Как освоить сырьевую базу
Для эффективного освоения лиственной и мелкотоварной хвойной древесины необходимо партнерство бизнеса и государства, считает генеральный директор НП «Лес-Юг» МИХАИЛ МОКРОВ. Возможно - региональные целевые программы, аналогичные программам газификации.
Территория, покрытая лесом в Николаевском районе, занимает 75,6 тысячи га, все эти угодья находятся в пользовании на условиях долгосрочной аренды у Некоммерческого партнерства «Учебно-научно-производственный комплекс «Лес-Юг». Управлять этим природным богатством весьма непросто.
Наше некоммерческое партнерство создано семь лет назад, и все это время основным принципом нашей работы является комплексный подход к освоению леса. Мы не только используем лесное богатство, но и организуем охрану, защиту, воспроизводство лесов, проводим научные исследования, направленные на совершенствование лесного хозяйства и экологии. В этом году высадили сеянцы на площади 350 га, дополнили лесные культуры на 570 га, высеяли питомники на территории 350 га. Это больше, чем предусмотрено нормативами: коррективы внес форс-мажор - в 2010 году в наших лесах случился крупный пожар, уничтоживший тысячу гектаров...
70% лесов Николаевского района - хвойные насаждения, однако больше половины - это молодняк не старше 50 лет. Дело в том, что в нашем районе в годы войны было создано большое количество леспромхозов, которые активно вырубали леса для нужд фронта.
Между тем главную ценность для деревообрабатывающей промышленности представляет именно хвойная древесина. А что делать с освоением расчетной лесосеки по лиственной хозсекции? Довольно неплохая ситуация по березе, ее основной потребитель в области - Инзенский ДОЗ. А вот липа, осина, клен, дуб (низкого качества) остаются в большей мере невостребованными. И это большая задача, актуальная для всех арендаторов лесных угодий Ульяновской области, и решать ее нужно совместно с региональным правительством, а то и на федеральном уровне, например, строить большие плитные производства.
Главную ценность для деревообрабатывающей промышленности представляет хвойная древесина. А что делать с освоением расчетной лесосеки по лиственной секции?
Наша организация со своей стороны делает все возможное для того, чтобы реализовать лиственную древесину по своим каналам. В частности, сотрудничаем с производителями бумаги. В прошлом году мы практически на 80% использовали лиственную лесосеку, реализовав весь объем, как технологическую древесину в Волгоград, Волгодонск, Пензенскую область - здесь расположены производства щепы, из которой делают плиты ДСП. Однако в этом году наши партнеры снизили объемы и, соответственно, у нас произошел спад с реализацией лиственной древесины. Между тем, согласно договору аренды, наша организация за нее государству заплатила! И теперь мы несем прямые убытки. Вот что такое освоение лиственной лесосеки, точнее, ее неосвоение.
Есть вопросы и с мелкотоварной хвойной древесиной, у нас ее много - вышедшей из-под пожаров, из-под санитарных рубок. Последнее время мы стали активно устанавливать печи углежжения для производства древесного угля, сегодня у нас и у наших партнеров действует порядка 15 печей, одна из них промышленного типа, работающая круглосуточно. И если мы не наладим отношения по отгрузке в другие регионы мелкотоварной древесины для производства щепы, то будем и дальше развивать углежжение.
Делаем ставку и на производство топлива из древесной биомассы, однако пока не ясно со сбытом пеллет, с производством котлов, работающих на сыпучем топливе. Нужна областная программа по аналогии с программой газификации сел. Автоматический котел можно поставить в отдаленные села, школу, больницу, чтобы не тянуть газовую трубу. Это было бы гораздо дешевле.
У нас есть не только сырьевая база, но хорошие специалисты, обладающие высокой квалификацией. Недавно в Ульяновской области прошел традиционный областной конкурс «Лучший вальщик леса», одно из призовых мест вновь занял специалист НК «Лес-Юг». Однако не все зависит от профессионалов.
За последние два года арендаторы лесных угодий Ульяновской области снизили объем арендной платы за счет сокращения расчетной лесосеки, в том числе, хвойной. Не потому, что люди не хотят работать. Наоборот - полны сил и энергии максимально эффективно использовать природные богатства региона. Но самостоятельно решать вопросы со сбытом нашей продукции мы не можем. И если нам не помогут, ситуация в отрасли будет только усугубляться.