Какой будет конкуренция к 2024-му?
В России разработана стратегия развития конкуренции на ближайшее десятилетие. По планам, ее реализация повысит качество работы ФАС и улучшит инвестклимат в стране.
Первая длительная перспектива
Президиум ФАС утвердил Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024 годов. Документ прошел несколько редакций и в итоге приобрел формат первой программы, зафиксировавшей основные направления развития этого правового поля на столь длительный срок.
Защита конкуренции - один из главных приоритетов развития России, отмечают разработчики Стратегии. Но специфика отечественной экономики такова, что она довольно сильно зависит от деятельности монополий. Это «наследие» Советского Союза: экономика не может нормально развиваться без работы крупных сырьевых, перерабатывающих и логистических предприятий, созданных в период советской индустриализации.
Между тем, без свободной конкуренции затруднено появление новых технологий производства, которое позволяет сбалансировать качество и цену товаров. Стратегия призвана защитить конкуренцию и ее развитие, причем за основу взят международный опыт. Утверждается, что при ее создании учитывались рекомендации комитета по конкуренции Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) и предложения бизнес-ассоциаций.
Предупрежден - вооружен
Для предпринимателей и хозяйствующих субъектов вводится новый механизм антимонопольного регулирования - предупреждение, которое прежде работало только в отношении естественных монополистов. Если раньше УФАС возбуждали дела сразу, при установлении нарушения, то теперь, усмотрев их, антимонопольщики могут предупредить организацию о том, что в ответ на определенные ее действия в службу поступила жалоба. Заявитель при этом не называется. Узнав, какой грозит штраф за то или иное нарушение, естественные монополии, как правило, идут на урегулирование конфликтной ситуации.
В перспективе, возможно, предупредительные меры будут введены и в отношении органов власти. Как подтверждают в Ульяновском УФАС, это значительно сокращает сроки устранения нарушения, потому что за возбуждением дел часто следуют длительные судебные тяжбы.
По данным Ульяновского УФАС, нарушителями антимонопольного законодательства чаще всего становятся органы власти - по России в отношении них за последние семь лет возбуждено 52-54% дел. По отраслям экономики лидирует теплоэнергетика
Дисквалификация и реабилитация
В Стратегию развития конкуренции вошли законодательные инициативы, которые ФАС намерен внести на рассмотрение правительства в ближайшие годы. Так, предлагается создать единую процедуру рассмотрения административных дел и дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также ввести в центральном аппарате ФАС России практику досудебного рассмотрения решений, принятых управлениями. Кроме того, рассматривается возможность организации дистанционного рассмотрения нарушений.
ФАС предлагает модернизировать и КоАП. По мнению службы, должна быть единая мера наказания должностных лиц, совершивших общественно опасные нарушения, - безальтернативная дисквалификация; сейчас, в основном, практикуются штрафы. В Кодексе предлагается предусмотреть «оборотный» штраф за злоупотребление на рынке положением монополиста и точно такой же штраф для его партнеров, по «вертикальному» соглашению отказавшихся от выручки.Наконец, антимонопольщики призывают законодателей освободить от административной и уголовной ответственности лиц, способствующих раскрытию дел.
- Стратегия касается не только ФАС. Это взгляд на общую картину развития конкуренции в Российской Федерации, - отмечает руководитель ульяновского управления службы Геннадий Спирчагов. - К документу прилагается план в 150 мероприятий. Это не панацея, Стратегию можно корректировать. Во всяком случае, ФАСу, правительству, отраслевым министерствам и просто жителям страны понятно, куда будет двигаться антимонопольное регулирование в ближайшие несколько лет.
По планам ФАС, реализация этих мероприятий поможет динамичному развитию ключевых секторов экономики России, снизит административное давление на рынки и повысит эффективность работы естественных монополий. В ближайшем будущем служба намерена проанализировать действующее таможенное и налоговое законодательство и разработать предложения по его совершенствованию. По самым оптимистичным прогнозам, к 2024 году условия конкуренции для участников рынка - юрлиц и предпринимателей - уравняются.
Эльмира Мухаметшина
фото i.obozrevatel.ua