Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Каким будет 2006 год для экономики Ульяновской области

Анатолий Лапин - профессор, директор Научного Центра региональных экономических исследований и разработок УлГУ

2005 год был богат обещаниями наступления в ближайшем будущем прорыва в сфере экономики региона. Пока стремительного «взлета» не произошло. Не претендуя на истину в последней инстанции, попытаемся спрогнозировать, каким окажется 2006 год.

Демография
Тенденция депопуляции населения региона продолжится и в следующем году, несмотря на принятие целевой программы демографического развития Ульяновской области на 2005-2010 годы (финансирование которой в бюджете-2006 не предусмотрено). Ожидаемые потери составят около 13-15 тыс. чел. (за 9 месяцев 2005 г. — 10,6 тыс. чел.). Основной причиной по-прежнему будет являться 2-кратное превышение смерт-ности над рождаемостью и отрицательный миграционный баланс Ульяновской области с другими субъектами РФ (за 9 месяцев 2005 года рождаемость упала еще на 7%, смертность выросла на 1%, в т.ч. младенческая — на 19%). Сельские районы Ульяновской области де-факто превратились в территорию доживания лиц старших возрастов: начиная с 2000 года (впервые за столетие!) рождаемость на селе ниже, чем в городе. Некоторым из них осталось не более 1/4 века до исчезновения.
Мнение автора заключается в том, что сельские районы нашей области перспектив экономического развития не имеют в связи с тем, что из-за интенсивной депопуляции там просто некому жить и работать. Во всех из них уже сейчас количество занятых меньше, чем число пенсионеров, смертность превышает рождаемость в 3-3,5 раза, разрушена инфраструктура, нет достаточного уровня газификации, как важной составляющей себестоимости производства и т.д. Каких-либо существенных изменений в миграционной привлекательности для жителей других российских регионов и зарубежья не произойдет.
Более того, нарастающий разрыв в уровне социально-экономического развития Ульянов-ской области на фоне других субъектов ПФО будет способствовать дальнейшему оттоку ульяновцев на более перспективные территории.

Базовые отрасли экономики
Общий индекс промышленного производства оценивается на уровне 2005 года, т.е. в диапазоне до +6%. Он будет достигнут в основном за счет интенсивно растущих объемов производства в добывающей промышленности (добыча нефти) и производстве энергоресурсов в пределах 10-30% прироста. При этом обрабатывающий сектор местной промышленности будет постепенно «сворачиваться», спад производства в нем ожидается на 5-8%. Центральной причиной стагнации ведущей отрасли ульяновской промышленности — машиностроения и металлообработки — является глубокий спад производства в нише легковых автомобилей на ОАО «УАЗ», который ожидается не менее чем на 10%. Таким образом (по крайней мере, в краткосрочном периоде), экономика Ульяновской области будет все в большей степени смещаться в сторону сырьевой ориентации своей промышленности, эксплуатируя имеющиеся запасы природных ресурсов. Основной причиной такого положения является неконкурентоспособность и «неразворотливость» крупных ульяновских промышленных предприятий на национальном рынке, по-прежнему эксплуатирующих советские методы решения экономических проблем: лоббирование госзаказа для своих предприятий в ущерб качеству производимой продукции и поиску новых рынков сбыта.
Важнейшей предпосылкой экономического роста является увеличение инвестиций в нефинансовые активы субъектов региональной экономики. Скорее всего, продолжится «вялая» инвестиционная динамика в «русле» тенденций 2005 года, за 10 месяцев которого объем инвестиций вырос чуть более чем на 4% (против более 40% прироста в 2004 году). Объемы и направления инвестиций будут определяться, по сути, двумя факторами. Первый из них — привлечение средств федерального бюджета в рамках ФЦП и ФАИП, основные надежды которого связываются с не менее чем двукратным увеличением финансирования мостового перехода через Волгу (до 2 млрд. руб.). Этот объект уже превратился в своего рода «лакмусовую бумажку» для региональных властей, выявляющую их реальные возможности лоббирования интересов ульяновцев в коридорах Правительства и министерств РФ.
Второй фактор — инвестиционные планы крупных национальных компаний, рассматривающих Ульяновскую область как возможную площадку для развертывания строительства крупных производственных объектов (например, восстановление деревообрабатывающего завода в Инзе с объемом инвестиций до 2,6 млрд. руб. или модернизация ОАО «Ульяновск-цемент» в сумме 30 млн. руб. для улучшения качества производимого у нас цемента). Реалистичность подобных проектов оценить достаточно трудно, так как это зависит от финансовых возможностей инвесторов, располагающихся за пределами нашего региона, и их прогнозов на этот счет.
Одним из конкурентных преимуществ Ульяновской области для подобных проектов является низкий уровень заработной платы, который у нас ниже общероссийского на 40%. Автор отрицательно оценивает экономическую возможность и целесообразность строительства в Ульяновске «гиперобъектов», подобных автодрому, так как для этого нет ни соответствующей инфраструктуры услуг, ни рынка платежеспособного спроса, ни необходимых инвестиционных ресурсов. Намного более реалистичным было бы доведение до конца многих уже начатых объектов, которыми Ульяновск обладает в изобилии (тот же кинотеатр «Рассвет», комплекс зданий УЦМ, ПАТП на ул. Кирова, Ледовый Дворец и др.).Маловероятно, чтобы в 2006 году Ульяновскую область захлестнули потоки иностранных инвестиций, по объемам привлечения которых наш регион за 9 месяцев 2005 года находился на последнем месте в ПФО РФ, и их объемы составляли менее 1% от уровня 2004 года.

Сельское хозяйство
Сельскохозяйственный комплекс пройдет 2006 год со спадом в пределах 5% (в случае если не будет очень благоприятных погодных условий). Это объясняется многолетней отрицательной динамикой поголовья КРС (за 10 месяцев 2005 г. оно сократилось на 14%), сокращением количества занятых в аграрном секторе ульяновской экономики, 10-кратным сокращением объемов полученной прибыли в отрасли (8,4% к уровню января-сентября 2004 г.), отсутствием собственных оборотных средств, снижением объемов производства (например, зерна в 2005 году намолочено на 11,6% меньше) и другими причинами. Увеличение ассигнований из областного бюджета-2006 не сможет внести в эту тенденцию каких-либо серьезных изменений из-за своей незначительности по отношению к имеющимся проблемам. Вместе с тем, продовольственный голод жителям Ульяновской области не грозит, так как мы «встроены» в перераспределительные потоки продовольствия на уровне ПФО и всей страны в целом. Кроме того, количество «едоков» в Ульяновской области с каждым годом сокращается более чем на 1%, в 1,5 раза опережая темпы сокращения населения в среднем по России.

Строительство
Пока неясно, с какими результатами закончит год строительство, так как в августе-октябре 2005 года объемы строительства по отношению к 2004 году снижались. Поэтому регистрируемый строительный «бум» в I полугодии 2005 года, когда объемы увеличились более чем на 20%, уже прошел. По итогам 10 месяцев рост значительно скромнее — менее 6%.
Уходящий год вполне может продолжить негативную динамику предыдущих лет — по итогам всего 2005 года, спад может составить до 5%. К подобному развитию ситуации частично подталкивает сокращение обеспеченности отрасли заключенными договорами строительного подряда: с двух месяцев в I квартале до полутора месяцев в сентябре-октябре (или на 1/4).
Объемы жилищного строительства увеличатся в 2006 году на 10-15% против 30% за 10 месяцев 2005 года, что продолжит тенденцию 2005 года, связываемую с увеличением реальных денежных доходов населения (5-10%) и доступности ипотечных и накопительных программ банковского кредитования.

Транспорт и связь
Если Ульяновскому отделению Куйбышевской железной дороги не удастся сломить тенденцию 2005 года — сокращение грузооборота на 1/4, то увеличение деловой активности в других подотраслях транспорта (автомобильного, авиационного, речного) не способно перекрыть этот спад и в 2006 году. На рынке пассажирских перевозок ситуация стабилизируется: если и будет рост пассажирооборота, то он не превысит 2-3%. Рост объемов услуг связи в 2006 году ожидается в пределах 10-15%, что соответствует предыдущему периоду, хотя по 10 месяцам 2005 года достигнутые темпы прироста в Ульяновской области оказались минимальными в ПФО, что связывается с более тяжелым финансовым положением предприятий и низкими доходами населения.

Торговля и услуги
Розничная торговля и платные услуги продолжат наращивать свои позиции в структуре региональной экономики. В этих секторах рост составит не менее 5%, что, с одной стороны, объясняется становлением в Ульяновске сферы услуг как таковой (и, как следствие, перераспределением покупок от рынков к магазинам из-за резко выросшего уровня культуры торговли и агрессивной маркетинговой стратегии основных компаний), а с другой стороны — «подпитывается» ростом реальных денежных доходов и заработной платы ульяновцев.

Занятость и инфляция
Прогноз инфляции в 2006 году — 10-12% по отношению к декабрю 2005 года, что несколько ниже, чем по итогам 2005 года (по оценке, это 13-14%). То есть мы вплотную подойдем к зоне умеренной инфляции (так же, как и Россия в целом), которая оказывает стимулирующее влияние на экономику.
Уровень общей безработицы будет находиться в пределах 6-10%, что не вызывает особых проблем, так как является естественным уровнем для Ульяновской области и объясняется особенностями поиска работы, устраивающей людей не по одному, а по многим параметрам. Уровень официальной (регистрируемой) безработицы составит 2,5-3% от экономически активного населения. Центральной проблемой для регионального рынка труда в 2006 году станет нарастание дефицита рабочей силы и ее высокая текучесть из-за относительно низких заработных плат. Среднемесячная оценка заработной платы за ноябрь 2006 года находится в диапазоне 7-7,5 тыс. руб. (рост номинальной заработной платы возможен до 25%, реальной — около 10%). Изменение официальной безработицы в большей степени будет определяться величиной пособия по безработице и охватывать, в первую очередь, сельские районы, где этот показатель будет колебаться от 4 до 10%.
Можно сказать, что экономика сельских районов станет «головной болью» областных и местных властей в 2006 году, что связано как с трудностями реализации ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», так и с непрекращающимся «бегством» капитала и наиболее способных людей из сельских районов в Ульяновск, Самару, Пензу, Москву, Санкт-Петербург и другие города. Как поднимать экономику села в нашей области, не знает никто (в том числе и автор этих строк).

Бюджет-2006
Вызывает большое опасение исполнение областного бюджета 2006 года. Единственной надеждой выполнения этих почти в два раза возросших по сравнению с 2005 годом цифр является увеличение безвозмездных поступлений из федерального центра в Ульяновскую область. Каких-либо реальных оснований для такого роста по собственным доходам у областного бюджета нет, т.к. в противном случае нам бы пришлось говорить о не менее чем двукратном росте в 2006 году объемов производства, прибыли, заработной платы и т.д. За 2005 год весь консолидированный бюджет оценивается в 13 млрд. руб. (за 9 месяцев 2005 г. — 9,2 млрд. руб.), где доля областного — около 60%. Поэтому увеличение только областного бюджета до 13 млрд. руб. означает, что консолидированный бюджет должен составить 20-22 млрд. руб., что в наших условиях маловероятно. Это, в свою очередь, чревато введением процедуры секвестирования расходов областного бюджета уже в середине 2006 года, что способно спровоцировать кризис в отношениях между губернатором и Правительством Ульяновской области, с одной стороны, и бюджетной сферой, с другой. Либо привести к очередному роспуску областного Правительства, как не достигшего поставленных губернатором целей. Очевидно, что подобная ситуация с исполнением областного бюджета в наступающем году приводит к доминированию краткосрочных сиюминутных целей, как в макроэкономической политике Ульяновской области, так и в действиях отдельных чиновников, понимающих, что «срок жизни» на высоких постах исчисляется 6-9 месяцами.
Автор хотел бы резюмировать, что какие-либо «прорывы» ульяновской экономике не грозят не только в 2006, но и в период до 2010 года. Вместе с тем, ситуация тотального сиюминутного кризиса тоже не наш вариант. Экономика Ульяновской области, скорее всего, будет развиваться в русле общероссийских тенденций с менее выраженными позитивными трендами и более выраженными негативными. Из того «порочного круга нищеты», в который мы попали, начиная с 1995-1996 годов, можно благополучно выйти только при активной поддержке Правительства РФ, увеличении объемов финансовой помощи со стороны федерального бюджета не менее чем на порядок, многократном увеличении объемов привлекаемых инвестиций, «десанте» высокопрофессиональных топ-менеджеров, выработке и скорейшем проведении в жизнь региональными и местными властями согласованной экономической политики, объединении в едином порыве усилий всех сторон, заинтересованных в экономическом благополучии нашего региона. Такое происходит редко, но все же иногда происходит.

Год 2005-й: плюсы и минусы

Сергей Юрасов - исполнительный директор ОАО «УАЗ»
— 2005 год был для Ульяновского автомобильного завода не простым, но знаменательным. Построен новый окрасочный комплекс Eisenmann, не имеющий аналогов в России. Модернизирован главный конвейер, внедрена производственная программа «Кайдзен». Впервые за последние годы на производство поставлен новый автомобиль UAZ Patriot, который сразу же нашел хороший спрос на рынке. На новый уровень вышли взаимоотношения как с российскими, так и с зарубежными партнерами.
Новый 2006 год не обещает быть для нас легким. На Правительственном уровне принято решение о вводе в России с 1 апреля 2006 года норм по экологии и безопасности Евро-2. Сегодня еще не все автомобили, выпускаемые УАЗом, соответствуют этим требованиям. Это может обернуться спадом производства и рабочих мест. Нам предстоит бороться за возможность сборки иностранных машин.

Александр Симановский - заместитель технического директора ОАО «Волжская ТГК» по Ульяновскому региону:
— 2005 год для ульяновской энергосистемы был достаточно успешным. Резко и качественно возросла выработка электроэнергии на всех трех ТЭЦ. Рост по сравнению с 2004 годом составил порядка 40%. Это не может не радовать. Наш успех был отмечен и в РАО «ЕЭС России»: за счет увеличения выработки сегодня мы покрываем собственными силами примерно 70% потребности Ульяновской области в электроэнергии. Еще недавно этот процент равнялся сорока и даже тридцати.
Провал даже не года, а ряда последних лет - сложности с платежами. И самый большой провал - это неплатежи наших потребителей за тепловую энергию. В 2005 году к руководству регионом пришла новая власть, есть улучшения в плане диалога, он стал действительно конструктивным. Однако от проблемы неплатежей Ульяновский регион никак не отойдет.

Эльмира Багаутдинова - эксперт по бухучету и налогообложению:
— Положительным итогом прошедших пяти лет можно назвать сокращение количества налогов и сборов с 53 до 15, а также снижение отдельных налоговых ставок. И все же рассчитывать на то, что улучшение налогового администрирования обернется ощутимым ослаблением налогового давления, предпринимателям не стоит. На мой взгляд, никакая административная реформа ничего не сдвинет в нашей стране, если в нее не будет включен экономический механизм, если чиновник за каждое свое решение не станет отвечать рублем.
2006 год - это год существенных изменений в налоговом законодательстве России и дальнейшего развития бухучета и отчетности. Кардинально изменятся основные главы НК РФ, в том числе главы о налоге на прибыль и НДС, акцизах. Нововведения ожидают малый бизнес, плательщиков НДФЛ. Конечно же, будут проблемы, так как многие поправки готовились в спешке. Надеюсь, что из хаоса все-таки родится полезное.

Год 2005-й: плюсы и минусы

Александр Максимов - заведующий сектором отдела аренды по вопросам рекламы КУГИ Ульяновска:
— В 2005 году на улицах города появился новый вид наружной рекламы — пилларс. Это трехгранные тумбы с внутренней подсветкой; они изготовлены по европейской технологии и, что отрадно, нашими ульяновскими специалистами. Настоящим достижением на местном рекламном рынке стало появление качественного оборудования по изготовлению неоновой рекламы, производству широкоформатной печати. Подобные станки — пока редкость в России. Вообще, хочется отметить, что наш город, несмотря на свою малую финансовую составляющую, в плане наружной рекламы не отстает от более богатых регионов. Все новое, что появляется в стране, достаточно своевременно внедряется у нас.
Минус в том, что пока приостановлен рост рынка наружной рекламы — до принятия комплексного решения по улучшению архитектурного облика города. Конечно, бюджет от этого страдает. И еще. Наружная реклама практически во всех городах страны — это отдельная отрасль, приносящая весомый доход. И внимание властей к ней — соответствующее. В российских регионах работают комитеты по рекламе, информации и оформлению городов. А у нас за «картинки» — не за отрасль! — отвечают два человека...

Андрей Малых - главный врач Центральной клинической медсанчасти, депутат Городской Думы Ульяновска:
— Главный плюс — единение всех ветвей городской и областной власти. Никогда в истории Ульяновской области такого не было! К сожалению, по здравоохранению о каких-то успехах сказать не могу. Откройте любое центральное издание, в том числе медицинское: об Ульяновске, кроме негатива, ничего не пишут. Хотя есть у нас некоторые позитивные шажки. Этот год в чем-то был переходным. Если государственные гарантии сохранятся в том же объеме, если будет поддержка властей, отрасль выживет и начнет развиваться. Из положительных микросимптомов — развитие частного сектора в системе здравоохранения, усиление конкуренции. Конкуренция — единственный реальный экономический двигатель в любой отрасли.
Провал года — начало действия 122-го Закона, когда ни федеральные, ни муниципальные органы власти к этому не приготовились. В январе в очередях за рецептами на льготные лекарства стояло по сто человек, было очень жаль наших пенсионеров, ветеранов... Несмотря на наши предупреждения, что так произойдет, нас никто не захотел услышать. А ведь обещали: будут новые компьютеры, компьютерные программы! К сожалению, до сих пор в муниципальные учреждения здравоохранения ничего не поступило. Даже бумаги не было — спасибо нашим спонсорам, которые предоставили некоторую помощь.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: