Каждый штык горел лучом бессмертия
190 лет назад, в 1819 году, в Петербурге началось создание ПАМЯТНИКА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ – Военной галереи Зимнего дворца. Ныне она входит в экспозицию Государственного Эрмитажа.
Здесь разместились 332 портрета военачальников русской армии – участников Отечественной войны и зарубежного похода 1812-1914 годов. Подобного памятника и по сей день нет ни в одной стране мира. Интерьеры галереи созданы архитектором Карлом Росси. Портреты писались в течение десяти лет английским художником Джорджем Доу (Geo:Dawe) и его русскими помощниками Вильгельмом Голике и Александром Поляковым.
25 декабря (14-го по старому стилю) 1826 года состоялось торжественное открытие галереи. Это был день, ставший со времени Отечественной войны ежегодным праздником в память изгнания полчищ Наполеона из России: 25 декабря 1812 года передовые части русской армии перешли через пограничную реку Неман, преследуя отступающих завоевателей. В церемонии приняли участие ветераны военных событий – генералы, офицеры, солдаты гвардейских полков. Во время церковной службы, проходившей в дворцовом соборе перед освящением галереи, солдаты кавалерийских полков были построены в Белом зале, пехотных – в Большом тронном. Затем они торжественным маршем прошли вдоль рядов с портретами военачальников, под командованием которых им довелось сражаться.
1. Генерал-лейтенант Д.П. Неверовский (1771-1813). В составе его 27-й дивизии симбиряне прошли от Бородина до Парижа. |
В конце 1811 года Неверовскому, как одному из лучших полковых командиров, было поручено формирование в Москве новой дивизии. За два месяца из новобранцев он создал 27-ю пехотную, куда вошел Симбирский полк. В мае 1812 года дивизия выступила в поход к Западной границе. 22 июня под Новогрудком вошла в состав дивизии Багратиона.
Французы рвались к Смоленску. Захват города грозил катастрофой для русской армии. На пути неприятеля под Красным стояла дивизия Неверовского, принявшая на себя мощный удар многократно превосходящего ее противника. Бой 2 августа под Красным прославил 27-ю дивизию и ее командира. Багратион писал: «Дивизия новая Неверовского так храбро дралась, что и не слыхано… Можно сказать, что примера такой храбрости ни в какой армии показать нельзя». Денис Давыдов, бывший свидетелем вступления Симбирского пехотного полка в Смоленск, писал: «Я помню, какими глазами мы увидели ее (пехоту), подходившую к нам в облаках пыли, покрытую потом трудов и кровью чести. Каждый штык ея горел лучом бессмертия».
Под командованием Неверовского симбиряне сражались под Смоленском, Шевардином, Бородином. В Бородинском бою дивизия, оборонявшая Багратионовы флеши, потеряла две трети личного состава. От Симбирского полка из тысячи человек осталось в строю всего 132. В Тарутинском лагере 27-я дивизия была доукомплектована. В ее составе Симбирский полк сражался под Малоярославцем, принимал участие во многих зарубежных битвах. 7 октября 1813 года, в последний день сражения под Лейпцигом, дивизия лишилась своего командира – Неверовский был тяжело ранен и через несколько дней скончался. Его погребли близ Лейпцига, в небольшом городе Галле. В 1912 году прах полководца был перевезен в Россию и с воинскими почестями предан земле на Бородинском поле, у Багратионовых флешей, рядом с памятником воинам 27-й пехотной дивизии.
2. Генерал-майор П.А. Кикин (1775-1834), уроженец Симбирской губернии, защитник Отечества, покровитель художников. |
При отходе от Вязьмы только благодаря энергии Кикина были эвакуированы несколько тысяч раненых. Во время сражений находился на поле боя. В бою у Валутиной горы, обнажив шпагу, повел солдат навстречу противнику. Ночь перед Бородинским сражением Ермолов, Кикин и Кутайсов провели вместе, на следующий день Ермолов и Кикин были ранены в бою, где «под градом пуль удалось сформировать пехоту». Состоял при Кутузове. Преследуя отступающих французов, сражался в «четырехдневном бою» под Красным. Участвовал в кампании 1813-1814 годов, командовал пехотной бригадой. За отличие во время Отечественной войны Кикин был произведен в генерал-майоры и награжден Георгиевским крестом 3-й степени.
Особое место принадлежит Петру Андреевичу в истории русской живописи и создании Военной галереи. Он стал одним из учредителей и первым председателем Общества поощрения художников, основанного в Петербурге в 1820 году. Благодаря ему Общество стало сразу играть важную роль в культурной жизни страны. Имя Кикина встречается в биографиях многих русских художников как человека, оказывающего бескорыстную поддержку и заступничество. Он покровительствовал братьям Брюлловым, Венецианову.
При создании портретов для Военной галереи возникало немало конфликтов. Ряд российских общественных деятелей не соглашался с «монополией» английского живописца на изготовление портретов. Портреты начали писать пять лет спустя после окончания войны. К тому времени часть участников событий умерли, другие служили в дальних губерниях или жили в имениях. Поэтому в мастерскую Доу присылали портреты, написанные разными художниками и в разное время. Помощникам Доу предстояло изготовить с этих оригиналов копии в едином стиле. Самому англичанину каждый раз выплачивалось награждение в тысячу рублей за каждый портрет, крепостному Полякову выпадали крохи. Кикину и выпало возглавить комиссию для разбора конфликтов. Он сделал все, чтобы Александр Поляков получил вольную.
Списки лиц, изображения которых предстояло написать для галереи, готовил Главный штаб. Условием ставилось участие в боевых действиях и кампаниях 1812-1814 годов в генеральском чине или производство в генералы по окончании войны за отличие в боях. Статистика красноречива: из 332 портретов галереи 80 изображают генералов, воевавших под руководством Суворова или служивших под его начальством. Шестеро из них сражались на Кинбурской косе, 27 штурмовали Измаил, 39 сражались в Польше, 17 были участниками Итальянского и Швейцарского походов.
В живописную летопись галереи попали не все герои двенадцатого года. Списки Главного штаба поступали к председателю Военного департамента графу Аракчееву, который докладывал императору. По прихоти этих всесильных деятелей возникли досадные для истории пропуски. Так, портрет самого Аракчеева, который за всю свою жизнь не участвовал ни в одном сражении, есть. А боевой генерал М.Ф. Орлов, к тому же составивший условия капитуляции Парижа, «пропущен».
Военный историк XIX века А.В. Висковатов составил список из 79 военачальников, имевших неоспоримое право быть в числе увековеченных в галерее. Под номером 24 в списке «генералов, произведенных в этот чин до 1812 года», стоит Петр Никифорович Ивашев (1767-1840). В 1812 году он был директором военных сообщений и за Бородинское сражение награжден орденом Св. Анны 1 класса. В 1813 году пожалован орденом Св. Владимира 3 степени».
Под номером 22 в списке генерал-майоров, пожалованных в сей чин во время военных действий», находим: «Павел Сергеевич Лошкарев. Произведен в генерал-майоры 30 августа 1814 года за отличия, оказанные в 1812 г. при Красном и при Бородине, где он командовал Симбирским пехотным полком, был ранен пулей сквозь оба виска, отчего лишился зрения. Награжден орденами Св. Анны 2 класса и Св. Георгия 4 степени».
3. Надгробный памятник П.Н. Ивашеву в некрополе Симбирского Покровского монастыря возобновлен стараниями протоиерея Алексия Скалы. |
Имя и отчество Лошкарева мы называем сегодня впервые. В местных публикациях, упоминая о его подвиге, писали «полковник Лошкарев». Годы жизни по-прежнему неизвестны. Как неизвестно еще очень и очень многое о симбирянах-героях Отечественной войны 1812 года. Их путь к бессмертной славе начинался от стен Троицкого собора на Венце. Здесь на здании присутственных мест (ныне учебный корпус сельхозакадемии) установлена мраморная доска. Надпись гласит «Пехотный полк Симбирска участвовал в войне 1812-1814 годов, успешно держал осаду г. Глогау, проявляя мужество и героизм».
В нескольких шагах от этого места стоял главный собор Симбирска – Троицкий кафедральный. Отсюда, после молебна, получив благословение, отправлялись и ратники, и ополченцы, и дворяне-добровольцы, возглавившие ополчение. В Троицкий собор они принесли на хранение овеянные славой победы боевые знамена. Впоследствии в память о народном подвиге был заложен новый, летний собор во имя Святой Троицы. А тот, от которого уходили на войну симбиряне, был освящен во имя покровителя православного воинства Святителя Николая и стал называться Николаевским. Симбирск больше, чем какой-либо другой российский город, пострадал от идеологического бесчинства большевиков – оба собора были взорваны.