Компания «ГУЛЛИВЕР»: 10 лет
6 ноября в компании «Гулливер» праздник: десять лет назад было создано первое подразделение этой торговой организации. На вопросы «Делового обозрения» отвечает управляющий компанией Александр СИКАЧИНА.
— Александр Николаевич, многие наши земляки считают, что «Гулливер» — это не ульяновская компания, а пришедшая со стороны. Развеем этот миф?
— Я тоже слышал такую версию. На самом деле «Гулливер» — самая что ни на есть ульяновская компания. И не просто сеть супермаркетов, а компания с историей.
Наши учредители — жители поселка Связь в Засвияжье. Десять лет назад они открыли свое дело — наше первое подразделение. Оптовая компания продавала продукцию фабрики «Волжанка».
Со временем появилась сеть оптовых филиалов — на Центральном рынке Ульяновска, на оптово-розничной базе по проспекту Гая, 100, а также в Заволжье и в Димитровграде.
Оптовая компания и сейчас развивает свой бизнес, представляя собой дистрибьюторскую компанию, которая продвигает известные торговые марки на территории Ульяновской области («Рошен», «Русский бисквит», «Wrigley», «Чупа-чупс»). В активах компании — собственный автопарк, складские помещения, опытный персонал и более тысячи клиентов.
Необходимость развития бизнеса в новых, современных форматах торговли стала основной движущей силой создания в 2002 году направления розничной торговли. Вникая в технологии самообслуживания, обучаясь новым стандартам работы, исправляя ошибки, мы за четыре года открыли 16 магазинов. Сегодня «Гулливер» предлагает покупателям достаточно большой ассортимент продуктов и товаров для дома в трех форматах: супермаркет, универсам, магазин у дома.
Ассортимент товаров в них достигает 10-11 тысяч наименований. Все магазины развиваются в рамках единой маркетинговой, ценовой, закупочной, операционной и кадровой политики.
В настоящее время общий торговый оборот составляет около 100 млн. рублей в месяц, в штате — более тысячи человек. Эти цифры говорят о вкладе нашей компании в экономику области, в ее социальную составляющую.
В 2004 году «Гулливер» открыл собственную централизованную фабрику-кухню — ООО «Волга-продукт». Это несколько цехов полуфабрикатов и готовых блюд, где производятся продукты из мяса и рыбы, горячие и холодные закуски, салаты. Мы готовы поставлять свои изделия и в другие торговые точки и на предприятия общественного питания.
— А какова ценовая политика вашей торговой компании?
— Политика нашей компании ориентирована, прежде всего, на клиента. Уровень цен — один из важнейших приоритетов. Мы еженедельно проводим мониторинг ценовой ситуации на рынке, ежемесячно анализируем изменение стоимости основных продуктов, раз в квартал производим оценку стоимости потребительской корзины в нашей сети и у конкурентов.
Пример: анализ потребительской корзины на 20 сентября. Сравнили цены на 22 основных вида продукции — стоимость потребительской корзины в нашей сети составила 853 рубля 95 копеек. Самая низкая ее цена у конкурентов составляет 811,4 рубля, самая высокая — 923,9 рубля (среди восьми торговых сетей мы заняли третье место).
Подобная практика позволяет нам быть конкурентоспособными и поддерживать в наших магазинах доступные для покупателя цены.
— «Гулливер» широко использует программы, связанные с применением дисконтных карт. Это тоже влияет на сохранение «своего» покупателя?
— Наши маркетологи ведут работу с владельцами дисконтных карт по нескольким направлениям. Недавно мы предложили новую услугу — карты «Семья». Карты дают возможность получить накопительные скидки в нашей сети и участвовать в клубной системе. Кроме того, по карточкам «Гулливер» можно получить скидки в других торговых предприятиях, в сферах обслуживания, общепита, развлечений и досуга (у компании «Гулливер» более 300 партнеров). Ко Дню пожилого человека наша компания разработала целевую социальную программу поддержки малообеспеченных и пожилых людей города. Через комитеты социальной защиты населения распространено 4000 дисконтных карт «Социальная», дающих право на пятипроцентную скидку на все товары в нашей торговой сети. Широкая программа лояльности покупателей объединяет более 40 тысяч человек.
— Наверное, участие компании в городских и областных социальных программах этим не ограничивается?
— Мы принимаем самое активное участие в социальных программах. Благотворительная деятельность становится повседневной, мы выделяем средства общественным организациям города и области, осуществляем целевую программу поддержки детского дома «Соловьиная роща», оказываем спонсорскую помощь в проведении спортивных мероприятий, учреждаем призы для победителей. Кроме того, в наших магазинах снижены торговые наценки на продукты для больных сахарным диабетом. Совместно с комитетами социальной защиты населения участвуем в программе поддержки малообеспеченных и пожилых жителей города, в соответствии с которой реализация наиболее значимых продуктов питания производится по низкой цене.
В рамках программы по сооружению универсальных спортивных площадок — «Подарим детям стадион» — c нашей помощью построено уже два стадиона в Засвияжье: на улице Орской, 1 и Рябикова, 77. Участвуем в программе по благоустройству города — «Симбирский дворик», оказываем помощь в строительстве храма Святого Иоанна Предтечи в Железнодорожном районе.
— Успешная торговля начинается с чистого и удобного зала. Как вы подготавливали новые магазины к работе?
— Состояние многих объектов требовало значительных инвестиций. В ремонте нуждались не только фасады и стены, но и вся инженерная система. Жители домов, конечно, довольны тем, что, наконец, нашелся хозяин, который все привел в порядок. Возле магазинов разбиты клумбы с цветами, благоустроены парковки для транспорта.
— Сейчас много говорят о новых технологиях в сфере торговли. Как они применяются в вашей компании?
— Новые технологии торговли связаны, прежде всего, с торговыми решениями и решениями в области управления. Грамотный маркетинг, отлаженный менеджмент — все компании стремятся к этому.
Создание своего, уникального торгового предложения, конкурентного преимущества — это постоянная работа, направленная на изучение и удовлетворение потребностей покупателя, создание дополнительных удобств, налаживание устойчивой обратной связи с покупателем.
Расширение ассортимента товаров для дома, установка банкоматов и прием к оплате пластиковых карт, отделы кулинарии, продажа свежего сока — это только видимая часть нашей ежедневной работы.
Звуковая фонограмма в торговых залах, видеомониторы с рекламой и потребительской информацией, даже фирменная одежда наших сотрудников — все это призвано сделать вашу покупку комфортной и приятной.
Но главное в торговле — конечно, человек. Высокий уровень сервиса — это добросовестная работа и заслуга сотрудников. Мы растим кадры внутри компании, развиваем свой учебный центр. Каждый сотрудник, начиная с продавца и заканчивая директором магазина, ежегодно проходит курс обучения.
Ориентируясь на потребности коллектива, мы наладили питание на работе и доставку персонала домой. Организуем корпоративные мероприятия и выезды, спортивные соревнования. Но прежде всего — уважительное отношение к сотрудникам.
Требования к персоналу высокие, нагрузки в торговле — интенсивные. Наряду с необходимостью владеть специальными знаниями и профессиональными качествами, сотруднику нужно выдержать и сменный характер работы, и продолжительность рабочей смены, необходимо обладать высокой эмоциональной устойчивостью, уметь в любой ситуации ответить покупателю улыбкой.
Контроль работы сотрудников в торговом зале очень строгий. Используется даже так называемая технология «таинственный покупатель», когда контролеры смешиваются с толпой и совершают покупки. Незаметно включив диктофон, расспрашивают продавцов о товаре. Могут даже бутылку вина разбить, чтобы посмотреть, какая будет реакция. Записи этих разговоров обсуждаем на совещаниях, делаем выводы.
Ориентация на потребности сотрудника, построение системы обучения и развития персонала, применение новых моделей контроля, оценки и мотивации персонала — вот наши технологии работы с людьми.
— Приходилось ли сталкиваться со случаями, когда покупатели воруют товары?
— Не скрою, воруют. Чтобы покрыть эти потери, приходится более жестко и эффективно работать над сокращением производственных затрат. А чтобы порядка в торговых залах было больше, в 2003 году мы создали свое частное охранное предприятие «Аргус». Задача сотрудников этого подразделения — грамотными действиями, соблюдая законность, сберечь товар от недобросовестных граждан и при этом не задеть права и интересы покупателей.
Цифры и факты
1996 год — образование оптовой фирмы.
2002-2006 годы — развитие сети магазинов самообслуживания «ГУЛЛИВЕР».
2003-й — организовано частное охранное предприятие «Аргус».
В августе 2003 г. начинает действовать Дисконтная система «Гулливер».
2004 год — открыто собственное производство полуфабрикатов и готовых продуктов.
Сейчас в компании «Гулливер» работает около 1000 человек, в день они обслуживают более 25 000 покупателей.
40 000 ульяновцев имеют дисконтные карты «Гулливер», дающие право на скидки в сети магазинов до 7% и фиксированные скидки более чем в 300 торговых предприятиях города.
В 2005 году при обороте более 670 млн. рублей в бюджеты всех уровней было внесено 11 млн. налоговых отчислений.
На сегодняшний день компания объединяет 16 розничных предприятий. Общая торговая площадь составляет более 10 000 кв. м.
Ежемесячный оборот розничной компании с августа 2002 года вырос в 30 раз.
— Как организована работа с поставщиками?
— О наших партнерах нужно сказать особо. Их более 250. За эти годы со многими сложилось долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество, которое является основой нашего стратегического развития. С поставщиками мы сегодня связаны не только договорами поставки и маркетинговыми соглашениями, но и теплыми человеческими, дружескими отношениями.
Поддержка местных товаропроизводителей — генеральная линия в работе с поставщиками, поскольку это не только пополнение бюджета области, но и развитие предпринимательства. Да и покупатели предпочитают свежие продукты, произведенные ульяновскими предприятиями.
— Какие бы вы назвали самые главные проблемы в развитии торговых сетей?
— Отсутствие подготовленных торговых площадей, земельных участков для строительства. Не всегда имеющаяся возможность получения долгосрочных кредитов и инвестиций. Кадровый «голод». Это — часть проблем, которые, я надеюсь, мы решим уже в новом для нашей компании десятилетии.