€ 106,14
$ 97,55
¥ 13,67
Кому нужна конкуренция?
Ценовые ралли августа-сентября дали почву для новых дискуссий об антимонопольном регулировании рынка. Кто с кем в нашей стране конкурирует и кого нужно защищать?
«По признакам нарушения»
В июне, когда ФАС опубликовала доклад о состоянии конкуренции в стране за 2009 год, о грядущей аномальной жаре не догадывались, пожалуй, даже синоптики. Но уже тогда было сказано, что позиции России в рейтинге Всемирного банка DoingBusiness ухудшаются – с точки зрения развития конкуренции.
А месяц спустя природные аномалии стали катализатором аномалий рыночных, когда главными действующими лицами на конкурентном поле оказались административные и правоохранительные органы. Исполнительная власть «держала руку на пульсе» бьющихся в истерике цен и обещала «своевременно выявить и пресечь». Население же, привыкшее не особо доверять официальным обещаниям, опустошало прилавки – обеспечивая тем самым новый виток цен. Сентябрьский опрос фонда «Общественное мнение» показал, что 81% россиян опасается дальнейшего удорожания продуктов, товаров и услуг.
Целью массовых проверок ФАС и прокуратуры стало выявление фактов нарушения антимонопольного законодательства. В первую очередь – ценового сговора и необоснованного повышения цен.
Вот хроника ленты новостей: Управление ФАС в Татарстане рассматривает дело о возможном ценовом сговоре между основными зернопереработчиками республики; в Краснодарском крае – возбудило ряд дел против поставщиков гречки, повысивших цену более чем на 40%; в Омске – вынесло решение в отношении производителей молока; в Хакасии – возбуждает дела в связи с необоснованным завышением цен на муку… По данным пресс-службы ФАС России, по состоянию на 15 сентября федеральная антимонопольная служба возбудила 123 дела по результатам мониторинга цен на социально значимые продукты питания.
Прокуратура? Областная Тульская объявила «предостережения о недопустимости нарушения законодательства о ценообразовании» нескольким хлебоперерабатывающим предприятиям. Волгоградская – рекомендовала администрации региона «принять дополнительные меры по стабилизации цен на продукты первой необходимости». «Каждому факту злоупотреблений в сфере ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и основные продукты питания, нарушения антимонопольного законодательства будет дана самая жесткая оценка вплоть до уголовно-правовой», – гласит пресс-релиз Ульяновской областной прокуратуры.
Где во всем этом законодательное регулирование рынка, а где – административное давление на поставщиков и производителей? Грань очень зыбкая.
Что бизнес? А здесь – по-разному. Мукомолы в Татарстане назвали доводы о нарушении ими части 1 статьи 11 закона «О конкуренции» необоснованными и предвзятыми. Поставщики зерна из Ростовской области и Краснодарского края, переключившись после запрета на экспорт на внутренний рынок, предлагают пшеницу дороже 11 тыс. рублей за тонну. Внутренний рынок в шоке. Пока закрытие экспорта и проверки ФАС сдерживают в регионах рост цен на пшеницу, «безнадзорные» рожь и ячмень стремительно дорожают. Станет ли ржаной хлеб дороже пшеничного? Вполне возможно.
Крупные оптовики – «снимают сливки». А ряд розничных сетей пытается противостоять ценовым притязаниям производителей продовольствия, жертвуя частью своей маржи. Чтобы удержать покупателя, торговую наценку снижают порой максимально. По данным журнала «Эксперт», в 2009 году крупнейшие продовольственные сети России заплатили за повышение цен поставщиков от 1 до 40% маржи. Каким будет процент в аномальном 2010-м, еще подсчитают.
В региональном разрезе
Появление «регионального измерения конкурентной политики» федеральные аналитики назвали ключевым событием года. В мае 2009-го Правительство РФ утвердило Программу развития конкуренции в стране, а регионам велено было разработать собственные программы.
Минэкономразвития, курирующее эту работу, рекомендовало не оставить без внимания АПК, розничную торговлю, розничную реализацию нефтепродуктов, фармацевтическую отрасль, строительство, здравоохранение, сферу информационно-коммуникационных технологий и связи, ЖКХ, пассажирские перевозки. Почему именно их? Потому что на этих рынках совершается более половины нарушений антимонопольного законодательства.
С декабря 2009 года Минэкономразвития и ФАС проводят рейтинг региональных программ. По состоянию на май 2010-го Ульяновская область значилась в числе регионов, программы которых требуют «значительных дополнений и существенной доработки». Но в этой категории мы отнюдь не одиноки. Регионов, программы которых требуют «небольших изменений и совершенствования», – всего-то десятка полтора. А идеальных, которые бы полностью устраивали федеральную власть, и вовсе нет.
Программа развития конкуренции в Ульяновской области утверждена постановлением губернатора в августе 2009-го. Что из «запрограммированного» удалось воплотить, что – не получается? Этот вопрос «ДО» адресовало куратору региональной программы, министерству экономики.
- Программа является «живым» документом, в целом ее мероприятия реализуются, – говорит министр экономики Олег Асмус. – Конечно, это только начало пути (основная часть мероприятий рассчитана до 2012 года), но уже можно говорить о результатах. Выросло количество электронных аукционов, все муниципальные образования подключены к Единой информационно-аналитической системе, постоянно увеличивается реестр инвестиционных проектов в области.
Но Минэкономики признает, что уровень развития конкуренции в нашем регионе недостаточен. Особенно – в перерабатывающей промышленности и оптовой торговле. Высококонцентрированным является рынок электрической энергии в границах Ульяновской области. Причина – труднопреодолимые экономические, административные и технологические барьеры входа на рынок. У фармрынка другая беда: по причине убыточности массово сокращаются мелкие киоски и аптечные пункты, производственные аптеки. Вероятнее всего, тенденция к формированию крупных аптечных сетей, которые будут включать в себя или вытеснять одиночные аптечные учреждения, продолжится и дальше. С большими трудностями сопряжено вхождение на региональный рынок жилищного строительства. Уровень конкуренции здесь высок, строительные организации выживают, как правило, за счет привлечения большого числа дольщиков.
Ульяновский региональный фонд поручительств, областной бизнес-инкубатор, фонд микрофинансирования – это все для создания равной конкурентной среды. Муниципалитеты сегодня разрабатывают местные программы развития конкуренции. Если бы равные рыночные условия можно было «запрограммировать»...
Что будем «править»
– Конкурентная среда в своем развитии значительно приостановилась, – заявил нынешним летом первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов. – У нас наблюдаются хорошо развивающиеся отдельные отрасли, но вместе с тем мы переживаем и монопольные тенденции, которыми необходимо серьезно заниматься.
Как бы ни галопировали цены на продовольствие в августе-сентябре, розничная торговля остается одним из самых конкурентных рынков. Какие – неконкурентные? Цитируем доклад ФАС России по 2009 году:
- За длительный период (более 10 лет) наблюдения антимонопольных органов за состоянием конкуренции на рынках нефтепродуктов на них не появилось новых, обладающих сколько-нибудь заметной долей на рынке хозяйствующих субъектов, а перераспределение долей если и происходит, то за счет взаимных поглощений или приобретения активов одними участниками рынка у других;
- рынки похоронных услуг в большинстве муниципальных образований и городских округов относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией;
- розничные рынки электрической энергии (мощности) во всех субъектах РФ характеризуются высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции.
Как пояснили «ДО» в УФАС России по Ульяновской области, российское антимонопольное законодательство принципиально разнится с европейским. Если в Европе приоритетен запрет согласованных действий на товарных рынках, то в России чаще всего применяются запреты злоупотребления доминирующим положением на рынке. Вот пример Ульяновского УФАС России: в первом полугодии 2010 года рассмотрено 21 дело по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке и лишь одно – по признакам совершения согласованных действий. Да, российское антимонопольное законодательство приближают к нормам европейского, но законы подчас лишь фиксируют реальность.
А на подходе – новый пакет поправок в закон «О защите конкуренции». Эксперты говорят, что третий антимонопольный пакет стал попыткой исправить перегибы второго, принятого Госдумой в 2009 году. Второй критиковался, прежде всего, за то, что предусматривал уголовную ответственность и крупные оборотные штрафы за согласованные действия – нарушение, наличие которого устанавливается экспертной оценкой Федеральной антимонопольной службы.
- В первую очередь, третий антимонопольный пакет направлен на либерализацию норм антимонопольного законодательства, в том числе и в части вертикальных соглашений, – поясняет руководитель УФАС России по Ульяновской области Геннадий Спирчагов. – Предлагается расширить перечень случаев, когда цена не может быть признана монопольно высокой. А при определении монопольно высокой цены антимонопольная служба все чаще станет руководствоваться методом сопоставимых рынков, принимать во внимание мировые цены и индикаторы биржевых торгов.
Будет уточнено понятие согласованных действий. Определение должно содержать квалифицирующие критерии, по которым можно будет отличить просто параллельные действия на рынке (вызванные общими для всех условиями) от согласованных действий. Поправки в Закон «О защите конкуренции» предусматривают разделение понятий «соглашения» и «согласованные действия» на две разные статьи. Но срок обжалования решений антимонопольного органа останется таким же – три месяца.
Предлагается отказаться от так называемой нотификации соглашений – необходимости участников рынка уведомлять ФАС о заключенных соглашениях. А согласованные действия выводятся из разряда уголовно наказуемых в сферу административной ответственности. Еще одно послабление – замена оборотных штрафов фиксированными для тех отраслей, которые работают с большим оборотом и минимальной рентабельностью.
Добросовестная конкуренция – успешная экономика
Конкурс под таким названием УФАС России по Ульяновской области совместно с «Деловым обозрением» провели летом 2010 года. Всем желающим мы предложили ответить на вопросы: что нужно сделать для развития конкуренции в стране (регионе) правительству и антимонопольной службе и какова роль в этом процессе бизнеса и граждан?
Вот что думают ульяновцы:
- Конкуренция должна быть здоровой, а не так, чтобы у кого больше денег, тот и впереди. Условия должны быть равными: кто-то работает с нуля, а кто-то вкладывает неизвестно откуда взявшиеся средства и перебивает цены. Большая часть рынка держится на малом бизнесе, к его развитию должно быть повышенное внимание, должны быть доступны кредиты, реклама, свободное обращение к руководству городом, областью.
- Прежде всего, остро стоит вопрос обеспеченности кадрами и оборудованием. Производство качественной продукции, товаров, работ и услуг требует подготовленных специалистов и сильной материальной базы. Век технического прогресса продолжается, и устаревшее оборудование и отсутствие инновационных технологий существенно тормозит развитие добросовестной конкуренции.
- Необходимо создавать местные реестры фирм, в которых граждане приобретают товары и услуги. Хорошо, если реестры будут массово доступны и будут основываться на результатах конкурсов и аттестаций (причем реальных, а не приобретенных за энную сумму). На региональном уровне должны действовать программы стимулирования малого бизнеса, как в сфере оказания услуг, так и продажи товаров, различные для каждой отрасли.
- Если рассматривать вопрос развития конкуренции как региональную задачу, то необходимо обратить внимание на конкурентные преимущества региона. Сегодня для развития конкуренции с другими регионами необходимы человеческие ресурсы (кадры) – творческие лидеры со здоровыми амбициями, любящие свою малую родину, наделенные профессиональными навыками, способностями, образованием. Необходимо в программе развития Ульяновского региона заложить (создать) условия для привлечения экспертов ульяновского рынка труда, способных находить и привлекать талантливых специалистов, в том числе из других регионов (стран).
А Юлия Калинина, ставшая победителем в нашем конкурсе, резюмирует:
Для стимулирования конкуренции необходимы:
• гражданская ответственность, сознательность;
• большее просвещение людей о законодательстве;
• программы поддержки малого и среднего бизнеса;
• препятствование сговору фирм и властей;
• строгое регулирование;
• продвижение инноваций;
• установление связи инвесторов с теми, у кого есть новые идеи, – с наукой, с бизнесом.