€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Как обжаловать решения налогового органа
Согласно законодательству, разногласия с налоговиками сначала следует пытаться урегулировать во внесудебном порядке и только затем обращаться в суд. На что нужно обратить внимание, чтобы не потратить силы и время впустую?
Общие принципы налогового права
Они закреплены в ст.ст. 3 и 108 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана.
То есть закон устанавливает презумпцию невиновности налогоплательщика, возлагая обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, на налоговые органы.
В соответствии со ст. 137 НК РФ любое лицо вправе обжаловать акты налоговых органов и действия (или бездействие) их должностных лиц, если считает, что его права нарушены.
Порядок обжалования решения налогового органа
С 1 января 2009 года порядок досудебного обжалования решения инспекции является обязательным. Об этом сказано в п. 5 ст. 101.2 НК РФ. Прежде чем подавать исковое заявление в суд, нужно попытаться урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается до момента вступления решения в силу (п. 2 ст. 139 НК РФ). Подается она в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Памятка. Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности должно быть вручено лицу, в отношении которого оно вынесено (или его представителю), в течение пяти дней после дня его вынесения (подписания). В силу оно вступает по истечении 10 рабочих дней со дня вручения.
В случае подачи апелляционной жалобы решение о привлечении к налоговой ответственности не вступит в силу до того, как вышестоящим налоговым органом не будет принято решение по жалобе (п. 9 ст. 101 НК РФ) – независимо от того, обжалуется решение полностью или частично.
Рекомендации налогового консультанта: если вы считаете, что решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности принято незаконно, можно воспользоваться процедурой апелляционного обжалования как для отмены этого решения, так и для приостановления его исполнения до рассмотрения жалобы.
Срок рассмотрения жалобы налогоплательщика
Налоговый орган должен принять решение по апелляционной жалобе в течение одного месяца с момента ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ). Сообщить о принятом решении лицу, подавшему жалобу, следует в письменном виде и в трехдневный срок (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Памятка. Срок на обжалование вступившего в силу решения составляет один год со дня вынесения (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).
НК РФ не установлена обязанность вышестоящего налогового органа уведомлять налогоплательщика о времени и месте рассмотрения его жалобы. Данную точку зрения поддерживают и некоторые суды. Однако есть судебные решения (постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.10 по делу № А72-8248/2009), в которых указано, что налоговый орган обязан привлекать заявителя к рассмотрению его жалобы, поскольку в противном случае нарушаются его права.
Не исключено, что вышестоящий налоговый орган установит обстоятельства, по которым с налогоплательщика могут быть взысканы дополнительные налоговые платежи, и примет новое решение, ухудшающее положение налогоплательщика. Однако арбитражные суды считают такой подход неправильным (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 28.07.09 № 5172/09).
Примечание: за время своей профессиональной деятельности автору не приходилось сталкиваться со случаем, когда инспекция признавала незаконность своих решений и отзывала их в досудебном порядке. Обжаловать пытаются все дела, даже самые безнадежные. Более того, налоговый орган проходит все судебные инстанции до конца даже при отсутствии безусловных и достаточных доказательств.
Судебное обжалование
Если налогоплательщик недоволен результатом обжалования решения или действий налоговиков в вышестоящем налоговом органе, он вправе обжаловать это решение (действие) в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ). Судом первой инстанции здесь является арбитражный суд субъекта РФ (п. 2 ст. 29, п. 1 ст. 34 АПК РФ).
Рассмотрение налоговых споров производится с учетом особых правил, предусмотренных гл. 24 АПК РФ. Срок на судебное обжалование составляет всего три месяца, а исчисляется с момента вступления решения вышестоящего налогового органа в силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Прежде чем подавать заявление в суд, заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Принять ли исковое заявление к производству, судья арбитражного суда решает в пятидневный срок со дня поступления заявления в суд (ст. 127 АПК РФ). О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу.
В арбитражном суде налогоплательщикам разрешено вести свои дела лично или через представителей. Ведение дела лично не отменяет права участника иметь еще и представителей. У индивидуальных предпринимателей и организаций ими могут выступать адвокаты и другие лица, оказывающие юридическую помощь, а также руководители.
Памятка. Полномочия представителя должны быть оформлены правильно. В большинств е случаев обязательна доверенность. Если она от организации, на ней ставятся подпись руководителя и печать, если от гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, – доверенность оформляют нотариально.
Приостановление действия оспариваемого решения
Под обеспечительными мерами арбитражного суда понимаются срочные временные меры, которые принимает суд по заявлению лица, участвующего в деле.
Обеспечительные меры могут быть выражены в действиях, предусмотренных ст. 91 АПК РФ. Например, наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащее ответчику; запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора и др.
Требование о применении таких мер должно быть заявлено в ходатайстве лица, обратившегося за защитой своих прав или интересов. Соответствующее заявление (требования к его оформлению указаны в ч. 2 ст. 92 АПК) может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением.
Памятка. Заявить ходатайство о применении той или иной обеспечительной меры можно и в течение всего периода производства по делу до момента вынесения судебного акта.
Обязательным условием для применения арбитражным судом обеспечительных мер является обоснованность ходатайства заявителя, то есть существование обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ (угроза неисполнения судебного решения либо причинения существенного ущерба интересам заявителя).
Обратите внимание! Обязанность по предоставлению доказательств, свидетельствующих о возможности возникновения последствий, указанных ч. 2 ст. 90 АПК РФ, лежит на заявителе. Исключения из этой обязанности устанавливаются ст. 69 АПК РФ.
По результатам рассмотрения судом выносится определение об обеспечении иска либо об отказе в таком обеспечении. Вынося определение об обеспечении иска, суд направляет его копию лицам, участвующим в деле.
Рекомендации налогового консультанта: если вы получили решение налогового органа по проверке, которым доначислены налоги, пени и даже штрафы, но не согласны с ним, нужно позаботиться не только об обжаловании решения, но и о том, чтобы, пока идет процесс обжалования, оно не было исполнено. В ином случае, даже если доначисления признают неправомерными, придется тратить нервы и время уже на то, чтобы вернуть из бюджета излишне взысканное.
Ходатайствуя о применении обеспечительных мер, следует просить суд именно о приостановлении действия обжалуемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ).
При удовлетворении такого ходатайства налоговый орган не сможет:
• выставить требование об уплате доначисленных налогов, пени и штрафов;
• взыскать доначисленные налоги, пени и штрафы в безакцептном порядке;
• заблокировать ваши банковские счета.
Ведение налоговых споров
Доказательствами принято считать сведения о фактах объективной реальности. К сожалению, привести универсальные рекомендации по перечню надлежащих доказательств нельзя, так как это зависит от содержания конкретного налогового спора.
В качестве доказательств арбитражный суд может рассматривать:
• письменные доказательства (договоры, акты, справки, счета-фактуры, накладные и др.);
• вещественные доказательства (используются достаточно редко);
• объяснения лиц, участвующих в деле;
• заключение эксперта;
• показания свидетеля;
• иные документы и материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела (ст. 64 АПК).
Решение налогового органа признается необоснованным в случае, если в решении отсутствуют ссылки на первичные документы; если приводятся факты, по которым налоговые обязательства возникают не только к доначислению, но и к уменьшению; допущены ошибки арифметического характера; нарушены процессуальные нормы (например, допрос свидетелей проведен без понятых) и т.п.
Рекомендации налогового консультанта: специфика судебных споров с налоговыми органами состоит в том, что в деле не следует искать истину, следует искать рациональные способы для того, чтобы доказать свою правоту.
Не существует готовых рецептов ведения налоговых споров, работающих для каждого случая. Но можно дать несколько советов.
1. Постоянно анализируйте судебную практику. Лучше всего, если по схожему делу существует правовая позиция ВАС РФ. Но таких дел немного. Постарайтесь найти практику своего региона. Проводите систематический мониторинг постановлений и определений, принимаемых судебными инстанциями. В них можно найти и аргументацию, которая поможет в налоговом споре, и вариант предполагаемых действий.
2. Представляйте документы в суд в таком виде, который прост и понятен для исследования. В тексте заявления желательно делать ссылки на документы с указанием номера конкретного листа.
3. Внимательно анализируйте решение и выделяйте в нем существенные обвинения инспекции и доводы, имеющие косвенное значение. Выделяйте значимые и менее значимые доводы.
Обратите внимание! Тактика ведения налоговых споров существует не только у налогоплательщика. Есть официальные разъяснения, рекомендованные вышестоящим налоговым органам с целью повышения эффективности рассмотрения налоговых споров в пользу государства. Еще в конце мая 2006 года ФНС России издала Письмо N ШС-6-14/550@, содержащее рекомендации о том, как следует поступать сотрудникам налоговых органов при участии в налоговых спорах.