Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Хотим видеть в бизнесе соратников

В 2011 году Ульяновская Городская Дума отмечает 15-летие. Какой вклад в развитие города внесли депутаты четырех созывов и что является задачей ближайшего времени? На вопросы «ДО» отвечает председатель Городской Думы Ульяновска Василий Гвоздев

В 2011 году Ульяновская Городская Дума отмечает 15-летие. Какой вклад в развитие города внесли депутаты четырех созывов и что является задачей ближайшего времени? На вопросы «ДО» отвечает председатель Городской Думы Ульяновска Василий Гвоздев.

 

- Василий Анатольевич, об отношениях власти и бизнеса мы говорим с завидным постоянством. Давайте взглянем на этот вопрос под призмой 15-летней динамики. 

- Когда мы приступили к работе в 1996 году, город Ульяновск (как имущественный комплекс и объект управления) представлял собой огромный блок муниципальных предприятий – от пунктов проката и ремонта обуви до магазинов и объектов ЖКХ. Формат городского управления был монополизирован под руководством города и области, безо всякого намека на работу малого бизнеса или частных предприятий.

Мы серьезно отставали от Самары, Пензы, других городов в вопросах приватизации, в плане влияния предпринимательства на развитие экономики – из-за консервативной политики губернатора Юрия Горячева, левых настроений власти, нежелания строить рыночные отношения.  Я был председателем думы. Мы работали в очень сложных условиях! В жестком прессинге государственной власти, контролирующих органов – по всем фронтам.

- Тем не менее, Гордума первого созыва стала «думой приватизаторов».

- Мы начали делать первые шаги по разрушению монополии муниципальных предприятий. Если предприниматели вспомнят ситуацию 15-летней давности и сравнят ее с нынешней, они поймут, какой огромный путь пройден. Многие успешные бизнес-проекты начинались именно в то время – с помощью программы приватизации муниципального имущества, более демократичной выдачи документов на земельные участки, появления первой программы поддержки малого предпринимательства. Бизнес смог участвовать в торгах, получать те или иные активы для развития своего дела.

Как критиковались решения о передаче в долгосрочную аренду частникам площадей развалившихся муниципальных предприятий, сколько гневных коллективных писем было написано! Но именно эти шаги позволили сохранить продовольственную безопасность города. Когда полки были пусты и жители города ничего не могли купить даже по талонам, предприниматели взялись за доставку продуктов из других областей и наполнили магазины продуктами.

- Что вы сегодня считаете главным достижением первой Гордумы?

- То, что мы пришли с желанием изменить консервативную политику региона, попытались открыть двери всем активным людям, сделать так, чтобы неэффективные муниципальные активы стали эффективным малым и средним бизнесом. Не все удалось. В 1999 году, за полгода до официального прекращения полномочий, Гордума первого созыва перестала существовать. Нас просто разогнали. Полгода город жил без думы, и это многим на тот момент было удобно. Потому что мы были принципиальными, мы мешали. Но через полгода мы снова пришли – уже во вторую думу, куда нас избрали по одномандатным округам.

- 2000-2004-й – время второй Гордумы. Что изменилось, когда главой региона стал генерал Шаманов?  

- С моей точки зрения, условия для работы стали еще более сложными. Если  в первой думе было взаимодействие с мэром Виталием Марусиным,  мы вместе выстраивали отношения с губернатором Горячевым, то с мэром Павлом Романенко дума работала очень плохо. Мэр вел свою политику, отличную от нашей. А губернатор Шаманов за четыре года ни разу не зашел в мэрию, ни разу не общался ни с председателем думы, ни с депутатами. Это был период, когда «большие энергетики» обрушились на город с желанием забрать городские активы. Мы воевали на всех фронтах. И так все четыре года.

Неуспех второй думы, с моей точки зрения, в том, что за этой войной мы стали мало обращать внимания на реальную ситуацию в городе. Мы «заигрались».  За своими амбициями – когда считали, что правы только мы, – не сумели наладить отношения ни с губернатором, ни с мэром. Не умели слышать других, не принимали многие важные решения. Три года не  поднимая тарифы для населения, мы допустили ситуацию, когда в городе возникли перебои с электричеством, теплом, горячей водой, стали останавливаться трамваи. Командной работы с другими ступенями власти не получалось. И это было во вред городу.

- Но сама дума была командой?

- Переубедить нас в том, что мы не правы, никто не мог. Но и разогнать никто не мог. Решения мы принимали единогласно. Вторую думу называли социальной. В ее составе было много врачей, учителей, дума была командой единомышленников, которая  ориентировалась на население. В этом был ее плюс.

- А вы лично, как предприниматель, насколько комфортно себя в такой думе чувствовали?

- Я возглавлял думский комитет по предпринимательству, и мы очень плотно работали с комитетом мэрии по развитию предпринимательства, который в то время возглавлял Владимир Малинин. Именно вторая Гордума приняла реальную программу поддержки малого бизнеса. Впервые пошло ее финансирование. В 2000-2004 годах предприниматели города получали гранты по 300-400 тыс. рублей. За четыре года мы не допустили ни одного невозврата бюджетного кредита. Кто-то открыл тогда свой первый цех, кто-то – магазин или мастерскую. Это были первые городские деньги на поддержку  бизнеса.

В 2000 году в мэрии Ульяновска был создан отдел муниципального заказа. Впервые в России, до появления 94-го федерального закона. В то время был только госзаказ, муниципалов проводить конкурсы не обязывали. Но мы настояли, чтобы допустить малый и средний бизнес к заказам города –  поставлять оргтехнику, бензин, выполнять ремонтные работы. Мы открыли эту калитку, и бизнес пошел. И, конечно, продолжалась политика приватизации, избавление города от непрофильных активов.

В 2005 году меня избрали на третий срок. Губернатором стал Сергей Морозов. Мы начали работать единой командой. Появилась четкая вертикаль: губернатор, Законодательное Собрание области – мэр, Ульяновская Городская Дума. На территории региона появилась единая политика во всех сферах. 

- Вертикаль не «давит»?

- Она помогает многое реализовывать очень быстро. Например, полгода как мы запустили программу по безбарьерной среде. Смогли довести эту идею до губернатора, заручились его поддержкой, и уже есть решение, что программа станет приоритетной для региона. По поручению губернатора я отвечаю за этот проект на территории области, и в 2013 году мы заявим о себе как об области безбарьерной среды на федеральном уровне. Когда мы свою идею подаем «наверх» как возможность, она оценивается, и рождается региональный проект – разве такая «вертикаль» может напрягать? Наш посыл «на рубль» умножается на ресурс губернатора «на сто рублей» – и получается мощное решение, все начинает работать.

- Какие принципиальные изменения произошли в работе Гордумы с 2004 года?

- Первые два созыва дума работала четыре года, потом мы внесли изменения в устав города и стали работать по пять лет. Увеличился численный состав думы. В первых двух созывах было по 15 депутатов, начиная с третьего – 35.

С точки зрения коммуникаций, внутренней структуры думы работать стало сложнее. Но с точки зрения госуправления – гораздо легче. Изменилась инвестиционная политика региона. На область стали обращать внимание крупные инвесторы, серьезные федеральные структуры. В регион пошли федеральные деньги, в город – областные. Стало нормой, что бизнес играет ведущую роль во всех хозяйственных и экономических процессах. Сегодня идет  нормативное регулирование программ поддержки бизнеса, совершенствование того, что  было заложено в первые восемь лет. А они были действительно сложными.

- Третья и четвертая дума – на одной волне?

- Я даже не почувствовал, что куда-то уходил. 18 депутатов третьей Гордумы избраны в четвертую. А со многими из 17, которые пришли вновь, я уже был знаком. Так что в этой части формат не поменялся. Но изменился стиль работы. Мы стали работать по проектному методу. Помимо выполнения своих прямых законотворческих и контрольных полномочий, дума разрабатывает и реализует отдельные проекты: организация в городе ТОСов, создание  безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями, «Здоровый город». 

К 15-летию Гордумы запущен проект по работе с представительными органами власти. На территории области 1800 депутатов всех уровней – от поселковых до районных. Мы готовы передать им свой опыт, презентовать лучшие решения, поделиться инициативами. Создан региональный совет муниципальных образований. Это наш совместный проект с ЗСО, министерством региональной политики, советом муниципальных образований. Цель – чтобы  все депутаты в регионе работали в едином государственном и муниципальном «посыле»,  были «заточены» под инициативы губернатора.

- Какие вызовы и задачи вы видите на ближайшую перспективу?

- Очень важно, чтобы та большая и сильная армия бизнеса, что сформировалась с 1996 года, включилась в реализацию социальных проектов. Они не будут реализованы, если бизнес не пропустит их через себя, не станет воплощать на своих предприятиях.

Возьмем  «Здоровый город». Ситуация в коллективе процентов на 70 зависит от руководителя! Он должен быть примером в отказе от сигарет, алкоголя. От него зависит создание атмосферы здорового коллектива – от производственной зарядки до выездов на турбазу и спортивных мероприятий, регулярных профосмотров и «карт здоровья», оплаты  санаторно-курортных путевок и  ежемесячных доплат сотрудницам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. Хотелось бы, чтобы предприятий, где это действует, становилось как можно больше – не только малых и средних, но и крупных, многотысячных.

Безбарьерная среда – отдельная тема. Пандусы, места для инвалидов около торговых центров, скамейки в торговых залах, чтобы больной человек мог передохнуть, звонок у входа в аптеку, чтобы можно было вынести нужное лекарство. Все это требует не столько денег, сколько внимания и желания.

Еще я хотел бы обратиться к предпринимателям, чей бизнес связан с продажей сигарет, алкоголя. Тот, кто зарабатывает на таких товарах, должен вкладываться в социальную инфраструктуру, в строительство спортплощадок. Если ты подрываешь здоровье, ты должен тратиться на его восстановление.

Мы должны поменять формат социального запроса. Чтобы модно и престижно было быть нормальным и здоровым, чтобы были востребованы спортзалы и театры, чтобы бизнес наращивал капитал не за счет продажи сигарет или алкоголя, а за счет услуг для здорового образа жизни. Это уже вопрос гражданской позиции. И мы хотим видеть в бизнесе соратников.        

Мария Мишина

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: