, кроме ул. К. Маркса, частично отнесены ул. Гагарина, Федерации, Мира, Марата, Можайского, Радищева, Красноармейская и Красногвардейская.
Естественно, возникает вопрос: а каковы границы историко-культурной зоны, представляющей особую ценность для архитектурного облика города? Подавляющее большинство многочисленной группы «конструктивистов» (85%) считает, что границы этой зоны очерчены границами исторического заповедника (ул. Ленина, часть ул. Л. Толстого, Гончарова, Советская, набережная Венец). Однако, по мнению большинства экспертов, мемориально-заповедная зона центра Ульяновска не должна оставаться «мертвой музейной зоной». Она должна работать на экономику города и области, культуру, индустрию досуга и туризма. А значит, сохраняя свой неповторимый облик, — наполняться новым содержанием, современными организационными технологиями и инфраструктурой: пешеходные зоны, развлечения, удобные места покупок и общественного питания, парковки для транспорта.

Административно-деловой центр
В общей сложности, две трети экспертов (всех групп и направлений) сходятся во мнении, что ведущие административные и деловые учреждения должны находиться в центре города:
«Бизнес сейчас снимает ветхие строения, арендует аварийные помещения, неприспособленные для нормальной работы, только потому, что считает необходимым иметь свои офисы в центре города»; «Содержание административно-деловой части центра также должно быть разнообразным, соответствующим основным функциям — управленческой, интегрирующей, коммуникационной».
По мнению экспертов, административный, деловой и общественный центр должен быть представлен:
— «административными учреждениями, которые являются лицом города и должны располагаться в исторических зданиях»; «современными, удобными офисами, отвечающими уровню класса А и В, снабженными выставочными центрами, бизнес-залами, мультимедийным сообщением, удобными местами парковки автомобилей»; «современными торговыми комплексами, рассчитанными на разные слои населения, возрастные группы, а раз речь идет о центре города, то и на отдых всей семьей»; «нужно продумать пешеходные зоны и организовать транспортные магистрали, которые уже сегодня не справляются с тем потоком, который ежедневно обрушивается на центр города».
Разные мнения вызвал вопрос о перспективах строительства современных офисных зданий, имеющих повышенную комфортность и обеспеченность:
— лишь 5% экспертов (дизайнеры, некоторые музейные работники, представители учреждений культуры и православного храма) считают, что Ульяновску вообще не нужны такие объекты: «Город и область еще долго не будут привлекательны для крупного бизнеса, а имеющиеся внутренние средства лучше направить на поддержку историко-культурных объектов»;
— треть экспертов (архитекторы, часть представителей областной администрации и СМИ) уверена, что такие офисные здания нужны в Ульяновске, но не сейчас, а лет через 5-7: «Сейчас у нас очень мало рентабельных предприятий, нет крупного бизнеса. Но средний и мелкий бизнес неплохо развивается, а значит, скоро такие площади будут необходимы»;
— более половины экспертов (все управленцы, представители исполнительной и законодательной власти, СМИ, мулла мечети) убеждены, что уже сегодня в Ульяновске нужно строить современные офисы: «О нашей области сложилось устойчивое мнение как об отсталом регионе. Но если не будет создан благоприятный климат для бизнеса, в том числе в виде современных офисов с конференц-залами, выставочными центрами, то инвестиций в области не прибавится».

Чего недостает Ульяновску
В целом городу, как считает большинство экспертов (65%), не хватает культурно-развлекательных и спортивных комплексов, предназначенных для отдыха всей семьи, молодежи и детей.

«Необходимо думать о людях. У людей колоссальная потребность в отдыхе. Наш бизнес в этой сфере пассивен»; «В Ульяновске не хватает спортивных комплексов, библиотек, культурных объектов. Особенно на периферии. Молодежи и детям нечем заняться»; «Мало театров, областной центр должен иметь хотя бы один музыкальный театр, оперетту. Молодым дарованиям будет где себя реализовать»; «Волга тоже является одной из основных достопримечательностей города. Нужно восстановить речной отдых, реконструировать речной порт, построить аквапарк».

Результаты маркетингового исследования показывают, что самой обделенной на сегодняшний день и одновременно самой перспективной является такая целевая группа, как городская семья со средним уровнем жизни (и приближенные к нему — чуть выше и немного ниже). Именно культ семьи, как нам кажется, должен преобладать в проектировании и развитии индустрии торговли, развлечений, отдыха, мест общественного питания в центре Ульяновска.

Подтверждением этого мнения служат данные нашего социологического опроса о предпочтениях проведения свободного времени: от 45 до 60% горожан разного возраста в выходные и праздничные дни предпочитают выезжать в центр города — за покупками, на общегород-ские праздники, массовые гуляния, просто для отдыха. В каждой второй ульяновской семье, находящейся в активной стадии развития (родители в возрасте от 25 до 45 лет), предпочитают совершать совместные поездки в центр.

По мнению экспертов, в современном Ульяновске отсутствует индустрия семьи во всех сферах. В торговле — нет крупных гипермаркетов для всей семьи; в досуге и проведении свободного времени — нет развлекательных и оздоровительных семейных центров, клубов выходного дня; в общественном питании ощущается явный пробел в местах быстрого питания, кафе с достаточным количеством посадочных мест для семейного времяпрепровождения, детских кафе: «Нужны совместные усилия бизнеса и органов управления, особая политика административного содействия, направленные на восполнение имеющихся пробелов».

Резюмируем
Подводя общий итог, можно сделать вывод о принципиальном совпадении оценок и предпочтений всех трех групп экспертов и населения, а также о доминирующем желании горожан видеть свой город современным, красивым, стильным, с развитой инфраструктурой, комфортным для жителей и привлекательным для других, причем не только и не столько «стариной», сколько современным потенциалом.
Подавляющее большинство (80-85%) считает, что Ульяновск должен активно, динамично и опережающими темпами развиваться в пространственно-архитектурном отношении. Весь его архитектурный облик должен соответствовать не провинциально-уездному, купеческому городку времен «Обломова» и «Обрыва», а статусу глав%

10033

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: