€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Какой быть культуре нового поколения?
В Ульяновске прошел Третий международный культурный форум. Обсуждением одной темы - культуры нового поколения, заявленной в названии, мероприятие не обошлось. Предлагались крупные изменения в федеральном законодательстве, а ряд региональных культурных проектов получили новое развитие.
Больше бюджета
Третий международный культурный форум прошел в Ульяновске со 2 по 27 сентября. По словам министра искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяны Ившиной, в его работе приняли участие представители 65 регионов России и 18 зарубежных государств. «Такая динамика нас радует. Это значит, что люди выбирают это мероприятие не потому, что мы находимся на перекрестке транспортно-логистических путей, а потому что здесь за два дня происходит что-то интересное и важное», - отметила министр на итоговом пленарном заседании, которое прошло 27 сентября.
Дискуссии действительно вызвали интерес как ульяновцев, так и гостей форума. Так, свою активную позицию в вопросах культуры отстаивала региональная Общественная палата. Она предложила себя в качестве постоянной «площадки» для обсуждения острых вопросов, связанных с этой сферой - в том числе тех, что «идут в разрез с мнением части населения или с позицией органов власти». Палата заявила и о готовности дискутировать обо всех областных госпрограммах, связанных с культурой. «Общественная палата должна рассматривать госпрограммы развития культуры, в том числе финансирование этих программ. На базе Общественной палаты и представители культуры, и общественники, и представители власти могли бы объединиться и задать друг другу все интересующие вопросы, а не сталкиваться с уже принятыми документами, когда остается только разводить руками», - озвучил предложение органа член Общественной палаты Ульяновской области Артур Сирачев.
Вопросы финансирования культуры обсуждались не только в региональном аспекте, но и в федеральном. «Бюджет культуры должен составлять не менее 5% от бюджета страны. Этот минимальный порог должен быть для того, чтобы не складывалось ни впечатления, ни практики, что культура финансируется по остаточному принципу», - заявил г-н Сирачев.
При этом, по мнению общественников, должен быть устранен бюджетный «перекос» в сторону Москвы и Санкт-Петербурга, получающих почти 80% федеральных денег. Акцент должен быть сдвинут на регионы, особенно на села и малые города, в которых проживает почти половина населения всей страны, решили участники одного из круглых столов. Предложение, по планам, войдет в итоговую резолюцию форума.
Когда приедут китайцы
Центральные проекты создаваемого в Ульяновской области культурно-туристкого кластера - Музей СССР и так называемый «красный маршрут» - рассмотрели сразу на трех дискуссионных площадках. Для их обсуждения Ульяновск посетили представители Российского исторического общества (РИО), Института российской истории при РАН и Высшей школы экономики. Последние прибыли с конкретным результатом: по контракту с Ульяновским областным ресурсным центром развития туризма и сервиса они разработали научно-обоснованную концепцию национального культурно-туристcкого кластера в Ульяновске. «Музей СССР имеет определенные экономические параметры, и их задачей было просчитать возможную экономическую эффективность проекта и доказать, что эта идея состоятельна с экономической точки зрения. Это было представлено и доказано на языке экономики», - заявил директор Ульяновского областного ресурсного центра развития туризма и сервиса Сергей Лаковский.
Планируется, что теперь РИО займется содержательной частью проекта Музея СССР - научно-историческим обоснованием. «Мы начинаем уже «глубоко вспахивать почву» и готовим дальнейшее движение документов. Следующий этап - представление концепции правительству РФ и президенту страны как научно обоснованной. Я надеюсь, что мы получим законченное решение правительства РФ по нашему вопросу и законченные цифры, в рамках которых мы можем работать и делать наполнение», - сообщил г-н Лаковский.
Развитие получил и проект «красный маршрут» - путь следования туристов из Китая в Санкт-Петербург, пролегающий через Ульяновск. В результате обсуждений экспертного сообщества назначено приблизительное время его запуска - весна 2014 года. Примерно через полгода в Ульяновск начнут прибывать первые чартеры с организованными группами китайских туристов, утверждают в Ульяновском областном ресурсном центре.
Разгадать молодежь
Тема молодежной субкультуры вызвала на форуме особый интерес. Посещаемость круглого стола, посвященного этой проблеме, стала одной из самых высоких. При этом участие дискуссии в большинстве своем приняли сами представители молодежных субкультур.
«В Ульяновске есть то, чего нет почти нигде, - для меня это было открытием. Никто не упрекнул руководство, особенно министерств культуры, что здесь не интересуются субкультурами. Лозунг был такой: мы все сделаем сами, но дайте нам место, где мы могли бы развернуться, и дайте нам возможности, где мы могли бы это делать», - заметила профессор Московского гуманитарного университета Тамара Гудима.
По ее словам, в большинстве регионов России молодежная субкультура остается непонятой остальным населением. Из этого вырастают конфликтные ситуации: «Когда мы не понимаем поколениями друг друга, это создает основу для конфликтов - от семьи и до более высокого уровня. У субкультур есть хороший внутренний потенциал творчества, потому что это идет от самой молодежи. Нам надо понять, почему их интересует это, а не другое, что заложено в этой субкультуре, что мы не разгадали».
А что же бизнес?
Гости форума отметили еще одну особенность сферы культуры в Ульяновской области - преобладание традиционных видов культуры над креативным бизнесом. «Британцы говорят: культурная индустрия - это все, что относится к театрам, филармониям, то есть к традиционной инфраструктуре культуры, а креативная индустрия - это творческие бизнесы, связанные с дизайном, модой и так далее. А какая модель созревает в Ульяновске? Мы не понимаем пока, с чем имеем дело. В Ульяновске есть музейный квартал. На наш взгляд, это отличное пространство для появления современной культуры - продуктов креативного бизнеса. Очень важно провоцировать взаимодействие традиционных видов культуры и креативных индустрий, создать условия, когда дизайнеры, художники, модельеры могут на площадках музеев и других учреждений представлять свои работы и завязывать на этом экономику», - сказала директор по проектам Ассоциации менеджеров культуры Инна Прилежаева (Москва).
Акцент не только на культурные направления, но и на креативные индустрии может сделать Ульяновскую область более активным и привлекательным для молодежи регионом, отметили гости форума. А повысить роль бизнеса в этой сфере было предложено, например, путем включения его представителей в список основных участников следующего, четвертого культурного форума в Ульяновске.
Эльмира Мухаметшина
фото автора