Как выбрать прибыльную нишу
Андрей Дуров
бизнес-тренер, эксперт по настройке системы эффективных продаж, управляющий партнер Агентства «Результат»
Ольга Серкова
практикующий маркетолог-консультант, эксперт в области прицельного маркетинга и увеличения продаж, управляющий партнер Агентства «Результат»
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ
Тема открытия своего дела сегодня не просто актуальна. Это уже рыночный тренд. Раз есть желающие открыть свое дело, значит, есть спрос на идеи и знания, как это сделать. И вроде информации, платной и бесплатной, по теме много: тренинги, блоги, статьи, пособия… Но главные вопросы и начинающих, и бывалых предпринимателей остаются теми же, что и пять лет назад:
1. Как выбрать нишу для бизнеса?
2. Как понять, что ниша будет эффективна?
3. Какие ошибки можно сделать и как их избежать?
В сегодняшней подборке предлагаем вам ответы ведущих бизнес-тренеров России. Это не цитаты из конкретных изданий с указанием страницы и источника. Это общие выжимки из их тренингов, книжек, статей. С нашими собственными комментариями и добавлениями по смыслу. Подробности и детали - на тренингах и в изданиях авторов.
КТО ЕСТЬ КТО
Советы действительно от известных и сильных бизнес-тренеров. Хотя бы по тому, что они сами ведут эффективный бизнес. И по их рекомендациям уже запущены тысячи прибыльных проектов. Итак, знакомьтесь.
Петр Осипов, Михаил Дашкиев - основатели и лидеры движения «Бизнес Молодость», авторы ряда бизнес-методик, бизнес-тренеры. Специализация - построение бизнеса и бизнес-процессов. Изданные книги - «Построй свой бизнес. От идеи до бизнеса за три недели» + электронные статьи и видео. Основной сайт - http://molodost.bz.
Евгений Ходченков, Михаил Гаврилов - создатели интернет-курсов и тренингов, которые позволяют начинать бизнес в сети без особых знаний и навыков. Специализация - бизнес в Интернете. Изданные книги - «Твой первый бизнес» + электронные издания и видеоуроки. Основной сайт - http://tvoy-start.com.
Сергей Азимов - тренер-практик с потрясающим чувством юмора. Специализация - создание бизнеса без капитала, переговоры и продажи. Изданные книги - «Как зарабатывать деньги без стартового капитала», «Продажи и переговоры», «Они уже сделали это». Основной сайт - http://nerabota.ru.
ПРАКТИКИ ПЕТРА ОСИПОВА И МИХАИЛА ДАШКИЕВА
Выбор ниши
Лучше, конечно, делать деньги на том, что нравится. Но не обязательно. Это личный выбор каждого: зарабатывать маленькие деньги на том, что нравится; получать большие деньги, на том, что не особо нравится; делать большие деньги на том, что нравится.
Получится или нет зарабатывать на любимом деле - это вопрос исключительно веры в собственные силы. Примеры, когда люди занимаются тем, что любят, и получают за это прилично и неприлично хорошие деньги, - есть. Нужно просто посмотреть вокруг.
Но главное при выборе ниши - ее востребованность и эффективность, а не ваше личное отношение к ней. Замерить спрос позволяет http://www.wordstat.yandex.ru.
Эффективность ниши
Наиболее перспективными для начинающих бизнесменов будут ниши, соответствующие следующим критериям:
1) Существующий, а еще лучше - зашкаливающий спрос на товары / услуги («жаждущая толпа»). Ошибкой будет начать продавать непонятное «нечто», о котором мало кто слышал в округе, или занять нишу, в которой никто не работает. Это означает просто отсутствие спроса.
Инноваций, конечно, никто не отменял, и создать спрос, конечно, можно. Но это задача для высокобюджетного маркетинга, а не для начинающего предпринимателя. Поэтому ищите ниши с сильным спросом.
2) Средний чек в нише. Нужно знать среднюю сумму покупки (или среднего чека) в нише. Иногда для заключения сделки в 100 тыс. рублей или в 10 тыс. рублей приходится потратить примерно одинаковое количество усилий и времени.
3) Цикл сделки, то есть время от момента предложения товара до поступления денег в вашу кассу. Если цикл укладывается в 21 день, то это быстрая оборачиваемость и быстрые деньги. Которые однозначно выгоднее долгих сделок с циклом в месяцы и годы.
4) Ваша компетентность в нише. Если вы досконально понимаете, что продавать, как продавать и какие выгоды ваш товар дает клиенту, то это безусловный плюс. Ниша, в которой вы компетентны, в разы быстрее станет для вас более успешной, нежели ниша, в которой вы полный ноль.
Ошибки
Ошибки - это браться продавать «непонятную фигню» с небольшим чеком и долгим циклом покупки, в которой вы мало что смыслите. Все это вместе или по отдельности - все равно ошибка, цена которой - потраченные нервы, время и деньги.
ПРАКТИКИ ЕВГЕНИЯ ХОДЧЕНКОВА И МИХАИЛА ГАВРИЛОВА
Выбор ниши
Идеально - выбрать то, что нравится делать. Например, построить бизнес на своем хобби. Поверьте, сегодня на бисероплетении или пошиве платьев можно прилично зарабатывать.
Темой для ниши может стать и ваша мечта - то, чем вы хотите обладать. Возможно, мечтая разводить лошадей, вы уже столько о них прочитали, что вполне можете делать платные тематические обзоры для блогов о животных, например.
Если душа ни к чему не лежит, посмотрите, чем интересуются окружающие. Полистайте в Интернете блоги и форумы или просто спросите друзей в Одноклассниках. И если пятеро из десяти упомянули, что им интересна рыбалка, то товары для рыбалки и есть искомая ниша.
Еще есть популярные «вечные темы», которые довольно легко монетизируются. Среди них - вопросы бизнеса, отношения полов, воспитание детей, эзотерика, здоровье, братья наш меньшие, иностранные языки… Каждая тема имеет множество подниш и ответвлений, определить которые довольно легко.
Эффективность ниши
Евгений Ходченков выделяет несколько критериев перспективной ниши.
1) Уже есть спрос на товар или услугу, но предложений не много. Здесь важен географический ареал продаж: в вашем регионе может быть полтора десятка магазинов настольных игр, а в соседнем городе - всего один.
2) Люди действительно готовы платить за то, что вы предлагаете. Бесполезно продавать полеты в космос обитателям деревни Сосновка. А вот обитатели Голливуда такую услугу легко купят и еще друзей пригласят.
3) Ниша будет востребована не только сегодня, но и через год, и через пять лет. То есть сегодня уже нет смысла продавать советские электрические лампочки, разве что в качестве раритета.
Ошибки
Предостерегают бизнес-тренеры от таких ошибок:
1) В нишемало денег и/или много конкурентов. Если в вашем городе на 100 тысяч человек 25 цехов по производству мебели, есть ли смысл открывать 26-й такой цех?
2) Слишком широкая ниша. Открывая магазин бытовой техники, подумайте, как вы будете конкурировать с «М-Видео», «Техносилой», «Эльдорадо» и еще десятком федеральных марок. А вот магазин «Утюги и гладильные станции» легко соберет свою аудиторию.
3) Слишком узкая ниша. Если вы думаете, что завтра за вашим пневмовибромассажером легких выстроится очередь, то сильно ошибаетесь. Люди о таком и не слышали. И вряд ли захотят покупать это «неведомое нечто».
ПРАКТИКИ СЕРГЕЯ АЗИМОВА
Выбор ниши
Нужно в идеале выбирать дело по душе, которым вы готовы заниматься вне зависимости от падений и взлетов.
Либо, если ниша не имеет ничего общего с любимым делом, изначально создавать такую СИСТЕМУ получения дохода, которая позволит тратить минимум времени на работу и максимум времени - на любимое дело.
Вот несколько вариантов выбора ниши для бизнеса.
1) «Хороший товар». Вам что-то настолько понравилось, что вы готовы это купить (при наличии необходимой суммы в кошельке) и даже постоять в очереди. И вы уверены, что это понравится другим, и другие это тоже купят. А еще лучше, если на это уже есть спрос, если это уже на слуху. Отслеживайте спрос.
2) «Очень хочется». У вас (или у соседа, шефа, подруги) есть какая-то проблема, нехватка чего-то, желание чего-то, за решение или доставку чего они готовы были бы заплатить деньги… Отслеживайте потребности - свои и окружающих.
3) «Клуб». Вы однажды ловите себя на том, что готовы отдать в год сумму в Xдесятков тысяч рублей, чтобы… Отслеживайте подобные запросы - у себя и тех, кто вокруг.
Эффективность ниши
Ответьте всего лишь на два простых, но очень важных вопроса: будет ли товар в нише продаваться и сколько это в итоге принесет денег.
Нужно посмотреть и хотя бы примерно просчитать, как это продается у кого-то.
Задавайте вопросы владельцу подобного бизнеса и его сотрудникам. Если в своем регионе это сделать затруднительно в силу того, что мало кто заинтересован в появлении новых конкурентов, то не поленитесь съездить в соседний регион и расспросить предпринимателей из этой сферы. Сходить на тематическую выставку или посетить конференцию по нужному направлению. Поверьте, вы получите ответы на большинство своих вопросов. Думайте, записывайте, просчитывайте.
Ошибки
Азимов выделил несколько типовых ошибок, которые делают предприниматели при запуске нового бизнеса.
1) Ищут новые ниши и деньги только в хорошо знакомой области. А нужно иногда выходить за границы знакомого и смотреть по сторонам.
2) Считают, что «дальние поля в два раза зеленее». Но прежде, чем рваться в Москву/ Европу/ Китай, подумайте, а что нужно жителям родного города/ села. Чего они хотят?
3) Честно верят, что они что-то «не могут», «не умеют», «не знают». Достаточно заменить частицу «не» на слово «как», и дела сразу пойдут в гору. Как суметь? Как узнать? Как сделать?
4) «Срезают углы» - не доделывают, не досчитывают, не договаривают, оставляют «на потом» и оценивают «на глазок». А в итоге бизнес не дотягивает, не доходит, не дополучает.
КАК ПРОВЕРИТЬ НИШУ
И в завершение бонусом - шаблон пригодности ниши для вас лично. Его автор - Сергей Азимов - приводит 10-11 критериев, но мы сведем их к пяти основным моментам.
1) Доходность. Сколько денег вам лично будет приносить выбранная ниша - минимум и максимум? Устраивает ли вас этот минимум и этот максимум? Если не устраивает - ищите другую нишу. Если устраивает, но сроки получения первых денег видны лишь в отдаленной перспективе - ищите другую нишу.
2) Удовольствие. Будет ли приносить освоение ниши удовольствие вам лично? Вы и вправду будете ловить кайф не только от положительного результата (в виде прибыли), но и от самого процесса? Если ответ положительный - это ваша ниша. Но если ниша приносит только удовольствие, но не приносит денег - ищите другую нишу.
3) Раб или хозяин? Можно ли поставить дело так, чтобы получать деньги без особых напрягов и вашем минимальном участии? Вы будете работать на бизнес (то есть вы - раб бизнеса) или бизнес будет работать на вас (то есть вы - хозяин бизнеса)? Если вы будете рабом бизнеса - ищите другую нишу.
4) Товар или система? Можно ли в нише можно выстроить СИСТЕМУ сбыта или получится просто сбывать товар? (Маленькая подсказка: если выстроить систему сбыта, то продавать можно практически любой товар). Вам нужен бизнес как система, иначе ищите другую нишу.
5) Риски. Вы вкладываете в бизнес время, деньги и нервы (составляющие для каждого бизнеса в разных пропорциях - от 0 до 100%). Хватит ли вас на все? Предположите вариант «Проигрыш», когда бизнес «не пошел». Что вы можете потерять? а) Здоровье, нервы, жизнь; б) Деньги, вложения; в) Время; г) Репутацию. д) Внутреннее состояние. Если риски для вас слишком высоки - ищите другую нишу.
Хороших вам продаж и высоких прибылей!