Каким будет 2008 год для Ульяновской области
Основным итогом экономического развития нашей области в минувшем году стало продолжение тенденции экономического роста, на которую регион устойчиво вышел только в 2006 году. Если для России в целом это уже девятый год, когда экономика находится на стадии роста, то для Ульяновской области — всего лишь второй, поэтому для нас исключительно важно закрепление сформировавшихся позитивных тенденций и их интенсивное развитие.
Закрепимся на стадии роста
Понимая, насколько еще неустойчиво положение региона, тем не менее, попытаемся дать вариант прогноза на 2008 год, исходя из результатов 2000-2007 годов.
Скорее всего, 2008 год по основным макроэкономическим показателям будет похож на 2007-й, то есть ульяновская экономика будет и дальше закрепляться на стадии роста, а не стагнации (как в 2001-2005 годах) или спада (как в 1992-2000-х). Здесь следует отметить, что в классическом понимании Ульяновская область в настоящее время не является депрессивным регионом, так как по большинству макроэкономических показателей имеется явное улучшение. Вместе с тем, она по-прежнему является отсталым регионом и еще долгое время будет таковым, если отсталость понимать в смысле более низкого уровня экономического развития.
Так, по расчетам автора, по предварительным итогам 2007 года наш субъект занимает 13 место из 14 субъектов ПФО в рейтинге социально-экономического развития1, который составляется на основе более 50 основных экономических показателей. Например, основной экономический индикатор — ВРП на душу населения, суммирующий производство по всем видам экономической деятельности, — в Ульяновской области составляет менее 50% от российского. По сути, это продолжение тенденции 1994-2000 годов — следствие политики «мягкого вхождения в рынок», поиска некоего особого ульяновского пути, который завел региональную экономику в конце ХХ века в тупик, и из которого мы не можем выбраться и по сей день.
Я считаю, что если в 2008-2009 годах региону удастся устойчиво переместиться и удержаться на 11-12 местах в ПФО, то это уже будет достижением. Говорить о прорыве на 5-е и даже 10 место преждевременно. Экономические «прорывы» в мировой экономике, скорее, исключение, и развязать «гордиев узел» ульяновской экономики (в смысле общепризнанного выхода в лидеры ПФО) — задача, решение которой не менее достойно присуждения Нобелевской премии, чем другие достижения в области экономической науки и практики. Другие субъекты ПФО так же, как и мы, прилагают все возможные усилия для обеспечения экономического роста, поэтому какие-либо «прорывы» здесь маловероятны.
Кроме того, по ряду ключевых показателей наше отставание продолжает нарастать, о чем в отдельных случаях будет сказано ниже. Увеличение социально-экономической дифференциации регионов, когда сильные становятся еще сильнее, а слабые все более отстают, — это общероссийская тенденция. К сожалению, наш регион с конца ХХ века находится в списке отстающих, и ситуацию только осложняет тот факт, что мы на севере граничим с Татарстаном, а на востоке с Самарской областью — лидерами экономики округа, отрыв которых от нас просто колоссален. Не замечать активного проникновения бизнеса этих регионов на ульяновские рынки с 1997-1999 годов может только слепой, а обратный процесс если и идет, то гораздо менее интенсивно. Поэтому вопросы повышения конкурентоспособности ульяновских товаропроизводителей уже не на соседних, а на своих, местных рынках — вопрос выживания собственного бизнеса, экономический центр принятия решений которого находится в Ульяновской области, а не в Самаре, Москве, Казани, Саратове, Санкт-Петербурге и других городах.
В этом ракурсе ситуация будет продолжать развиваться в сторону превращения ульянов-ской экономики в более зависимую от крупных национальных и транснациональных компаний (НК и ТНК), в силу следующих причин:
Российские и зарубежные компании объективно имеют более сильные конкурентные преимущества и позиции на региональных рынках и всерьез начали перемещать бизнес в провинцию в связи с ужесточающейся конкуренцией (как в России, так и в мировой экономике).
Предстоящее вступление в ВТО — так как до отсталых территорий зарубежные компании будут идти еще лет пять-десять, у НК и ТНК есть время укрепиться на этих региональных рынках (после вступления в ВТО сделать это будет намного труднее).
Продолжается процесс реприватизации (в том числе в форме рейдерства), дальнейшего перераспределения активов.
Вместе с тем, данный процесс будет выражаться в темпах увеличения инвестиций (от 30% за 2008 год), росте занятости, розничных продаж, строительства объектов торгово-производственной инфраструктуры и т.п.
Одним из значительных факторов региональной конкурентоспособности будет нарастание разрыва между оплатой труда в Ульяновской области и РФ. Если в 2004 году зарплата ульяновцев была ниже среднероссийской на 34,5%, то в 2007 году — на 37,3%2, что делает размещение трудоемких производств на нашей территории перспективным. В любом случае рыночное пространство региональной экономики будет наполняться все большим количеством как своих, так и чужих предприятий, где каждому найти свое место будет все труднее.
Главное — выйти из демографического кризиса
Несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации в 2007 году, Ульяновская область будет по-прежнему терять свое население. И в этом отношении 2008 год станет для нее знаковым — к концу года численность ульяновцев упадет ниже 1,3 млн. человек, что будет соответствовать 1984 году. Область «сократится» на 10-12 тыс. человек, что по темпам сокращения в два раза выше, чем в среднем по России.
Обеспечение выхода региона из демографического кризиса — самая трудная задача, все остальное по сравнению с ней пустяки. Если в настоящее время смертность в РФ превышает рождаемость на 40%, то в Ульяновской области — на 70%; если в РФ приезжает людей больше, чем уезжает, то потери собственного населения в межрегиональной миграции Ульяновской областью из года в год только нарастают. За 2007 год они вырастут еще на 10%: уедет из области около 10 тыс. ульяновцев, что только на 60% компенсируется приехавшими на жительство в регион из других субъектов РФ.
В настоящее время по уровню рождаемости на тысячу населения Ульяновская область занимает 13 место в ПФО, а по уровню смертности на тысячу населения — 11 место. Потери населения в форме естественной убыли и межрегиональном обмене продолжатся и в 2008 году. Поэтому для нас выход из демографического кризиса — вопрос физического выживания социальной общности, имя которой «ульяновцы». Лично для меня причины того, что у нас темпы депопуляции вдвое выше общероссийских, во многом остаются неясными (из-за отсутствия исследований в области региональных аспектов народонаселения).
Кроме популистской акции «Роди патриота в День России», оскорбительной по форме для женщин и апеллирующей не к чувствам и семейным ценностям человека, а к потребностям государства, других мер органами исполнительной власти субъекта РФ пока не предлагается.
Сокращение населения продолжает обострять проблему нехватки кадров на предприятиях региона, которая в 2008 году будет оцениваться в 40-50 тыс. человек. С одной стороны, безработица упала до 1-1,5% экономически активного населения, неполная занятость снизилась до 1% от среднесписочной численности работников, занятость выросла на 3-4%, что говорит о продолжении роста спроса на труд и в следующем году. С другой стороны, возможные источники обеспечения этого спроса сейчас практически исчерпаны.
Поэтому на вопрос: «Где взять кадры для ульяновских предприятий?» — предстоит дать ответ в ближайшем будущем, и если он не устроит работодателей, то это способно остановить приток инвестиций в наш регион. При этом «атаки» на молодых специалистов — выпускников учреждений профессионального образования — со стороны неульяновских предприятий будут усиливаться, так как и другие регионы также испытывают существенный дефицит трудовых ресурсов в своих экономиках, но они, в отличие от местных предприятий, могут предложить более высокую (в два-четыре раза) заработную плату плюс большой соцпакет к ней.
О конкурентоспособности ульяновской экономики можно будет забыть к 2010 году, если нам не удастся более-менее выровнять заработную плату с другими регионами, в противном случае мы рискуем окончательно растерять еще имеющихся специалистов. Вместе с тем, дефицит работников будет способствовать росту реальной заработной платы, который, как ожидается, будет находиться в диапазоне 15-25%, что будет стимулировать увеличение платеже-способного спроса, производства и инфляции.
А что бюджетники?
«Рикошетом» дефицит рабочей силы ударит по бюджетной сфере, в основной отрасли которой — «Образование» — заработная плата у нас находится на последнем месте из 14 отраслей региональной экономики. Отток специалистов из этой отрасли также продолжится, но во многом в пределах региона. Более низкой заработной платы, чем в ульяновских школах и детских садах, практически нет во всей стране в целом, поэтому здесь вопросы кадрового обеспечения — наиострейшие.
Кроме того, продолжится сокращение сети школ (согласно тенденции последних трех лет — на 20-50 учреждений) и детских садов (на 10-20 учреждений), что будет следствием как демографического спада, так и низкой адаптивности отрасли. В любом случае в обществе нарастает разрыв между имеющейся эффективностью работы учреждений бюджетной сферы (образование, здравоохранение, органы государственной власти и другие), качеством предлагаемых ими сервисных услуг и растущими запросами со стороны людей, неудовлетворенных работой школ, детских садов, больниц, чиновников и т.п.
Так, если до 2007 года учителя в большинстве субъектов РФ получали примерно одинаковую заработную плату, то с апреля 2007 года, в связи с победой в конкурсе Мин-обрнауки более 20 субъектов РФ, взявших на себя обязательства введения отраслевой системы заработной платы и ее общего увеличения к 2009 году не менее чем в два раза, этот разрыв приобретает территориальные признаки. Ульяновская область в число победителей этого конкурса не вошла.
Тем не менее, в связи с ростом региональной экономики происходит и существенное увеличение консолидированного бюджета территории. На 2008 год оценки прироста доходов находятся в диапазоне 20-30%, что наряду с сокращением количества бюджетных учреждений и работников в этой сфере создает необходимые предпосылки для изменения ситуации с финансированием социальных отраслей и, главное, для радикального реформирования системы оплаты труда в направлении перехода на отраслевые принципы.
Макропрогноз-2008
В заключение приведем оценки основных макроэкономических индикаторов региональной экономики на 2008 год.
Инфляция — 10-14%. Основными факторами, приводящими к росту потребительских цен, будут: а) продолжение увеличения спроса как следствие роста реальных денежных доходов населения (за 9 месяцев 2007 года рост 21%); б) увеличение эмиссии денег в целом в РФ, расходов федерального и региональных бюджетов; в) более низкие темпы производства отечественных товаров и рост цен на импорт.
Уровень бедности упадет до 15-20%, что будет следствием как растущих доходов населения, так и занятости и увеличения социальных выплат. Вместе с тем продолжит увеличиваться социальная дифференциация в доходах, однако к каким-либо социальным потрясениям это приводить не будет; скорее — выльется в рост межфирменной, межотраслевой и территориальной текучести персонала. Продолжится формирование среднего класса, хотя его «прослойка» в Ульяновской области и будет тоньше, чем в среднем по РФ: 25-30% населения, увеличиваясь за год на 5-10%.
Рост объемов промышленного производства будет находиться в диапазоне 5-8%, что несколько ниже, чем в среднем по РФ. Факторами отставания будут:
а) продолжение падения добычи нефти в регионе; б) низкая конкурентоспособность ульяновского автомобиле- и авиастроения (так, за 10 месяцев 2007 года в Ульяновской области не произведено ни одного самолета; в 2008 году в стране планируется начало производства автомобилей четырех-пяти компаний под брендами мировых лидеров автоиндустрии, конкурировать с которыми ОАО «УАЗ» станет заметно сложнее).
Рост объемов производства в сельском хозяйстве составит около 1-2%, что объясняется, в первую очередь, кризисным состоянием аграрного сектора региональной экономики и очевидным отставанием в освоении конкурентных форм ведения бизнеса и организации продаж своей продукции.
Инвестиционная привлекательность региона будет возрастать, что является следствием как вышеперечисленных факторов, так и ростом продаж выпущенной продукции, относительно низкой степенью износа основных фондов, наличием доступных природных ресурсов, газификацией населенных пунктов и др. Вместе с тем, прямые инвестиции в региональную экономику будут по-прежнему вкладываться с осторожностью (результаты девять месяцев 2007 года показали спад их общего поступления на 7%). Но происходящий рост прибылей (за 9 месяцев 2007 года сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий увеличился более чем вдвое), возникающий как из-за роста производства и сбыта, так и из-за частичной легализации теневого сектора региональной экономики, будет создавать наряду с доступными кредитными ресурсами банков хорошие возможности расширения капиталовложений за счет собственных ресурсов местных предприятий.
Продолжится «бум» строительной отрасли (+ 30% и выше), поднявшейся, в первую очередь, на объектах торгово-офисной инфраструктуры, участии региона в федеральной адресной инвестиционной программе, активном расширении ипотечного кредитования строительства жилья. Высокими темпами (20-30%) будет увеличиваться оборот розничной торговли, услуг связи, общественного питания, грузооборот транспорта, внешняя торговля региона.
Основными стимулами роста региональной экономики во многом окажутся продолжающийся экономический подъем в целом по стране и его структурная трансформация: все большее значение приобретают не сырьевые факторы, а инновационные. В этой связи важнейшей задачей региональной экономической политики будет выделение конкурентоспособных кластеров (точек роста), концентрация на них имеющихся у региональной власти инструментов и ресурсов поддержки (в том числе административного), активное привлечение ученых к поддержке распространения инноваций в региональной экономике, интеграция в межрегиональное экономическое пространство и разумное использование экономических преимуществ нашего субъекта РФ.
обсудить статью